Недействующий

Об утверждении Лесного плана Ямало-Ненецкого автономного округа (с изменениями на 27 ноября 2018 года) (утратило силу на основании постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.02.2019 N 19-ПГ)



Таблица 2.7.1.1


Стадии рекреационной дигрессии

Стадии рекреационной дигрессии

Характер изменений лесной среды под воздействием рекреационного использования

1

2

1

Изменения лесной среды не наблюдается: подрост, подлесок и напочвенный покров не нарушены, являются характерным для данного типа леса. Проективное покрытие мхов - 30 - 40%, травостоя из лесных видов - 20 - 30%. Древостой совершенно здоров, с признаками хорошего роста и развития. Регулирование рекреационного использования не требуется

2

Изменение лесной среды незначительно. Проективное покрытие мохового покрова уменьшается до 20%, травяного - увеличивается до 50%. Появляются луговые травы. В подросте и подлеске поврежденные и усыхающие экземпляры составляют 5 - 10%. В древостое больные и усыхающие деревья составляют не более 20% от общего количества. Требуется незначительное регулирование рекреационного воздействия

3

Изменение лесной среды средней степени. Мхи встречаются только у стволов деревьев (5 - 10%). Проективное покрытие травостоя 80 - 90%. Подрост и подлесок средней густоты, поврежденных и усыхающих экземпляров около 50%. Больных и усыхающих деревьев от 20 до 50%. Требуется значительное регулирование рекреационной нагрузки

4

Изменение лесной среды в сильной степени. Мхи отсутствуют. Травяной покров до 40%. В древостое от 50 до 70% больных и усыхающих деревьев. Подрост и подлесок редкий. Требуется строгий режим рекреационного воздействия

5

Лесная среда деградирована. Моховой покров отсутствует. Травяной покров составляет не более 10%, почти все злаки. Подрост и подлесок отсутствуют. Древостой изрежен, больных и усыхающих деревьев более 70%. Рекреационное пользование запрещается, требуется восстановление лесной среды


Рекреационная деятельность в лесу оценивается с помощью количественных показателей: интенсивность рекреационного использования, рекреационная нагрузка, допустимая рекреационная нагрузка, рекреационная емкость объекта.


Рекреационная нагрузка определяется количеством людей, отдыхающих на единице площади лесов (1 га) в определенный промежуток времени (час, день, месяц, сезон, год). Допустимая рекреационная нагрузка - это нагрузка, не превышающая способностей лесных биогеоценозов к самовосстановлению при неопределенно длительном ее воздействии. Она приводит в основном к слабым нарушениям, т.е. вносит незначительные изменения в отдельные элементы биогеоценозов, не изменяя их структурную и функциональную устойчивость. Для устранения последствий антропогенного воздействия не требуется целенаправленного лесоводственного вмешательства. Предельно допустимая рекреационная нагрузка - максимальная нагрузка, при которой биогеоценоз сохраняет свою жизнеспособность, приводит к существенным изменениям в структуре биогеоценоза, но не нарушает его функциональную устойчивость. Для устранения последствий требуется или периодическое снятие нагрузок, или активное лесоводственное вмешательство. Чрезмерная рекреационная нагрузка приводит к необратимым изменениям отдельных элементов биогеоценоза, постепенной потере его структурной, функциональной и позиционной устойчивости.


Средняя допустимая рекреационная нагрузка для сосновых лесов Западной Сибири составляет 5 чел./га. Учитывая, что сосновые насаждения среди других формаций по устойчивости занимают среднее положение, приведенные нагрузки можно использовать при укрупненных расчетах для всех лесов.


Для конкретных рекреационных лесных объектов (парки, базы отдыха и др.) допустимая рекреационная нагрузка рассчитывается с учетом коэффициента, характеризующего степень благоустройства территории (1 - неблагоустроенные леса, 2 - 3 - парки, 3 - 5 - стационарные объекты отдыха). Рекреационная емкость объектов - максимальное количество людей, которые могут одновременно отдыхать в пределах данного объекта, не вызывая деградацию биогеоценоза и не испытывая психологического дискомфорта. Она зависит от допустимой рекреационной нагрузки, степени благоустройства территории и функциональных особенностей отдыха.


Подробная оценка экологической ситуации, мероприятия, проводимые по контролю в разных сферах деятельности, оценка качества природной среды и состояния природных ресурсов приведены в докладе администрации автономного округа "О состоянии окружающей среды в Ямало-Ненецком автономном округе в 2012 году".


(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 09.11.2015 N 181-ПГ)


Специализированных работ по оценке экологической ситуации именно в рекреационных лесах автономного округа не проводилось. Не вызывает сомнения необходимость изучения предельной экологической емкости используемых для рекреации природных ландшафтов, в том числе определение степени их деградации и загрязнения. В первую очередь необходимо определение фактических рекреационных нагрузок и предельно допустимых изменений природных ландшафтов в пределах территорий, подверженных сильному техногенному воздействию (месторождения нефти и газа).


Абзацы десятый - двенадцатый утратили силу. - Постановление Губернатора ЯНАО от 09.11.2015 N 181-ПГ.


Ведомственная целевая программа "Первоочередные меры по развитию туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2007 - 2009 годов", утвержденная постановлением Администрации автономного округа от 15 марта 2007 года N 110-А, направлена на формирование современного и конкурентоспособного туристского продукта, активное развитие въездного туризма. В соответствии с данной Программой к первоочередным мерам по развитию туризма в автономном округе отнесена разработка туристских маршрутов. Автономный округ, а особенно Полярный Урал, является одним из наиболее привлекательных для туристов регионов. В настоящее время существует ряд действующих туристских маршрутов (приложение N 6 к данной Программе) и большая возможность для разработки новых туристских маршрутов (приложение N 7 к данной Программе), общее количество которых может превышать 60.


Туристские ресурсы автономного округа составляют богатейший культурный потенциал: уникальные природные красоты Полярного и Приполярного Урала, особо охраняемые природные территории, богатые фауна и флора, самобытный уклад жизнедеятельности малочисленных народов Севера - ненцев, ханты, селькупов, местные историко-краеведческие музеи. Известность в стране получили туристические бренды "Полярный круг" и "Ямал".


В Горнокнязевске функционирует природно-этнографический комплекс под открытым небом, который посещает большое количество гостей окружной столицы. Разработаны многодневные водно-горные комбинированные маршруты по реке Собь, маршрут по "мертвой дороге" - 501 стройке ГУЛАГа с посещением лагерей и бараков, эколого-краеведческие маршруты и специализированные туры - охота, рыбалка, посещение национальных праздников. С 2000 года работает детский туристический лагерь водного туризма "Северные просторы", расположенный в красивейшем месте предгорий Урала.


Обозначаются и начинают развиваться центры будущих туристско-рекреационных зон. Центрами горного туризма могут стать Лабытнанги и Харп, п. Красноселькуп - центром культурно-познавательного туризма с посещением легендарной Мангазеи. Старинное село Ратта, расположенное у северных окраин Верхнетазовского заповедника, может стать центром экологического и этнографического туризма. Салехард притягателен для развития делового, событийного туризма, а пос. Октябрьский близ Лабытнанги - перспективный центр горнолыжного курорта. Уникальна природа Шурышкарского района - ее акватория, флора, фауна. На его территории действует Куноватский государственный заказник - место гнездовий редчайшей птицы планеты - белых журавлей - стерхов. Интерес для туристов представляет Горнохадатинский биологический заказник, в котором проводятся работы по реакклиматизации мускусного быка (овцебыка) и акклиматизации североамериканского бизона. Для организации этнографических туров интересна фактория Лаборовая в Приуральском районе с уникальной семейно-родовой школой, обучение и воспитание в которой строится на этнических традициях.


Обладая значительным и своеобразным туристическо-рекреационным потенциалом, автономный округ занимает весьма скромное место на рынке туристских услуг. В настоящее время в сфере организации туризма работает 17 организаций, ориентированных, в основном, на выездные туры. Сфере въездного, внутреннего и социального туризма не уделяется должного внимания. Необходимо создать инфраструктуру въездного туризма, реорганизовать и реконструировать материальную базу рекреации.