Формирование гражданского общества непосредственно связано с созданием самоуправляемых и добровольных гражданских объединений, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций. В городе Севастополе наблюдается стремительный рост количества некоммерческих организаций, а деятельность многих из них имеет четко выраженный социальный и благотворительный характер. Вместе с тем формирование гражданского общества зависит не только от количества СОНКО и их активности при реализации интересов объединившихся граждан, но и от наличия эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления муниципальных образований с СОНКО при решении задач социально-экономического развития города. Важным направлением деятельности власти должна стать работа по активизации и стимулированию развития общественных инициатив и формированию муниципальных программ во внутригородских муниципальных округах города. Финансовая поддержка общественных инициатив, решения о принятии муниципальных программ, оказывающих поддержку СОНКО, в городе Севастополе должны приобрести системный характер.
Город Севастополь занимает достойное место среди городов федерального значения по количеству зарегистрированных НКО. Количество вновь регистрируемых НКО увеличивается: если до 2013 года регистрировались в среднем 8 организаций в год, то в 2014 году зарегистрировано 137 организаций, из них 10 благотворительных организаций, что составляет 7,3%, в 2015 году - 335 организаций, из них 15 благотворительных организаций, что составляет 4,5%.
По состоянию на 22 сентября 2015 года в ведомственном реестре Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю зарегистрированы 592 организации, из них 472 некоммерческие организации, действующие на территории города Севастополя, - СОНКО. Наиболее значимую долю в общем количестве СОНКО занимают НКО, реализующие проекты социальной направленности (в сфере образования, здравоохранения, медицины, физкультуры и спорта, социальной политики и культуры), - 94,7%, благотворительные организации - 5,3%.
В городе активно развивается добровольчество и благотворительная деятельность. Создаются организации, которые призваны оперативно реагировать на острые социальные проблемы общества и оказывать помощь социально уязвимым категориям граждан. Укрепление и развитие СОНКО, как необходимого института представительной демократии, позволит обеспечить взаимодействие гражданского общества и государства в реализации конституционных прав и интересов граждан, а также развитие социальной, культурной и образовательной сфер города Севастополя, позволит увеличить потенциал СОНКО в несколько раз.
В связи с необходимостью решать социально значимые проблемы населения, используя потенциал СОНКО, актуальными остаются вопросы повышения правовой культуры и профессиональной грамотности активных представителей гражданского общества. Сегодня СОНКО должны перестать рассматривать себя как замкнутые системы, реализующие уставные цели с помощью государственных средств. Ориентация на потребителя должна стать одной из главных стратегий их деятельности. СОНКО должны обратиться к изучению пожеланий и потребностей клиентов, работе с различными группами потребителей услуг, диверсификации деятельности. Большую актуальность приобрели задачи по формированию положительного общественного отношения к деятельности СОНКО. Для этого необходимо создавать условия для обеспечения информированности жителей города Севастополя о целях и результатах работы СОНКО.
Среди перспективных форм совместной работы СОНКО и средств массовой информации можно назвать такие, как вовлечение средств массовой информации в деятельность СОНКО, регулярное размещение публикаций и сюжетов и ведение специальных тематических рубрик о деятельности СОНКО, проведение специальных мероприятий для журналистов, проведение информационных кампаний и социальных акций. Информация о деятельности СОНКО размещается на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, предполагается выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики; налаживание равноправного общественного диалога по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого станут основой принимаемых нормативных решений и обеспечат общественный консенсус по основным вопросам развития России.
Новая модель развития общества, обеспечивающая высокий уровень доверия граждан к государственным и общественным институтам, включает:
- дальнейшее развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций (далее - НКО);
- повышение роли институтов гражданского общества в устойчивом развитии отдельных территорий и страны в целом;
- развитие новых форм социального партнерства, гражданского контроля за деятельностью государства и корпораций и механизмов общественной экспертизы готовящихся решений;
- содействие развитию практики благотворительной и добровольческой деятельности граждан и организаций;
- создание прозрачной конкурентной системы государственной поддержки негосударственных НКО.
Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в городе Севастополе на 2016 - 2020 годы разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям".
Реализация данной Программы позволит объединить усилия различных структур органов исполнительной власти города Севастополя, привнести системный подход в реализацию государственной политики по поддержке институтов гражданского общества и за короткий срок получить ощутимые положительные результаты в развитии деятельности СОНКО.
Государственная программа направлена на обеспечение преемственности достигнутых на сегодняшний день основных форм взаимодействия и сотрудничества СОНКО с властью, даст дополнительный импульс общественно-гражданским инициативам, развитию некоммерческих организаций, имеющих проекты социальных программ, обеспечит выход системы финансовой поддержки СОНКО в городе Севастополе на новый качественный уровень.
В связи с этим необходимо продолжить работу по:
- формированию и развитию системы поддержки СОНКО со стороны государства;
- совершенствованию конкурсных механизмов для реализации Программы;
- повышению информированности населения о деятельности СОНКО;
- оказанию информационной и консультационной поддержки СОНКО;
- повышению профессиональной и социальной компетентности руководителей, активистов и добровольцев, участвующих в деятельности СОНКО;
- развитию системы взаимодействия власти, коммерческих организаций и СОНКО.