Недействующий

Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Башкортостан до 2020 года (с изменениями на 2 августа 2019 года)



2.7.1. Общая характеристика современного состояния транспортного комплекса Республики Башкортостан


Транспортный комплекс Республики Башкортостан в настоящее время является одним из самых развитых в Российской Федерации. Транспортная система республики включает все виды транспорта и играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. В значительной степени это обусловлено срединным экономико-географическим положением республики, ее транзитной ролью между Востоком и Западом России. Республика Башкортостан расположена на стыке Европы и Азии и является своеобразным "мостом" между ними. Территория республики граничит с Пермской, Свердловской, Челябинской и Оренбургской областями, а также с республиками Татарстан и Удмуртия.


В целом геополитическое положение республики благоприятно для экономического развития, как по обеспечению необходимого состава минерально-сырьевых ресурсов, так и выгодного товарообмена готовой продукции. Соседство республики с развитыми регионами, отличающимися от нее природными ресурсами и структурой экономики, способствует углублению экономических, интеграционных процессов и укреплению транспортных связей с этими регионами, в том числе с городами Оренбургом, Магнитогорском, Челябинском, Пермью и др.


При большом разнообразии богатейших природных ресурсов развитие транспорта, обеспеченность территории средствами сообщения имеет большое значение. Транспорт занимает одну из ключевых позиций в народно-хозяйственном комплексе республики Башкортостан и представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, воздушным, речным и трубопроводным, осуществляющим перевозки грузов и пассажиров.


Основу транспортной сети республики составляют железнодорожная сеть, центром которой является Уфимский транспортный узел, к которому подходят пять радиальных железнодорожных направлений и автомобильные дороги федерального значения М5 "Урал", М7 "Волга" и автодорога Уфа - Оренбург, включенная Постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 N 920 в перечень дорог федерального значения.


По железной дороге Башкортостан имеет прямой выход к Западному Казахстану, низовьям р. Волги, Северному Кавказу, Узбекистану и Туркменистану. На долю Республики Башкортостан приходится 1,7% железных и 3,3% автомобильных дорог общего пользования России, 1% воздушных трасс, почти 1,1% внутренних водных судоходных путей и 8,3% магистральных трубопроводов. По территории республики проходят наиболее мощные нефтепроводы диаметром 1220 мм.


Существующий транспортный каркас, обеспечивающий пространственное и функциональное единство республики, образуют:


широтные железнодорожные магистрали Самара - Уфа - Челябинск и Ульяновск - Уфа, которые обеспечивают транспортные связи не только республики с западными и восточными регионами России, но и связь западных и центральных районов страны с Уралом, Средней Азией, Сибирью и Дальним Востоком;


автомобильный дублер широтной железнодорожной магистрали - автодорога "Урал" - Самара - Уфа - Челябинск;


железнодорожная магистраль Уфа - Оренбург, по которой осуществляются товарно-сырьевые связи Республики Башкортостан с Центрально-азиатским регионом;


автомобильный дублер железнодорожной магистрали - автодорога Уфа - Оренбург;


железнодорожная магистраль Уфа - Магнитогорск обеспечивает транспортные связи республики с сырьевыми районами Челябинской области.


Развитие транспортной сети республики характеризуется показателями плотности путей сообщения, приведенными ниже, в таблице.