таблица 116
Основные показатели | Год | ||||
1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), км: | |||||
железнодорожные пути | 1518 | 1475 | 1457 | 1457 | 1457 |
автомобильные дороги - всего из них: | 34894 | 35061 | 34674 | 34808 | 34897 |
с твердым покрытием | 28960 | 30541 | 30642 | 30776 | 30877 |
внутренние водные судоходные пути | 891 | 872 | 929 | 929 | 929 |
магистральные трубопроводы | 9593 | 9971 | 9437 | 9447 | 9437 |
Перевезено грузов транспортом общего пользования, млн. т | 268,3 | 153,6 | 153,8 | 161,8 | 151,8 |
Грузооборот транспорта общего пользования, млрд. т-км | 96 | 149,6 | 202 | 202,4 | 207,2 |
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек | 912,2 | 699 | 573,2 | 535,6 | 508,5 |
Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд. пасс-км | 10,7 | 8,3 | 7,6 | 7,2 | 7,2 |
Анализ деятельности предприятий транспорта за последние годы показывает, что с 1995 по 2007 гг. значительно увеличилась протяженность дорог с твердым покрытием - на 1917 км. Более чем в 2 раза вырос показатель грузооборота транспорта общего пользования при некотором сокращении объемов грузовых перевозок. За эти годы также продолжают сокращаться объемы перевозок пассажиров и пассажирооборот.
На диаграммах продемонстрировано распределение грузооборота и пассажирооборота по видам транспорта общего пользования (по показателям работы транспорта за январь - август 2009 года).
В общей структуре грузооборота ведущее место принадлежит трубопроводному транспорту - 76%, затем следует железнодорожный - 20%, автомобильный - 1%, внутренний водный - 3%.
В структуре пассажирских перевозок преобладающим является автомобильный транспорт, на долю которого приходится 69% общего пассажирооборота, на долю железнодорожного транспорта - 30%.
Основное значение в освоении грузооборота имеют железные дороги. Как видно из приведенных выше показателей обеспеченности территории железными дорогами, плотность железных дорог в Республике Башкортостан выше, чем в среднем по России, в 2 раза, что характеризует республику как район с развитой железнодорожной сетью на территории России.
Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги, обслуживающее территорию республики, является составной частью магистрали Москва - Урал - Сибирь, организованное в 1960 году из Уфимского, Стерлитамакского, и Бугульминского отделений бывшей Уфимской железной дороги. Отделение дороги обслуживает предприятия промышленности, строительства, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства Республики Башкортостан и прилегающие районы Республики Татарстан (участок Уруссу - Бугульма, протяженностью 65 км), Челябинской области (участок Аша - Кропачево, протяженностью 56 км), Оренбургской области (участок Мурапталово - Тюльган, 24 км).
Территория обслуживания Куйбышевской железной дорогой является уникальной по степени концентрации здесь предприятий нефтехимической промышленности. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы: "Новойл", "Уфимский НПЗ", "Уфанефтехим", "Салаватнефтеоргсинтез" и др. дают в общей сложности почти 60% всей погрузки по дороге, хотя основной объем нефтяного грузооборота приходится на трубопроводный транспорт.
Следует отметить развитость трубопроводного транспорта в Республике Башкортостан. Значительная часть трубопроводного транспорта внутриреспубликанского значения расположена стальным кольцом, объединяющим все эксплуатируемые нефтедобывающие районы и нефтеперерабатывающие заводы Башкортостана, что дает возможность регулировать поток нефти на заводы республики и дальнейшую поставку ее на Восток - в Сибирь и Казахстан, на Юг - в Оренбургскую область, на Запад - в Самарскую область, Татарстан, в центральную часть России и далее.
С Северо-Востока на Запад - Юго-Запад проходит большое количество нефтегазопроводов и продуктопроводов большого диаметра. Одним из самых мощных по территории Республики проходит коридор Курган - Челябинск - Уфа - Альметьевск. К сожалению, трубопроводы подвержены старению и в настоящее время на значительном протяжении требуют замены и ремонта. С 1995 г. общая протяженность магистральных трубопроводов сократилась на 156 км. Нехватка средств для ремонта приводит к учащению технических катастроф, особенно опасных, когда они происходят в транспортных коридорах.
Автомобильный транспорт играет исключительно важную роль для жизнедеятельности всей экономики республики. Плотность автомобильных дорог общего пользования по республике почти в 4,5 раза превышает среднюю плотность по России. Сеть автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан, в соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Башкортостан", представлена федеральными, региональными, межмуниципальными и муниципальными автодорогами. Федеральные дороги, как правило, дублируют железнодорожные трассы, составляя с ними коммуникационные транспортные коридоры. Основу автодорожной сети составляют автомобильные дороги федерального значения "Урал", "Волга" и а/д Уфа - Оренбург, включенная в перечень дорог федерального значения Постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 N 920.
Все железнодорожные выходы на территории республики дублируются федеральными автомобильными дорогами. В северной части республики автомобильные дороги - единственное постоянно действующее звено региональной транспортной системы.
В навигационный период для грузовых перевозок используются реки Белая и Уфа. Серьезным конкурентом железной дороге в перевозках нефти и нефтепродуктов является речной транспорт. Исследования показали, что в регионе обслуживания Куйбышевской магистрали на водный транспорт ежегодно уходит свыше 1 млн. тонн этого вида грузов.