КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2016 года N 206
Об утверждении Концепции развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2016 - 2020 годы
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 6 февраля 2021 года N 60
____________________________________________________________________
В целях развития потребительской кооперации в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2016 - 2020 годы.
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и с участием Союза организаций потребительских обществ Республики Татарстан до 1 декабря 2016 года разработать и внести в Кабинет Министров Республики Татарстан для утверждения план мероприятий по реализации утвержденной настоящим постановлением Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 8 апреля 2016 г. N 206
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2016 - 2020 ГОДЫ
1.1. В настоящей Концепции развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция) сформулированы основные цели и задачи развития потребительской кооперации в Республике Татарстан, содержание проблем и пути их решения, а также механизм реализации Концепции. Реализация Концепции должна обеспечить стабильное, поступательное развитие потребительской кооперации, повышение роли организаций потребительской кооперации в решении социально-экономических проблем и вопросов самодостаточности республики в сфере продовольственного обеспечения.
1.2. Под потребительской кооперацией в настоящей Концепции понимается система потребительских обществ и их союзов, организаций потребительской кооперации, создаваемых и действующих в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".
1.3. Потребительская кооперация республики призвана стать важной системой, осуществляющей заготовительную, перерабатывающую и торговую деятельность, предоставляющей услуги сельскому населению.
2.1. Основными целями развития потребительской кооперации в Республике Татарстан являются значительное увеличение производства сельскохозяйственной продукции и повышение благосостояния сельского населения.
2.2. Основные задачи, на решение которых направлена Концепция:
увеличение объемов закупок сельскохозяйственной продукции потребительскими обществами и кооперативами;
повышение деловой активности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
создание на базе потребительских обществ и кооперативов экономически эффективной, инвестиционно привлекательной системы производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
создание информационной системы поддержки потребительской кооперации;
развитие кадрового потенциала и профессионального образования работников потребительской кооперации.
3.1. Главная задача развития заготовительной отрасли потребительской кооперации - освоение ресурсов сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах жителей республики. Показатели работы заготовительной отрасли являются барометром деятельности всей потребительской кооперации.
Основными проблемами, препятствующими развитию заготовительной деятельности, являются:
отсутствие единой системы сбыта закупленной сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья;
недостаточность оборотных средств для развития материально-технической базы закупки и хранения продукции;
неоднородность качества закупаемой сельскохозяйственной продукции;
отсутствие специализированных кадров заготовительной отрасли.
Учитывая имеющиеся проблемы, приоритетными направлениями развития заготовительной деятельности потребительской кооперации являются:
развитие материально-технической базы заготовки и хранения сельскохозяйственной продукции, восстановление имеющихся, строительство новых овощекартофелехранилищ;
использование потенциала имеющихся производственных и торговых мощностей для первичной обработки (переработки), хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции;
восстановление и высокопроизводительное использование скотоубойных пунктов;
интеграция закупок с системой сбыта за счет создания на рынках торговых мест для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
оказание помощи владельцам личных подсобных хозяйств в выращивании овощей и других сельскохозяйственных культур с выделением им семян и с последующим выкупом выращенного урожая;
подготовка кадров по заготовительной деятельности;
вовлечение экономически активного, незанятого населения в деятельность по сбору лекарственно-технического и дикорастущего сырья.
3.2. Основные проблемы, характеризующие производственную деятельность потребительской кооперации:
низкий уровень технического и технологического обеспечения;
недостаточный ассортимент выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Приоритетами развития производственной деятельности потребительских обществ и кооперативов, оказания платных услуг и бытового обслуживания сельского населения являются:
объединение при необходимости предприятий в единые логистические схемы для сбыта готовой продукции;
интеграция кооперативного производства с системой заготовительной и торговой деятельности;
модернизация имеющихся и создание новых производств;
реализация проектов по снижению энергоемкости кооперативного производства;
освоение (загрузка) имеющихся производственных мощностей до уровня не ниже 80 процентов;
внедрение международной системы качества продукции и системы управления производством;
внедрение кооперативной торговой марки для продвижения продукции в торговой сети;
обеспечение участия потребительской кооперации в выставочных мероприятиях и ярмарках;
обучение специалистов новым технологиям для работы в производственных цехах;
формирование единой информационной системы поддержки производства и продвижения товаров на рынки;
внедрение выездной формы бытового обслуживания населения в отдаленных населенных пунктах, а также через прием в магазинах сети заказов на оказание услуг бытового обслуживания на дому заказчика;
взаимодействие по договорам с общественными и иными организациями на обслуживание ветеранов, инвалидов, социально незащищенных групп населения;
участие в реализации государственных и ведомственных целевых программ по развитию сферы бытового обслуживания;
проведение постоянного мониторинга по выявлению потребностей в необходимых услугах с учетом платежеспособного спроса потребителей.
3.3. Торговля - основное направление деятельности потребительской кооперации. Основным предназначением торговой деятельности является доведение до потребителей, пайщиков, членов потребительских обществ и кооперативов заготовленной и переработанной продукции. На потребительской кооперации лежит также социальная ответственность за обеспечение продовольствием и товарами первой необходимости жителей удаленных и малонаселенных пунктов.
Торговая деятельность потребительской кооперации отличается существенными особенностями, которые должны учитываться при определении ключевых направлений ее развития:
обслуживание значительной части сельского населения;
возможность частичного обеспечения потребностей торговли за счет производства собственной продукции.
Необходимо отметить, что:
значительное количество магазинов убыточно, особенно в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек, и выполняют в основном социальную функцию;
многие торговые точки находятся на значительном удалении от возможных логистических распределительных центров.
Приоритетами развития торговой деятельности потребительской кооперации должны стать:
расширение ассортимента реализуемой продукции, оказываемых услуг;
создание единого бренда торговых сетей, унифицированных стандартов оформления торговых объектов, обслуживания в них;
использование новых направлений торговли (заказ товаров через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и др.);
автоматизация торговых процессов (учет поступления и реализации товаров);
поддержка торговых кооперативов, имеющих большое социальное значение для небольших, отдаленных от районных центров населенных пунктов;
развитие выездной торговли (автолавки) для реализации продукции собственного производства и товаров первой необходимости;
обеспечение контроля и учета за эффективной эксплуатацией автолавок, полученных в качестве государственной поддержки в форме субсидий, посредством проверок выполнения графика выездной торговли, установки GPS-навигаторов;
привлечение инвестиционных ресурсов, свободных средств пайщиков и членов потребительских обществ и кооперативов.
3.4. Организация общественного питания является одним из направлений деятельности потребительской кооперации, имеющих социальное значение. Многие услуги носят эксклюзивный характер и крайне востребованы, особенно в сельских районах. Вместе с тем общественное питание - одна из наиболее сложных и трудоемких отраслей. Цель развития системы общественного питания - развитие в потребительской кооперации экономически оправданной системы доступного и качественного общественного питания, удовлетворяющей потребности населения.
Основные задачи развития системы общественного питания:
создание предприятий общественного питания и оптимизация их формата в соответствии с тенденциями современного рынка;
развитие отдельных предприятий общественного питания, имеющих особенности, не характерные для других организаций общественного питания;
развитие производства кулинарных, кондитерских изделий и полуфабрикатов на базе объектов общественного питания потребительской кооперации;
расширение рынков сбыта продукции за счет реализации через розничные сети;
охват каждой дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации района предприятиями общественного питания;
участие в тендерах по поставке своей продукции;
оптимизация перечня предоставляемых населению услуг по следующим критериям: комплексность, востребованность, эксклюзивность (возможное предоставление услуг, не предоставляемых другими субъектами) и конкурентоспособность;
развитие и совершенствование материально-технической базы;
механизация и автоматизация технологических процессов, внедрение высокопроизводительного оборудования для приготовления и отпуска пищи, эффективное использование новой техники, модернизация действующего оборудования, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов;
создание системы обеспечения и контроля качества продукции, разработка эффективной маркетинговой стратегии;
развитие ориентированных на различные группы потребителей сетей предприятий питания, учитывающих, в частности, национальную и обрядовую кухни, обеспечивающих организацию корпоративного, семейного (с досугом взрослых и организацией игровых комнат для детей), молодежного досуга с предоставлением широкого комплекса услуг, проведение культурных и развлекательных мероприятий; выезд специалистов по приготовлению пищи на дом, применяющих индустриальные методы приготовления пищи и доставки ее по заказам потребителей;
формирование и развитие сети придорожных точек общественного питания, детских кафе с предоставлением дополнительных услуг;
развитие сети магазинов "Кулинария" с созданием при них мини-пекарен, кондитерских, пирожковых цехов, вырабатывающих и реализующих широкий ассортимент собственной продукции.