Идеология образования - необходимое интегрирующее (переходное) звено, соединяющее философию образования, концепцию определенной СО и образовательную политику в единое целое. В идеологии образования теоретическая картина нового этапа развития образования переходит в национальную и государственно-значимую образовательную политику, а образовательная политика получает не только концептуальное обоснование, но и общественно необходимое оправдание, смысл и перспективу программно-целевого реформирования всей СО.
В настоящее время в связи с многопартийной системой в стране восстановлено многообразие проявлений идеологических форм общественного сознания. Более того, возникла потребность в основной "национальной идее" (национальной идеологии), интегрирующей общество и власть. Вакансии в идеологической сфере открыты. На "роль" национальной идеи может смело претендовать и гуманистическое образование в форме девиза: "Демократическое образование - шанс демократической России в XXI веке".
Для развития СО имеют значение не узкопартийные, социально-групповые идеологии, а универсальные, общественно значимые идеологические взгляды, отражающие общечеловеческое содержание и глобальные тенденции современной истории, несущие в себе общечеловеческие ценности культуры. Такая общественная идеология выражена в системе прогрессивных международных документов ООН, ЮНЕСКО и развивающих, конкретизирующих их федеральных государственных документах (Всемирная декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация о мире, Конституция РФ, Закон РФ "Об образовании", Национальная доктрина образования РФ, Федеральная программа развития образования).
Идеология образования - это система идей, принципов, установок, ценностей, целей, характеризующих общественно необходимые экономические, политические, правовые, философские, нравственные, эстетические стороны общего основания развития гуманистической СО под углом зрения интересов прогрессивного мирового сообщества, демократической части российского общества в каждом регионе.
Идеология образования - фундамент федеральной, региональной образовательной политики общества, государства и основа для разработки вариативных программ развития СО на всех его уровнях.
Новая идеология гуманистического образования должна развиваться и "вживляться" в СО только в демократических формах, без применения средств политического давления и преследования инакомыслящих. Применимы лишь методы аргументированного убеждения, эволюционной модернизации старой СО, постепенной переподготовки кадров для освоения новых идей и образовательных технологий. Общенациональная идеология гуманистического образования как система необходимых идей, взглядов, ценностей, отражающих новые общественные потребности людей в развитии образования, может иметь общие и региональные формы своего проявления.