1. Экономический аспект новой идеологии. Образование и наука - две главные опоры будущего, которые предполагают выработку новых знаний и их распространение, без чего невозможен расцвет человечества. Модернизация общества на пути его перехода от индустриального к информационному обществу, в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми, опирается на содержательное и структурное обновление образования (его модернизацию и реформирование). Образовательная сфера развитых стран превратилась в ведущий фактор экономической жизни, ее опережающее развитие формирует инвестиционную привлекательность страны и обеспечивает технологический прорыв. Экономический и научно-технический прогресс определяется повышением качества человеческого потенциала общества, которое обеспечивается всесторонним развитием гуманизации образования и более высоким качеством образования (особенно экономического). Глобальные проблемы, стоящие перед мировым сообществом и Россией, могут быть решены воспитанием в гуманистической системе образования культурного человека, способного понимать и творчески решать эти комплексные проблемы. Динамично развивающееся наукоемкое производство в значительной мере создается динамичным и вариативным развитием непрерывного образования, готовящего личность к творческой, самостоятельной деятельности в течение всей ее жизни. В век распространения организационных и образовательных технологий уже не ресурсы ограничивают разумные решения, а разумные решения создают ресурсы. Развивающееся и развивающее образование - неисчерпаемый ресурс человечества, основа лидерства страны в социальном прогрессе. Общество не может экономить на образовании, если не хочет лишиться самой экономики.
Главная экономическая проблема вывода российской системы образования из кризиса - российское общество должно перейти от режима остаточного бюджетного содержания своей СО к режиму ее оптимального инвестиционного развития в условиях адаптации гуманистической СО к социально ориентированной рыночной экономике.
Экономическая сущность гуманизации СО заключается в модернизации организационно-экономических основ ее формирования, развитии государственно-общественных форм управления СО, повышении оплаты и эффективности труда работников образования, преодолении информационного, технологического отставания, предоставлении хозяйственно-финансовой самостоятельности ОУ, формировании бюджета развития ОУ, смене федеральных нормативов и налогового режима финансирования сферы образования.
2. Политическая сторона (форма) новой идеологии образования. Развитие демократического общества - основа гуманизации образования, а гуманизация образования - средство совершенствования демократического общества в России. Демократизация всех сторон СО - путь преодоления в ней авторитарной педагогики и технократизма. Воспитание самостоятельной личности и субъекта деятельности в каждом из участников образовательного процесса, в конечном счете, завершается воспитанием и самовоспитанием их как свободных граждан, т.е. реализацией ключевой идеи НГСО.
В СО нет места монополии какой-либо политической идеологии и разжиганию борьбы разных идеологий, но всегда требуется уделять внимание развитию политической культуры субъектов образования, пониманию ими развития исторических и современных социально-политических систем общества.
Гуманистическая СО, ее коллективные и индивидуальные субъекты должны развиваться как субъекты гражданского общества и правового государства. Модернизация старой СО и становление новой НГСО являются приоритетной сферой общественных интересов, поэтому СО должна развиваться на основе общественно-государственного управления этой сферой, а также разделения ответственности. Российское государство и все компетентные государственные органы принимают на себя основную ответственность за разработку и реализацию НД, ФПРО, стратегии модернизации и реформирования СО в направлении его гуманизации и повышения качества, эффективности.
Переход к НГСО предполагает всемерное расширение и углубление участия различных общественных институтов, объединений гражданского общества в управлении реформированием и функционированием СО как в целом, так и на местном уровне.
Политические аспекты развития НГСО должны быть полностью согласованы с гуманистическими принципами современной международной политики в области образования и Декларацией о культуре мира (ООН). Руководящие принципы политики в области образования изложены в "Рекомендациях о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира" (ЮНЕСКО, Париж, 1974)<*>. Переход к НГСО требует развития в ОУ оптимального сочетания административного управления и общественного самоуправления через различные формы самоорганизации всех субъектов образовательного процесса (особенно учащихся). Постепенное создание всех условий сближения развития государственного и негосударственного секторов в едином образовательном пространстве.
-------------------------------
<*> Международные нормативные акты ЮНЕСКО. Сборник документов. - М., 1993.
3. Правовая форма новой идеологии развития образования. Образование должно быть проникнуто целями и идеями "Всеобщей декларации прав человека" (1948), особенно целями ст. 26 (п.2); "Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам". Вся СО должна быть последовательно перестроена в полном соответствии с положениями "Конвенции о правах ребенка" (1989).
Произвольные, субъективистские отношения участников образовательного процесса должны быть замещены нравственно-правовыми отношениями. Признание каждого ребенка субъектом права, носителем неотчуждаемых прав и свобод человека, признание приоритетности его интересов перед всеми другими потребностями общества, государства, школы, семьи необходимо считать двумя краеугольными камнями гуманистической СО.
Воспитание правовой культуры всех субъектов образования в комплексном образовательном процессе, преодоление правового нигилизма и цинизма в ОУ - определяющее направление модернизации старой технократической СО в новую гуманистическую систему.
Развивающееся в гуманистическом направлении образование предполагает надежное обеспечение всех конституционных гарантий прав человека в образовательной сфере (как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровнях). ОУ должны развиваться как социальные институты гражданского общества и правового государства, становиться не только объектами, но и субъектами права (самостоятельными юридическими лицами).
Воспитание правовой культуры свободного гражданина и соразмерности, соответствия прав и обязанностей в каждом ученике - общая задача всех учебных дисциплин, обязанность всех учителей и родителей. Правовое воспитание - узел интеграции гуманистической СО.
4. Философская форма новой идеологии образования. Философское основание новой идеологии гуманистического образования не охватывает всей сложности и разнообразия философских проблем развития образования, а аккумулирует в себе комплекс философских идей, принципов, детерминирующих развитие НГСО.
Интегральное философское основание НГСО включает следующие общие концепции: а) диалектическую концепцию самоорганизации и глобальной эволюции Вселенной, или концепцию единого закономерного мирового процесса саморазвития материи, человека, сознания (ЕЗМП); б) человека как универсальной ступени ЕЗМП и субъекта социо-природного развития; в) всемирной истории как процесса саморазвития, самореализации материальных и духовных возможностей человечества в его коллективно-индивидуальной деятельности; г) исторической смены общих картин мира и общих СО; д) человека как творца и творения культуры; е) нравственного самоопределения человека и общества; ж) противоречивого единства социального, научно-технического и духовного прогрессов человечества; з) культурно-исторической деятельности человека и развития его личностно-индивидуальных качеств в основных формах деятельности; и) эстетического и художественного развития человека в контексте истории культуры; к) самоорганизации и возвышения духовного мира человека и смысла его жизни; л) становления диалогической культуры; м) глобальной экоэволюции общества и природы; н) интеграции, сближения, взаимообогащения различных форм и методов человеческого освоения мира.
Философское основание НГСО, конечно, предполагает различие и даже противоположность мировоззрений, методологий, но это различие должно удерживаться в СО в рамках демократического диалога различных взглядов на мир и смысл жизни человека в нем, не допуская перехода диалога (дискуссий) в идеологические разборки, политическое шельмование.
В гуманистической СО всех субъектов образования следует учить: общей культуре диалога для развития "диалогической (неконфронтационной) культуры" (нового этапа прогресса культуры); аргументации своей позиции, утверждений во всех формах диалога; умению понимать, уважать, критически осмысливать позиции других, их аргументацию; осознанной, ответственной свободе разумного выбора и развития своего мировоззрения ради индивидуального и общего прогресса преображения себя и мира; целостному, всестороннему миропониманию через рефлексию альтернатив.
В философское основание НГСО входит не только новая общая картина мира конца XX - начала XXI веков, которая включает различные составляющие (мировоззренческую, социальную, культурологическую, естественнонаучную картины или "образы" мира и человека). В философскую основу входят и основные глобальные проблемы ("вызовы времени"), главные тенденции развития общества и пути выбора стратегий решения этих взаимосвязанных проблем.
В гуманистической СО необходимо дать детям всестороннее осмысление глобальных проблем (военной, экологической, социальной и демографической, антропокосмической, образовательной, научно-технической) с целью воспитания в каждом выпускнике личности, способной не только понимать эти проблемы, но и активно, осознанно соучаствовать в их гуманистическом решении.
Богатое философское содержание заключено в главных международных правовых документах (ООН, ЮНЕСКО и т.д.), положенных в основу гуманизации всех общественных отношений, истории конца XX века, включая гуманизацию образовательной деятельности. Изучение философских идей, принципов этих документов, а также философских сторон прав и свобод человека, тенденций мирового развития (социального прогресса) входит с очевидной необходимостью в содержание современного гуманизма, гуманистического образования.
Все философские идеи, включенные в интегральное философское основание НГСО, нацелены на обоснование, осмысление, реализацию в СО ее основной философской парадигмы: воспитание саморазвивающейся личности (индивидуальности), способной разумно жить и творить в саморазвивающемся мире на основе диалогической культуры. Осознанное освоение богатства философского содержания НГСО требует более глубокой философской подготовки всех субъектов образования, особенно детей. Поэтому преподавание различных философских дисциплин и философских разделов частных наук в школе XXI века должно стать нормой. Основные принципы НГСО: научная фундаментальность, системность развития и гуманизация выражают в единстве современное философское видение основ развивающегося образования.
Более конкретный перечень этих философских положений, адаптированных к разнообразному содержанию НГСО, включает систему "принципов": саморазвития человека в его деятельности; субъектности, самоценности человека как творца культуры и цели общественного развития, включая и СО; демократизации общественной жизни и образования, приоритетности интересов детей в обществе и его СО; признания каждого ребенка равноценным человеком, субъектом права и развивающейся личностью; всеобщего развития, историзма в содержании и методах всех учебных дисциплин; единства культуры и образования; опережающего развивающего обучения детей в соответствии с их деятельностью, способностями, интересами; органичной гуманизации и гуманитаризации образования (всех его сторон); единства дифференциации и интеграции всех дисциплин; открытости и непрерывности образования.
Реализация этих философских (общих и прикладных) положений воплощается в гуманистической СО в совокупных новых ответах на вечные философские вопросы образования (Кто учитель, ученик? Что значит учить? Как, чему, во имя чего учить?), в претворении этих ответов в практику образовательной деятельности и конечный результат образования (достижение триединой цели в воспитании человека культурного, свободного гражданина, творческой индивидуальности).
В гуманистической СО на основе ее философских принципов каждый ребенок, поэтапно двигаясь в своем развитии к достижению триединой цели, действительно сможет научиться: познавать мир и себя; осмысленно действовать (делать); жить вместе, жить с "иными"; быть самостоятельным творцом и хозяином своей судьбы.