Достаточно высокая социально-экономическая самостоятельность региона, удовлетворительная динамика экономического роста и политическая стабильность города создают необходимые условия и средства разработки и реализации относительно самостоятельной и устойчиво развивающейся модели гуманистического образования, адекватной новому этапу демократической модернизации региона и России. В этих условиях сохраняющийся кризис в СО можно превратить в стимул ее модернизации и реформирования.
В течение ряда лет Пермь является одним из лидеров развития в стране социально ориентированной рыночной системы, открытой разнообразным инновационным процессам, в том числе и в сфере образования. Весь комплекс инновационных процессов в различных областях производства и общественных отношений формирует новый социальный заказ в СО на воспитание творческой, инициативной, саморазвивающейся личности. Следует учесть также глубокие изменения в образовательных потребностях, спросе населения на новые образовательные услуги, адекватные современным преобразованиям общества и достижениям НТП.
В г. Перми сложились в основном (или находятся в фазе становления) необходимые общественные и государственные демократические институты управления и самоуправления, способные активно поддержать развитие демократизации образования, процесс становления ОУ как субъектов гражданского общества. В городе есть условия для взаимосогласованного совместного процесса демократизации общественной жизни и демократизации образования.
Богатый и разнообразный промышленный, научный, культурный потенциал региона и г. Перми позволяет органично осваивать в процессе гуманитаризации образования науку, культуру и производство, осмысливать в единстве развитие материальной и духовной сторон культуры.
Разнообразное включение общественного производства, научной и культурной жизни города в межрегиональную и международную систему кооперации и разделения труда, в духовную жизнь мирового сообщества, позволяет строить открытую гуманистическую СО в соответствии с перспективными мировыми и национальными тенденциями.
В Перми есть все необходимые основания для развития различных моделей университетских и "академических" комплексов (научно-культурного, научно-технического, научно-педагогического, научно-медицинского, социально-экономического, художественно-эстетического профилей), способных в перспективе интегрировать в единую гибкую систему все уровни развивающегося непрерывного образования в городе. Кроме того, такая интеграция позволит на основе современной науки и развития культуры системно обновить все содержание и методологию образования.
В городе и области уже несколько лет активно идет разнонаправленный процесс количественного и качественного обновления почти всех аспектов образовательной деятельности. Накоплен богатый опыт модернизации и реформирования различных сторон СО, сложились творчески работающие новые научно-педагогические центры профессиональной переподготовки работников образования, творческие группы разработчиков новых моделей и методов развивающего обучения, гуманизации образования. Дело теперь заключается в том, чтобы объединить все инновационные потоки в области образования в общую (единую, но вариативную) демократически управляемую программу развития СО города на 5 и более лет.
Отметим также достаточно высокий уровень профессиональной подготовки большей части педагогических кадров города, готовность и желание значительного числа педагогов и управленцев участвовать в модернизации и реформировании.
Значительный творческий задел локального и в общем разумного реформирования различных сторон образования в городе в направлении его гуманизации, гуманитаризации, совершенствования развивающего обучения позволяет команде реформаторов при ГКОН поставить не только задачу модернизации традиционной СО в городе, но и с опережением (по отношению к темпам федерального обновления образования), нацелить общественность города на решение перспективной задачи эволюционного качественного преобразования научно-просветительской системы в новую НГСО. Выход из кризиса в образовании не на пути усовершенствования устаревшей системы, а на пути эволюционного управляемого преобразования ее в качественно новую модель НГСО. Специфика развития СО (на 5 лет) г. Перми в осуществлении целостного двухфазного перехода: от модернизации традиционной системы (для подготовки ее перехода в новую фазу) к активному преобразованию ее в новую модель гуманистического образования (реформирование). Фаза (этап) модернизации - 5-6 лет, этап эволюционного реформирования - 10-15 лет. Кроме того, этап модернизации будет включать в себя процесс вызревания, становления отдельных элементов, структурных звеньев, направлений развивающейся НГСО. Специфика заключена и в самой муниципальной концепции НГСО (единая система), которая существенно отличается от других.
Достигнутое относительно автономное и динамичное социально-экономическое развитие города необходимо обеспечить на длительную перспективу устойчивым, но динамичным (от модернизации к реформированию) развитием всей СО города, адекватно НТП и начавшейся гуманизации общественных процессов, а также воспитанием в новой СО творческих саморазвивающихся личностей, тем самым обеспечить высокий уровень развития кадрового потенциала города.
Разнообразную, но еще не глубокую демократизацию общественной жизни города закрепить, упрочить демократизацией образовательной деятельности, развитием эффективного управления и самоуправления в ОУ с целью воспитания свободных граждан, способных созидать институты гражданского общества и правового государства в городе (и стране). Воспитание свободного гражданина демократического общества в каждом выпускнике - одна из главных целей НГСО и комплексная задача ее реализации.
В городе с разветвленной государственно-правовой юридической системой и разнообразными формами юридического образования может формироваться высокая правовая культура всех ее граждан. Поэтому в гуманистической СО необходимо обеспечить развитие нравственно-правовых взаимоотношений всех субъектов образования на основе полноценного нравственно-правового воспитания в соответствии с Всемирной Декларацией о правах человека, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ.
Пермь, находясь на стыке Европы и Азии, располагает богатейшими культурно-историческими фондами, традициями, потенциалом цивилизованного развития. Активно востребовать это богатство, реализовать весь потенциал развития может только человек, воспитанный на основе ценностей мировой, национальной, этнической культур, ставший субъектом культуры (ее творцом и защитником). Для этого требуется органическое соединение образования и культуры в новой НГСО и широкое освоение материалов регионального краеведения, этнографии.
В Перми со сложной национально-этнической структурой особое внимание следует уделить воспитанию уважения к культурно-историческим, национальным и этническим особенностям всех людей, воспитанию неприятия расистских, национал-социалистских и прочих реакционных учений, ущемляющих национальное достоинство какого-либо человека. Богатое разнообразие культур разных национальных групп региона должно быть отражено в региональной модели НГСО.
Удивительно разнообразная, сложная по своей структуре и экологически уязвимая природа Пермского края (Предуралья, Западного Урала) с уникальными геологическими, географическими, биологическими системами, с которыми человек находится в напряженных отношениях, побуждает обратить серьезное внимание в новой СО на развитие единства человека (общества) и природы и требует разработки экогуманистической модели опережающего образования.
Содержательный и взвешенный опыт организационно-экономических преобразований рыночного типа в структуре социально-экономических отношений города, развитая сеть профессиональной подготовки экономистов, юристов, социальных работников создают хорошие возможности осуществления организационно-экономических преобразований в управлении СО с целью повысить ее адаптационные ресурсы в рыночной экономике, подготовить детей к труду в новых экономических условиях и создать надежный экономический фундамент развития СО. Приоритетное место в новой СО должны занимать обществоведение (философские, экономические, юридические дисциплины), человековедение и коммуникативные дисциплины (информатика, психология, риторика, языки). Но эти области образования следует глубоко связать с блоками естественнонаучных, математических и других дисциплин в общем русле гуманизации и гуманитаризации образования.