Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2005 ГОДА"

2.2. Общее образование


2.2.1. Характеристика ситуации

Деятельность органов управления образованием, ОУ в течение пяти лет была направлена на реализацию Закона РФ "Об образовании" и "Программы развития системы образования г. Перми до 2000 года".

В течение пяти лет была сохранена и развивалась сеть ОУ. В городе 166 общеобразовательных школ, из них 7 начальных, 9 основных, 133 средних общеобразовательных учреждения, в том числе 8 гимназий, 6 лицеев, 20 школ с углубленным изучением предметов.

В ОУ наблюдается тенденция увеличения количества классов с углубленным изучением предметов, особенно гуманитарного профиля. Растет число школ, имеющих статус "начальная школа - детский сад", их количество в городе - 7. Имеются 2 общеобразовательные школы-интернаты, три негосударственных ОУ, имеющих аккредитацию.

На протяжении последних лет в общеобразовательных учреждениях города формируются классы компенсирующего и специального (коррекционного) обучения VII и VIII видов, классы интегрированного обучения.

Общий контингент учащихся составляет 125910 человек.

Сохранена сеть вечерних (сменных) ОУ (в 10 школах обучается 4736 человек), увеличивается количество детей, получающих в них образование в заочной форме.

Таким образом, сеть ОУ города становится более разнообразной, расширяется число типов и видов ОУ, более доступными становятся общеобразовательные услуги для учащихся отдаленных районов.

Благодаря разнообразию образовательной сети реализуется одна из основных задач социальной политики города - обеспечить доступность для населения необходимого набора образовательных услуг, ориентированных на различный контингент учащихся.

За последние два года удалось создать отлаженную систему аттестации, аккредитации и лицензирования ОУ. Аттестовано 94 (50,2%) ОУ, аккредитация проведена в 27,3% МОУ. Все аттестованные учреждения справились с требованиями государственных образовательных стандартов. Вместе с тем, аттестация еще не стала эффективным механизмом управления качеством образования.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы наблюдаются значительные колебания количества обучающихся в начальных классах. Причины - демографические изменения, прежде всего снижение рождаемости. Если в 1999/2000 учебном году первоклассников было 14074, то 1 сентября 2000 года в ОУ пришли 8717 первоклассников. За 5 лет число классов начального звена уменьшится на 17,8%, в то время как число классов среднего звена до 2002 года останется прежним, с 2004 года уменьшится на 3%. В третьей ступени отметим тенденцию: до 2003 года число классов сохранится, с 2004 года начнет резко уменьшаться (на 6,9%). В следующем пятилетии среднее звено школы уменьшится на 17-18%. В течение ближайших 5 лет администрациям школ и РОУО предстоит решать проблему невостребованности учителей начальной школы, затем подобная проблема затронет кадры средней школы.

В городской СО наблюдается положительная динамика формальных показателей эффективности работы системы. Анализ параметров успеваемости позволяет сделать вывод о том, что качество образования в основной средней школе медленно, но растет (98,5%, 98,75%, 98,875%), вырос процент школьников, завершивших обучение в основной школе на "4" и "5" (25,8%, 28,6%, 30,0%). Растет число выпускников, получивших золотые и серебряные медали, увеличивается процент выпускников, поступивших в высшие учебные заведения. Незначительно, но снижается отсев (0,179%, 0,22%, 0,2%) и количество второгодников (1,1% - 1526, 1,06% - 1324, 0,8% - 1046 учеников) в основной школе. Растут возможности у выпускников IX классов для продолжения образования в X классе школы. По данным за 5 лет, количество X классов выросло (265, 272, 292, 333 и 325 в 1999/2000 уч.г.). В целом количественные показатели результативности и качества образования остаются стабильными.

Вместе с тем, остается острой проблема выполнения положений Закона РФ "Об образовании" в части обязательности основного общего образования. Высок показатель по отсеву учащихся из основной школы; растет отток учащихся второй ступени в вечерние сменные школы, центры образования взрослых, их филиалы на базе ОУ. Вызывает обеспокоенность тот факт, что среди детей 7-15 - летнего возраста растет количество не приступивших своевременно к обучению в школе, несмотря на то, что органы управления образованием совместно со всеми заинтересованными службами осуществляют комплекс мероприятий организационного и практического плана, которые позволяют выявить необучающихся детей. Необходима разработка межведомственной программы по точному учету детей от 7 до 15 лет.

Стабильно низкими остаются показатели по практически здоровым детям, приходящим в школу (10%). Для решения этой проблемы требуются комплексные меры. Первоочередная задача, стоящая перед ОУ - сохранение здоровья, в первую очередь - исключение перегрузки учащихся. Этому отчасти может способствовать переход начальной школы на программу I-IV (в 2000/2001 учебном году 85% первоклассников будут 4 года учиться в начальной школе), выбор здоровьесберегающих технологий.

Основная задача органов управления образованием на ближайшие годы - создание условий для перехода на 12-летнее обучение в средней школе.

Несколько слов об условиях осуществления образовательной деятельности в ОУ г. Перми. Наблюдается тенденция сокращения числа школ, работающих в трехсменном режиме, соответственно, увеличилось число школ, работающих в одну и две смены. Благодаря процессу передачи ведомственных ДОУ, расширение площадей ОУ за счет этих зданий продолжается. Только за 1998/99 учебный год в муниципальную собственность для нужд ОУ города передано 30 ДОУ различных ведомств. В соответствии с приказом комитета по образованию и науке города N 980 от 22.12.98 г. "Об итогах развития основного общего и среднего (полного) образования на начало 1997/98 учебного года" комитетом разработан план мероприятий по расширению школьных площадей.

Требуется провести анализ условий для обучения в соответствии с санитарными правилами и нормами и сделать расчет соответствия количества имеющихся школьных мест количеству учащихся по нормативам в ОУ города, определить, сколько детей будет ежегодно становиться учащимися начального, среднего, старшего звена ОУ и классов для детей со специальными образовательными нуждами. Пока такого расчета нет, трудно обеспечивать необходимое качество условий (одна смена, наличие помещений и учебного места для каждого школьника в соответствии с возрастными особенностями, возможностями здоровья и т.д.) адекватными управленческими действиями для гарантированного Конституцией и Законом РФ "Об образовании" получения образования детей г. Перми.

Одним из приоритетных направлений работы ОУ было обновление содержания и технологий образования. В городе создана система финансовой поддержки экспериментальной и инновационной деятельности ОУ. Благодаря совместным усилиям ГКОН, ЗУУНЦ, ПГПУ, ЦРО и др., ОУ имеют возможность для реализации в педагогической практике вариативных технологий (системных и частных), в том числе и инновационных. Созданная система освоения, становления и развития РО включает в себя обучение педагогов, обмен опытом работы, создает возможность пройти полный курс обучения: от теоретического и философского осмысления системы до особенностей ее технологического воплощения.

В 67 школах города педагоги работают по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, в 38 школах - по технологии Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, одна школа осваивает модель РО Л.В.Тарасова, 59 школ - образовательную программу "Школа-2100". В некоторых школах одновременно представлены разные (вариативные) системы РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова и Л.В.Занкова (или Л.В.Тарасова, образовательная программа "Школа-2100"). В большинстве ОУ по-прежнему сосуществуют ТО и РО, но традиционное обучение претерпевает значительные изменения под влиянием РО. Есть школы, которые осуществляют реализацию технологии РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, начиная с V класса.

Как и в предыдущие годы, направления, характер и динамика развития СО города будут во многом определяться следующими общими и конкретными негативными тенденциями (отмечены те, которые в наибольшей степени влияют на состояние и развитие именно общего образования):

- возможное сохранение социально-экономической нестабильности с стране и регионе; недостаточный для эффективного функционирования, и тем более развития СО, рост бюджетного финансирования;

- отсутствие роста уровня социальной защищенности учителя и ребенка;

- медленное преодоление настроений пессимизма у учащихся в связи с ограниченностью перспективы удачного трудоустройства, недостаточной готовности их к социокультурному самоопределению;

- сохраняющаяся безработица среди выпускников школ;

- продолжающийся рост числа неблагополучных детей и семей, прогрессирующий рост социального сиротства; увеличение числа детей с особыми образовательными нуждами;

- ухудшение состояния физического и психического здоровья учащихся;

- продолжающаяся ориентация руководителей педагогических коллективов на патронирование всех субъектов образовательного процесса со стороны органов управления образованием;

- ориентация некоторых ОУ на выживание в ущерб стабилизационному функционированию и развитию СО; стремление к замыканию в себе в ущерб взаимодействию ОУ различных типов и видов в масштабах города;