Отбор литературы для создания информационной базы, основанием которого является способствование освоению и реализации идей НГСО.
Доступность идей НГСО и Программы для каждого педагога, конкретизация их для дошкольного, общего школьного образования, дополнительного и специального коррекционного образования, образовательных содержательных сфер, вплоть до отдельных дисциплин.
Обновление системы управления.
Стимулирование образовательной деятельности ОУ отдельных педагогов, РОУО.
Содержание стимулов требует специальной проработки в системе ПЦС и проектных семинаров. Поиск эффективных стимулов нуждается в конкретном анализе профессиональной культуры педагогов, их ожиданий, ценностных ориентаций, предпочтений и отторжений. Необходимо обсудить и согласовать с педагогами, что именно надлежит стимулировать в первую очередь для обеспечения модернизации и реформирования и какими средствами. Социально-культурная ситуация педагогов в ОУ отличается одна от другой так же, как и проблемы, с которыми сталкиваются администрации ОУ. Механизмы стимулирования нуждаются в проблемном обсуждении на всех уровнях: ОУ, района и города. Информационной основой таких обсуждений могут послужить результаты конкретных социологических исследований, заказанных либо ГКОН, либо РОУО. В результате ПЦС и проектных семинаров появится нормативная система стимулирования, оформленная в виде положений и локальных актов.
Разработка и составление стандартов, соответствующих НГСО и включающих:
- философское осмысление знаний о человеке, природе, технике, обществе, искусстве;
- единую картину мира, преломленную в учебных предметах;
- интегрирование предметов одной образовательной сферы (естественнонаучной, гуманитарной, др.);
- инструментальность (ориентацию на освоение способов приобретения новых знаний в разных сферах человеческой деятельности);
- ценностное наполнение (наличие мировой общекультурной проблематики, соотнесение с проблемами добра и зла, ответственности, хаоса и гармонии и т.п.);
- ориентацию на развитие, личностный рост учащегося.
Разработка стандартов - не кабинетное дело специалистов "от науки". Работающий стандарт создается совместными усилиями педагогов, специалистов-исследователей и управленцев. Осмысление нового содержания образования, отбор адекватных ему теоретических конструктов (моделей), адаптация их к возрастным особенностям учащихся, составление программ и методик - этапы разработки новых образовательных стандартов. Технология создания стандартов является одновременно формой переподготовки учителя.
Переподготовка педагогов - центральное звено модернизации и реформирования образовательной политики.
Вузовское образование педагогов недостаточно для новых задач и требует обновления. Традиционные формы переподготовки имеют ограниченный эффект в связи с ориентацией на пассивное усвоение материала и невозможность выявления реальных профессиональных проблем педагогов и своевременной помощи в ходе освоения НГСО. Адекватной технологией переподготовки являются ПЦС и проектные семинары, позволяющие соотнести позиции всех его участников: как специалистов-консультантов, так и педагогов-практиков, вместе искать приемлемые решения образовательных проблем, обеспечивающие возможности профессиональной самореализации каждого учителя. ПЦС и проектные семинары способствуют проникновению в смысл НГСО через предмет, позволяют инструментализовать добытые знания и перевести в систему педагогических действий, моделировать новые образовательные технологии, соответствующие идеям НГСО.
Модель переподготовки педагогов для освоения НГСО отрабатывается на муниципальном уровне управления. К участию в этом типе семинаров привлекаются высококвалифицированные специалисты, наиболее творчески работающие педагоги и руководители ОУ вместе со специалистами системы управления. ПЦС и проектные семинары выявляют людей, готовых распространять идеи НГСО в школах; позволяют точнее понять и контролировать ситуацию освоения идей НГСО со стороны управляющих органов (ГКОН и РОУО), оценивать качество переподготовки педагогов. Кроме того, продуктом ПЦС и проектных семинаров могут стать типовые программы интегрированных курсов по естественным и гуманитарным дисциплинам, разработанные педагогами и учеными.
Вовлечение учащихся и их родителей. Это целесообразно делать лишь в тех школах, в которых есть опыт практического сотрудничества всех участников образовательной деятельности в рамках Советов школ.