ПЕРМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПЕРМСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 02 декабря 2000 года N 141
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2005 ГОДА"
Рассмотрев предложенную администрацией города "Программу развития городской системы образования до 2005 года", Пермская городская Дума решила:
1. Утвердить "Программу развития городской системы образования до 2005 года".
2. Контроль за реализацией "Программы развития городской системы образования до 2005 года" возложить на комиссию по социальной политике.
И.о. Главы города
В.И.ПЕТЕНКО
Наименование: Программа развития системы образования города Перми до 2005 года.
Основной заказчик: Пермская городская Дума.
Программа адресована работникам управления образованием, руководителям образовательных учреждений и их педагогическим коллективам; государственным, политическим, общественным деятелям; бизнесменам и финансистам; разработчикам разноуровневых образовательных, социокультурных, социальных, организационно-управленческих программ и проектов и позволяет всем и каждому из них включиться в процесс развития сферы образования.
Организация-исполнитель: Комитет по образованию и науке администрации города Перми.
Руководители разработки и реализации программы:
Т.И.Марголина, заместитель главы администрации г. Перми.
Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 23, телефон: 12-77-57.
А.Л.Зимин, председатель Комитета по образованию и науке администрации г. Перми.
Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 23, телефон: 12-70-50.
Научные руководители программы: Минеева С.А., Никитин И.Г., Чарный Б.М., Чурилов И.И.
Авторы - разработчики и авторы использованных материалов:
"Программа развития системы образования г. Перми до 2005 года" разработана и подготовлена авторским коллективом в составе: Абдуллина Т.Ю., Акимова Т.А., Барсукова И.Г., Зомарева С.Ю., Зуева Е.Л., Кассина Р.А., Клименков Г.В., Копысова Э.С., Косолапова В.А., Красносельских В.Л., Куляпин А.С., Ловягина И.В., Лурье Л.И., Минеева С.А., Никитин И.Г., Окулова О.И., Пименова Л.В., Сулейманова С.С., Таизова О.С., Чарная Н.П., Чарный Б.М., Чурилов И.И.; на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", документов Министерства образования Российской Федерации, материалов ЮНЕСКО, Федеральной программы развития образования, Правительственной программы социально-экономического развития РФ, Программы стабилизации и развития образования Пермской области на период до 2000 года, Программы развития системы образования г. Перми до 2000 года, Программ социального и экономического развития Пермской области и города Перми, результатов анализа теории и практики современного образования в России, анализа современного этапа и перспектив развития системы образования, а также аналитических материалов и проектов, представленных группой в составе: Афанасьев В.Г., Берг М.Д., Болотова Л.Ю., Гачегов М.А., Герасимчук Л.А., Горбунов Н.П., Грязнов В.Н., Дунаева М.И., Еременко И.М., Жук Л.Г., Загребина Г.Е., Зиганщина З.М., Зотова Л.О., Иваницкий Ю.Г., Иконникова Г.Ф., Ильина Н.Н., Калмыков А.А., Киченко Л.И., Клюева Т.М., Ковина Т.П., Ковыев А.Р., Козьмина Г.Ю., Кононова М.Л., Корзняков А.А., Красносельских В.Л., Кубышкин А.В., Молош Л.А., Мухин О.И., Никитин А.А., Офрихтер Е.Г., Петроградских И.В., Пигилев О.А., Потапенко Е.С., Слукина Т.Л., Таизова О.С., Тарарыкова И.В., Трусов П.В., Фирсова Н.В., Черепанов М.С.
В разработке Программы также участвовали: Агафонова Т.А., Алексеева О.В., Аллахвердиева Н.Б., Безусова Н.Н., Бобкова Л.Е., Бобыкина Т.И., Бородкина Э.Н., Бывальцева Т.Л., Валетова Р.К., Вильгельм Л.Н., Водлиенко Г.Р., Гурьева Т.И., Горбач Л.В., Городничева Н.Ю., Гофман В.Ю., Груздева И.В., Давыдова М.П., Дегтева О.А., Демакина И.Л., Дмитриева И.И., Додолева И.Г., Дорофеева А.Н., Елтышева Н.С., Дьякова Т.М., Жаренкова Л.А., Зверева Г.А., Зиганьшина В.Г., Зырянова Л.Н., Ивонина М.А., Княгиничева Н.П., Коньшина Г.В., Костарева Н.Г., Красильникова В.С., Красильникова И.Ф., Крашенинникова Т.Н., Кузнецова Л.Ф., Кухарев А.И., Лысенко Г.М., Макушина Е.Н., Мельчакова Н.Я., Миронова С.Ю., Мыльникова Н.А., Назирова А.В., Нугуманова Е.М., Оборина О.Г., Павлочева И.В., Пахомова О.Е., Петрова К.В., Пидель С.И., Плотникова А.А., Плотникова Е.В., Пирожкова Н.Ю., Покрышкина Е.Г., Пунина С.П., Редькина А.А., Седегова А.Н., Силуянова С.В., Смирнов В.И., Снегирева Е.А., Соколова Н.В., Соколова Т.С., Соснина Е.В., Стрельчук Н.Н., Суслова А.В., Тимофеева Л.Г., Тур И.А., Усольцева О.А., Ухлова О.В., Фофанова М.В., Хасанова М.М., Хиревич Т.А., Чащухин В.И., Чупина В.В., Шабалина Е.В., Шалаева Н.Я., Шихова Л.А., Шумакова Е.В., Щипицина Е.А., Якимова С.А.
Использованы материалы: Железняка В.Н., Кирьянова И.К., Кондакова Б.В., Коптевой Н.В., Лейбовича О.Л., Лукьянова М.Н., Пинского А.А., Редюхина В.И., Четиной Е.М.
Основные концептуальные идеи Программы обсуждались и уточнялись на встречах с руководителями районных отделов образования и методических служб, проблемно-целевых семинарах в педагогических коллективах гимназии N 3, школы-гимназии N 92, школ N 14, 15, 33, 71, 117, 149, школы-интерната N 1; на IV городской научно-практической конференции "Совершенствование и развитие вариативных систем развивающего обучения в образовании г. Перми", конференции "Философия образования", на II летней школе РО (Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова) ГКОН-ЗУУНЦ, XXI Школе риторики ЗУУНЦ, на ПЦС по программе "Гуманитаризация образования".
Научные консультанты: Горбунов Н.П., Димов В.А., Житков М.Ю., Качуровский В.И., Клименков Г.В., Копысова Э.С., Кубышкин А.В., Минеева С.А., Мухин О.И., Пименова Л.В., Трусов П.В., Хеннер Е.К., Чурилов И.И.
Экспертиза концепции Программы выполнена: Буевой Л.П., академиком РАО, д.ф.н., зав. сектором философских проблем человека института философии РАН; Воловичем Л.А., член-корреспондентом РАО, д.ф.н., профессором.
Эксперты: Качуровский В.И., Коптева Н.В.
Координаторы программы: менеджеры проекта - Захарова Л.С., Кассина Р.А., Клименков Г.В., Косолапова В.А., Куляпин А.С., Минеева С.А.
Общее и научное редактирование: Минеева С.А.
В разработке и реализации программы участвовали представители структур и организаций:
Комитета по образованию и науке администрации города Перми; Центра развития образования ГКОН г. Перми; районных отделов управления образованием и районных методических служб; районных Центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, Городской медико-психолого-педагогической консультации, Городской помощи детям, нуждающимся в социальной защите, районных информационных центров; образовательных учреждений г. Перми; ПОИПКРО; Пермского государственного университета им. М.Горького; Пермского государственного педагогического университета; Пермского государственного технического университета; Пермского государственной медицинской академии; Пермского государственного института искусств и культуры; Пермского филиала ГУ-ВШЭ; Западно-Уральского учебно-научного центра (ЗУУНЦ); Пермского областного центра занятости населения; Международной ассоциации развивающего обучения (МАРО), г. Москва; Пермского регионального отделения Общества психологов РАН; Фонда поддержки здоровья; некоммерческого объединения "Гильдия добросовестных предприятий"; Горнаркодиспансера и др.
Сроки Программы и этапы ее реализации: Программа разработана на период 2001-2005 г.; 1-й этап реализации Программы - 2001-2003 г., 2-й - 2004-2005 г.
Программа открыта для участия любых организаций, заинтересованных в ее дальнейшей разработке и реализации.
Проекты, аналитические материалы, тексты, использованные при подготовке Программы, хранятся в Центре развития образования ГКОН администрации г. Перми.
Предполагается выпуск периодического издания о ходе реализации "Программы развития системы образования города Перми до 2005 года".
Объемы финансирования по конкретным мероприятиям будут утверждаться ежегодно.
План основных мероприятий по реализации "Программы до 2005 года" и финансовые расходы на 2001 год публикуются отдельным изданием.
1. Программа выполнена по основным направлениям и показателям.
2. Ориентация ГКОН в условиях сложного кризиса страны на разработку среднесрочной муниципальной Программы стабилизации и развития СО, согласованной с основными тенденциями изменения мирового, отечественного и регионального уровней образования, себя оправдала.
3. Опыт реализации программы доказывает, что траектория эволюционного устойчивого развития СО, включающая в себя стабилизацию на основе перспективного развития и обновление с сохранением преемственности и надежности функционирования всей СО, является оптимальной, обеспечивает целостность развития системы.
4. Избранные направления обновления СО: демократизация, гуманизация и гуманитаризация, вариативность, информатизация, системная интеграция, непрерывность, развивающее обучение, экологизация и др. - позволили не только качественно совершенствовать образовательную деятельность в целом, но и накопить богатый инновационный задел для перспективной модернизации всех сторон СО.
5. Концептуальные идеи сферного подхода к образованию в определенной мере способствовали поиску различных путей построения такой концепции в рамках идеи единства образования и культуры.
6. В конечном счете, соединение идей современной философии образования, практики обновления СО, успехов гуманистической психологии и идей диалогической культуры завершилось разработкой научно-гуманистических основ развития СО города (НГСО).
7. В результате реализации общей, творческо-поисковой программы развития СО в городе сложилась динамичная и вариативная система с устойчивыми прогрессивными тенденциями обновления по всем направлениям развития.
8. Общее образовательное пространство города стало сложно дифференцированным как по горизонтали, так и по вертикали: 2/3 школ включились в определенной мере в различные формы инновационной образовательной деятельности.
9. Анализ процесса реализации "Программы до 2000 года" показал, что общественно-государственная форма управления развитием образования, осуществляемая на муниципальном уровне, является достаточно динамичной и может реально выполнять консолидированный социальный заказ (государства, местного сообщества, различных социальных групп, семьи, личности).
10. Выполнение "Программы до 2000 года" закономерно порождает необходимость разработки новой Программы, которая должна продолжать, углублять и расширять все позитивные достижения и даст новый импульс к системному совершенствованию СО города и всех ее участников (субъектов образования).
- Активный процесс перехода от авторитарной к демократической форме управления развитием СО города.
- Разработка системы управления качеством образования (система аттестации, аккредитации ОУ и мониторинга качества образования).
- Высокий уровень вариативности образования при сохранении управляемости этим процессом.
- Обретение всеми ОУ города статуса автономных субъектов деятельности, имеющих различные самостоятельные программы развития статус субъектов хозяйственной и финансовой деятельности.
- Разнообразный творческий потенциал, инновационный опыт на многочисленных экспериментальных площадках ОУ города.
- Поиск и апробация различных форм развития непрерывного образования.
- Концепция продвижения и новые стандарты экологического образования в школе, стимулирующие общую экологизацию образования.
- Успехи в развивающем обучении (РО), которое становится одним из приоритетных направлений обновления СО города.
- Разработка и активная реализация программы информатизации СО города Перми.
- Система экономического образования школьников города, признанная одной из лучших в России.
- Опыт соединения деятельности ОУ и учреждений культуры города, международные контакты ОУ.
- Развитие системы дополнительного образования.
- Совершенствование образования детей с ограниченными возможностями.
- Разработка концепции развития СО.
- Отсутствие достаточной правовой культуры субъектов образования.
- Отсутствие действенных механизмов контроля за исполнением норм федерального и местного законодательств, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.
- Неравные возможности доступа детей из различных социальных групп населения к качественному образованию всех уровней.
- Недостаточная согласованность программы социально-экономического развития региона и города с концепциями и программой развития СО.
- Недостаточная эффективность управления развитием СО города и единым образовательным пространством в целом.
- Сохранение проявлений технократизма, авторитарной педагогики в системе образования и ОУ города.
- Недостаточная демократизация всех сторон образовательной деятельности.
- Медленное формирование системы различных детских организаций и школьного самоуправления.
- Отсутствие общественных объединений в инновационном движении как коллективных субъектов модернизации и реформирования СО.
- Сохраняющийся разрыв между образованием, получаемым в школе, и потребностями реальной жизни.
- Отсутствие четко сформулированного социального заказа на выпускников средних школ.
- Снижение здоровья детей в ОУ, недостаточная работа по устранению его причин.
- Отсутствие необходимых условий, средств предупреждения и снижения роста наркомании, криминогенного поведения детей.
- Неразработанность средств комплексного медико-психолого-социально-педагогического сопровождения деятельности ОУ в период их преобразования.
- Недостаточная эффективность психолого-педагогической, социальной поддержки детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных и неблагополучных семей, детей с общей школьной дезадаптацией и девиантным поведением.
- Непонимание педагогами сущности органичной, всесторонней гуманизации и гуманитаризации на основе современной научной картины мира, правовой и диалогической культуры, развивающего обучения.
- Отсутствие условий для развития системы непрерывного образования в городе.