ПЕРМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПЕРМСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2000 года N 3
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ В Г. ПЕРМИ НА 2001-2003 ГГ."
Пермская городская Дума решила:
1. Утвердить городскую целевую программу "Сохранение и развитие искусства и культуры в г. Перми на 2001-2003 гг." согласно приложениям 1, 2.
2. Контроль за выполнением решения возложить на комиссию Пермской городской Думы по социальной политике (Буторин А.С.).
Глава города
А.Л.КАМЕНЕВ
к решению
Пермской городской Думы
от 26.12.2000 N 3
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ В Г. ПЕРМИ НА 2001-2003 ГГ."
1. Полное наименование "Сохранение и развитие искусства и
программы культуры в г. Перми на 2001-2003
гг."
2. Цели и задачи программы, - развитие и сохранение искусства и
важнейшие целевые показатели культуры города как системы
духовных ценностей;
- формирование целенаправленной
политики сохранения и развития
культурного наследия;
- создание условий для приобщения
граждан города к сохранению,
созданию и распространению
ценностей искусства и культуры.
3. Муниципальный заказчик Администрация г. Перми (заместитель
Главы города Мясников Олег
Владимирович.
4. Руководитель программы Родин Алексей Васильевич,
председатель Комитета по культуре и
искусству администрации г. Перми.
5. Основной разработчик Комитет по культуре и искусству
программы администрации г. Перми
6. Этапы и сроки реализации 2001-2003 гг.:
программы - I этап - 2001 г.
- II этап - 2002 г.
- III этап - 2003 г.
7. Объемы финансирования по источник финансирования - городской
источникам и срокам бюджет
на 2001 г. - 8700,0 планируемый
на 2002 г. - 6300,0 объем
на 2003 г. - 6300,0 финансирования
Искусство - создание ценностей художественной литературы, кинематографии, театра, музыки, живописи, ваяния, архитектуры, хореографии.
Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения искусства и культуры, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость предметы, технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация.
Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признание в качестве творческого независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенций об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников радиовещания), - закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" ст. 3, 4.
Настоящая городская целевая программа разработана в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации: "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О государственной поддержке кинематографии", "О художественных промыслах", Постановлениями Правительства Российской федерации "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации", "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства", Указами Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации", "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов", "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства", Законом Пермской области "О государственной политике в сфере культуры, искусства и кинематографии".
На сегодняшний день город Пермь обладает достаточно большим материальным и творческим потенциалом отрасли культуры и искусства.
В Перми на 1 января 2000 г. в муниципальной собственности находятся Выставочный зал, театр "У Моста", ансамбль народной музыки и танца "Ярмарка", 6 культурно-досуговых учреждений, 8 кинотеатров, 2 библиотечные системы (взрослая и детская) включающие 50 библиотек, планетарий, зоосад, 2 парка культуры и отдыха, 16 образовательных учреждений дополнительного образования сферы культуры, в том числе детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, хоровая школа - капелла мальчиков и юношей, художественный колледж.
На территории города функционирует 1 частный театр (В. Старикова), 5 государственных театров, 3 контрактных театра, 1 камерный театр, филармония, 6 музыкальных объединений, киностудия "Новый курс", художественная галерея, областной краеведческий музей с 5 филиалами, хореографическое училище, 9 творческих союзов. В ведении Союза художников находится 51 творческая мастерская, художественный салон, Дом художника.
В городе работает 9 национальных автономий и центров. Организовано 4 магазина-салона по реализации изделий мастеров народных художественных промыслов.
В собственности различных ведомств и акционерных обществ находятся: 2 парка культуры, 31 учреждение клубного типа, свыше 200 библиотек, 20 общественных музеев, более 20 киноустановок.
В отрасли культуры и искусства свыше 80% специалистов имеют высшее и среднее специальное образование.
В 1998 году была утверждена городская целевая программа "Сохранение и развитие культуры в г. Перми на 1998-2000 гг.", в рамках которой удалось отреставрировать часть памятников истории и культуры города, расширить перечень услуг в библиотеках, создать локальную сеть в центральной городской библиотеке им. А.С.Пушкина, там же открыть электронный читальный зал, увеличить книжный фонд на 3254 экземпляра, установить комплекты компьютерной техники в ряде детских музыкальных школ, художественном колледже, опорных библиотеках районов города, приобрести концертные рояли "Petrov", провести ремонт в музыкальных школах и художественном колледже и т.д.
Однако, несмотря на значительную помощь в развитии культуры, вышеуказанная программа затрагивала только часть направлений в области культуры и никоим образом сферу искусства и культурно-досуговой деятельности. Этой сфере присущи те же проблемы, она существует в той же экономической ситуации. В условиях социально-экономических реформ в тяжелом положении оказались учреждения искусства, культуры, творческие союзы и объединения, творческие работники. Недостаточно средств вкладывается в современное техническое переоборудование муниципальных учреждений искусства и культуры, практически нет средств на их реконструкцию, на текущий и капитальный ремонт - бюджетные средства выделяются практически только на заработную плату. Творческие Союзы и объединения, творческие работники остались без плановых государственных заказов, не стало регулярных закупок произведений у творческих работников. Город имеет огромный творческий потенциал: актеры, музыканты, художники, композиторы, режиссеры представляют Пермь не только на Российском уровне, но на международном. Совместно с творческими организациями на долевых началах проводятся фестивали, концерты, конкурсы, выставки, артфорумы и многое другое. Такие инициативы необходимо поддерживать и развивать.
Нет средств на постановку новых спектаклей, концертных программ, приобретение костюмов. Из-за недостаточного финансирования сокращается сеть коллективов, студий художественного творчества, бесплатных культурно-просветительных мероприятий. В ущерб основной деятельности учреждения культуры вынуждены свои площади сдавать в аренду, увеличивать объем платных услуг. С другой стороны сдерживается повышение цен на билеты в учреждениях искусства и культуры до уровня себестоимости для того, чтобы удержать посетителей, сохранить преемственность среди любителей искусства. А это в свою очередь ведет к снижению финансовых средств на развитие учреждений, их модернизацию, ремонт. Так в городе создается единая театральная билетная касса, когда зритель может купить билет на любой спектакль в любой театр города в одном театре. Для того, чтобы театр "У Моста" вошел в эту сеть необходимо автоматизировать билетное хозяйство.
Требуют особого внимания и поддержки творческие коллективы, представляющие искусство и культуру города не только на Российском, но и на международном уровне: театр балета Е. Панфилова, театр "У Моста", ансамбль "Ярмарка", квартет "Каравай", хореографическое училище, киностудия "Новый курс" и др. Требует развитие сфера культурно-досуговой деятельности, в том числе паркового хозяйства города. Имущество парков, в частности аттракционы, не обновлялись с 1974 года.
Техническое состояние большинства зданий учреждений искусства и культуры находится в неудовлетворительном состоянии, требуются большие капиталовложения в комплекс мероприятий по реконструкции, капитальному ремонту и дальнейшему экономически выгодному содержанию.
Проблемы в области сохранения, поддержки и развития искусства и культуры города требуют проведение комплекса мероприятий по урегулированию правовых отношений; формированию условий для работы творческих союзов, объединений и творческих работников; реконструкции, ремонту, техническому переоборудованию учреждений; созданию условий для их дальнейшего эффективного использования. Поэтому целесообразно продолжить решение проблем сохранения и развития искусства и культуры программно-целевым методом.
Целью настоящей целевой программы является формирование и проведение политики сохранения, поддержки и обогащения культурного наследия города.
Задачами программы являются:
- сохранение материального и творческого потенциала города;
- поддержка творческих инноваций, способствующих росту многообразия культурной жизни города;
- повышение эффективности деятельности и сохранение общедоступности учреждений искусства и культуры для жителей города;
- поддержка талантливых творческих работников, деятелей искусств, творческих коллективов;
- сохранение и развитие проката отечественных и лучших зарубежных фильмов;
- расширение круга населения, вовлеченного в культурную жизнь, сохранения доступности продуктов культурного потребления.
Этапы осуществления программы:
1-й этап. 2001 год - развернуть мероприятия по поддержке и развитию профессионального искусства г. Перми. Начать реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы культурно-досуговой деятельности;
2-й этап. 2002 год - продолжить работу по поддержке и развитию профессионального искусства; продолжить мероприятия по совершенствованию работы культурно-досуговых учреждений на территории г. Перми;
3-й этап. 2003 год - завершить работу по поддержке профессионального искусства, по совершенствованию работы культурно-досуговых учреждений; реализовать комплекс мер по улучшению кинообслуживания жителей г. Перми.
Реализация программы идет в нескольких направлениях:
I направление:
- совершенствование нормативно-правовой базы в области искусства, культуры, индустрии досуга и кинематографии;
II направление:
Разработка комплексной проектной документации для реконструкции и ремонта муниципальных объектов: учреждений искусства, учреждений клубного типа, кинотеатров:
- инженерно-техническое обследование зданий учреждений культуры;
- создание рабочей проектно-сметной документации;
- производство ремонтных работ на вышеперечисленных муниципальных объектах с привлечением средств городского бюджета и внебюджетных средств;
III направление:
Совершенствование материально-технической базы, внедрение новых технологий в работу муниципальных учреждений искусства и культуры;
IV направление:
Поддержка творческих союзов и объединений, творческих работников, творческих коллективов.