ПЕРМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПЕРМСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 26 декабря 2000 года N 3

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ В Г. ПЕРМИ НА 2001-2003 ГГ."

Пермская городская Дума решила:

1. Утвердить городскую целевую программу "Сохранение и развитие искусства и культуры в г. Перми на 2001-2003 гг." согласно приложениям 1, 2.

2. Контроль за выполнением решения возложить на комиссию Пермской городской Думы по социальной политике (Буторин А.С.).

Глава города
А.Л.КАМЕНЕВ


Приложение 1

к решению

Пермской городской Думы

от 26.12.2000 N 3

ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ В Г. ПЕРМИ НА 2001-2003 ГГ."

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



1. Полное наименование        "Сохранение и развитие искусства и

программы                     культуры в г. Перми на 2001-2003

                              гг."

2. Цели и задачи программы,   - развитие и сохранение искусства и

важнейшие целевые показатели  культуры города как системы

                              духовных ценностей;

                              - формирование целенаправленной

                              политики сохранения и развития

                              культурного наследия;

                              - создание условий для приобщения

                              граждан города к сохранению,

                              созданию и распространению

                              ценностей искусства и культуры.

3. Муниципальный заказчик     Администрация г. Перми (заместитель

                              Главы города Мясников Олег

                              Владимирович.

4. Руководитель   программы   Родин Алексей Васильевич,

                              председатель Комитета по культуре и

                              искусству администрации г. Перми.

5. Основной разработчик       Комитет по культуре и искусству

программы                     администрации г. Перми

6. Этапы и сроки реализации     2001-2003 гг.:

программы                     - I этап - 2001 г.

                              - II этап - 2002 г.

                              - III этап - 2003 г.

7. Объемы финансирования по   источник финансирования - городской

источникам и срокам           бюджет

                              на 2001 г. - 8700,0  планируемый

                              на 2002 г. - 6300,0  объем

                              на 2003 г. - 6300,0  финансирования

2. Основные понятия и термины


Искусство - создание ценностей художественной литературы, кинематографии, театра, музыки, живописи, ваяния, архитектуры, хореографии.

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения искусства и культуры, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость предметы, технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признание в качестве творческого независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенций об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников радиовещания), - закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" ст. 3, 4.

3. Основные положения программы

3.1. Введение

Настоящая городская целевая программа разработана в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации: "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О государственной поддержке кинематографии", "О художественных промыслах", Постановлениями Правительства Российской федерации "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации", "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства", Указами Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации", "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов", "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства", Законом Пермской области "О государственной политике в сфере культуры, искусства и кинематографии".

3.2. Состояние проблемы

На сегодняшний день город Пермь обладает достаточно большим материальным и творческим потенциалом отрасли культуры и искусства.

В Перми на 1 января 2000 г. в муниципальной собственности находятся Выставочный зал, театр "У Моста", ансамбль народной музыки и танца "Ярмарка", 6 культурно-досуговых учреждений, 8 кинотеатров, 2 библиотечные системы (взрослая и детская) включающие 50 библиотек, планетарий, зоосад, 2 парка культуры и отдыха, 16 образовательных учреждений дополнительного образования сферы культуры, в том числе детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, хоровая школа - капелла мальчиков и юношей, художественный колледж.

На территории города функционирует 1 частный театр (В. Старикова), 5 государственных театров, 3 контрактных театра, 1 камерный театр, филармония, 6 музыкальных объединений, киностудия "Новый курс", художественная галерея, областной краеведческий музей с 5 филиалами, хореографическое училище, 9 творческих союзов. В ведении Союза художников находится 51 творческая мастерская, художественный салон, Дом художника.

В городе работает 9 национальных автономий и центров. Организовано 4 магазина-салона по реализации изделий мастеров народных художественных промыслов.

В собственности различных ведомств и акционерных обществ находятся: 2 парка культуры, 31 учреждение клубного типа, свыше 200 библиотек, 20 общественных музеев, более 20 киноустановок.

В отрасли культуры и искусства свыше 80% специалистов имеют высшее и среднее специальное образование.

В 1998 году была утверждена городская целевая программа "Сохранение и развитие культуры в г. Перми на 1998-2000 гг.", в рамках которой удалось отреставрировать часть памятников истории и культуры города, расширить перечень услуг в библиотеках, создать локальную сеть в центральной городской библиотеке им. А.С.Пушкина, там же открыть электронный читальный зал, увеличить книжный фонд на 3254 экземпляра, установить комплекты компьютерной техники в ряде детских музыкальных школ, художественном колледже, опорных библиотеках районов города, приобрести концертные рояли "Petrov", провести ремонт в музыкальных школах и художественном колледже и т.д.

Однако, несмотря на значительную помощь в развитии культуры, вышеуказанная программа затрагивала только часть направлений в области культуры и никоим образом сферу искусства и культурно-досуговой деятельности. Этой сфере присущи те же проблемы, она существует в той же экономической ситуации. В условиях социально-экономических реформ в тяжелом положении оказались учреждения искусства, культуры, творческие союзы и объединения, творческие работники. Недостаточно средств вкладывается в современное техническое переоборудование муниципальных учреждений искусства и культуры, практически нет средств на их реконструкцию, на текущий и капитальный ремонт - бюджетные средства выделяются практически только на заработную плату. Творческие Союзы и объединения, творческие работники остались без плановых государственных заказов, не стало регулярных закупок произведений у творческих работников. Город имеет огромный творческий потенциал: актеры, музыканты, художники, композиторы, режиссеры представляют Пермь не только на Российском уровне, но на международном. Совместно с творческими организациями на долевых началах проводятся фестивали, концерты, конкурсы, выставки, артфорумы и многое другое. Такие инициативы необходимо поддерживать и развивать.

Нет средств на постановку новых спектаклей, концертных программ, приобретение костюмов. Из-за недостаточного финансирования сокращается сеть коллективов, студий художественного творчества, бесплатных культурно-просветительных мероприятий. В ущерб основной деятельности учреждения культуры вынуждены свои площади сдавать в аренду, увеличивать объем платных услуг. С другой стороны сдерживается повышение цен на билеты в учреждениях искусства и культуры до уровня себестоимости для того, чтобы удержать посетителей, сохранить преемственность среди любителей искусства. А это в свою очередь ведет к снижению финансовых средств на развитие учреждений, их модернизацию, ремонт. Так в городе создается единая театральная билетная касса, когда зритель может купить билет на любой спектакль в любой театр города в одном театре. Для того, чтобы театр "У Моста" вошел в эту сеть необходимо автоматизировать билетное хозяйство.

Требуют особого внимания и поддержки творческие коллективы, представляющие искусство и культуру города не только на Российском, но и на международном уровне: театр балета Е. Панфилова, театр "У Моста", ансамбль "Ярмарка", квартет "Каравай", хореографическое училище, киностудия "Новый курс" и др. Требует развитие сфера культурно-досуговой деятельности, в том числе паркового хозяйства города. Имущество парков, в частности аттракционы, не обновлялись с 1974 года.

Техническое состояние большинства зданий учреждений искусства и культуры находится в неудовлетворительном состоянии, требуются большие капиталовложения в комплекс мероприятий по реконструкции, капитальному ремонту и дальнейшему экономически выгодному содержанию.

Проблемы в области сохранения, поддержки и развития искусства и культуры города требуют проведение комплекса мероприятий по урегулированию правовых отношений; формированию условий для работы творческих союзов, объединений и творческих работников; реконструкции, ремонту, техническому переоборудованию учреждений; созданию условий для их дальнейшего эффективного использования. Поэтому целесообразно продолжить решение проблем сохранения и развития искусства и культуры программно-целевым методом.

3.3. Цели и задачи программы

Целью настоящей целевой программы является формирование и проведение политики сохранения, поддержки и обогащения культурного наследия города.

Задачами программы являются:

- сохранение материального и творческого потенциала города;

- поддержка творческих инноваций, способствующих росту многообразия культурной жизни города;

- повышение эффективности деятельности и сохранение общедоступности учреждений искусства и культуры для жителей города;

- поддержка талантливых творческих работников, деятелей искусств, творческих коллективов;

- сохранение и развитие проката отечественных и лучших зарубежных фильмов;

- расширение круга населения, вовлеченного в культурную жизнь, сохранения доступности продуктов культурного потребления.

3.4. Основные пути решения проблемы. Сроки и этапы реализации программы

Этапы осуществления программы:

1-й этап. 2001 год - развернуть мероприятия по поддержке и развитию профессионального искусства г. Перми. Начать реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы культурно-досуговой деятельности;

2-й этап. 2002 год - продолжить работу по поддержке и развитию профессионального искусства; продолжить мероприятия по совершенствованию работы культурно-досуговых учреждений на территории г. Перми;

3-й этап. 2003 год - завершить работу по поддержке профессионального искусства, по совершенствованию работы культурно-досуговых учреждений; реализовать комплекс мер по улучшению кинообслуживания жителей г. Перми.

Реализация программы идет в нескольких направлениях:

I направление:

- совершенствование нормативно-правовой базы в области искусства, культуры, индустрии досуга и кинематографии;

II направление:

Разработка комплексной проектной документации для реконструкции и ремонта муниципальных объектов: учреждений искусства, учреждений клубного типа, кинотеатров:

- инженерно-техническое обследование зданий учреждений культуры;

- создание рабочей проектно-сметной документации;

- производство ремонтных работ на вышеперечисленных муниципальных объектах с привлечением средств городского бюджета и внебюджетных средств;

III направление:

Совершенствование материально-технической базы, внедрение новых технологий в работу муниципальных учреждений искусства и культуры;

IV направление:

Поддержка творческих союзов и объединений, творческих работников, творческих коллективов.

3.5. Система программных мероприятий

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»