Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2015 года N 541


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 7 НОЯБРЯ 2012 ГОДА N 400 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА, ТУРИЗМА, АРХИВНОГО ДЕЛА, СОХРАНЕНИЕ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ВОЕННО-МЕМОРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2020 ГОДЫ)"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2020 года на основании Постановления Правительства Орловской области от 23.12.2019 N 716.
____________________________________________________________________

В целях эффективного развития культуры, туризма и архивного дела в Орловской области, а также в целях корректировки объемов финансирования Правительство Орловской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Орловской области от 7 ноября 2012 года N 400 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013 - 2020 годы)" следующие изменения:

1) в наименовании слова "(2013 - 2020 годы)" исключить;

2) в пункте 1 слова "(2013 - 2020 годы)" исключить;

3) в пункте 2 слова "(В.А. Тарасов)" исключить;

4) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по социальной политике С.А. Ступина.";

5) приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по социальной политике С.А. Ступина.


Председатель Правительства
Орловской области
В.В.ПОТОМСКИЙ





Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 11 декабря 2015 года N 541

Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 7 ноября 2012 года N 400

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА, ТУРИЗМА, АРХИВНОГО ДЕЛА, СОХРАНЕНИЕ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ВОЕННО-МЕМОРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

ПАСПОРТ государственной программы Орловской области "Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области"

Наименование государственной программы

Государственная программа Орловской области "Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области" (далее также - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

Управление культуры и архивного дела Орловской области

Соисполнители государственной программы

Аппарат Губернатора и Правительства Орловской области;
Департамент внутренней политики Орловской области;
Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области;
Департамент здравоохранения Орловской области;
Департамент образования Орловской области;
Управление координации целевых программ, пищевой, перерабатывающей промышленности и рыночной инфраструктуры Орловской области

Перечень подпрограмм (основных мероприятий государственной программы)

Подпрограмма 1 "Развитие отрасли культуры в Орловской области";
подпрограмма 2 "Развитие внутреннего туризма в Орловской области";
подпрограмма 3 "Сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области";
подпрограмма 4 "Оказание государственных услуг в сфере культуры, отраслевого образования и архивного дела Орловской области";
подпрограмма 5 "Развитие архивного дела в Орловской области";
подпрограмма 6 "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России в Орловской области"

Цели государственной программы

1) развитие отрасли культуры Орловской области;
2) создание в Орловской области современного и конкурентоспособного туристского комплекса, вносящего вклад в развитие экономики и социальной сферы Орловской области;
3) приведение в надлежащее состояние воинских захоронений, братских могил, памятников и памятных знаков на территории Орловской области;
4) совершенствование системы оказания государственных услуг в сфере культуры, отраслевого образования и архивного дела Орловской области государственными учреждениями, подведомственными Управлению культуры и архивного дела Орловской области (далее - государственные учреждения);
5) совершенствование системы хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Орловской области;
6) укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
7) содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;
8) содействие этнокультурному многообразию народов России

Задачи государственной программы

1) сохранение объектов культурного наследия Орловской области;
2) развитие образовательных организаций сферы культуры, поддержка молодых дарований Орловской области;
3) адресная поддержка и развитие профессионального искусства, литературы и творчества, творческих отделений и союзов;
4) совершенствование системы информационно-библиотечного обслуживания;
5) поддержка и развитие театрального искусства;
6) поддержка и развитие музейной деятельности;
7) обеспечение условий для художественного и народного творчества, совершенствование культурно-досуговой деятельности;
8) укрепление материально-технической базы учреждений культуры Орловской области;
9) информационно-издательская деятельность учреждений культуры;
10) создание благоприятных условий для развития регионального туризма;
11) развитие рекламно-информационного обеспечения туристской отрасли;
12) развитие материально-технической базы туризма;
13) формирование конкурентоспособного регионального туристского продукта;
14) кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма;
15) проведение ремонта, реконструкции и благоустройства воинских захоронений, братских могил и памятных знаков, расположенных на территории Орловской области;
16) разработка муниципальных программ, планов, перечней мероприятий военно-мемориальной работы;
17) повышение качества и доступности государственных услуг в сфере культуры и искусства, отраслевого образования и архивного дела;
18) сохранение и поддержка кадрового потенциала работников культуры;
19) развитие материально-технической базы государственных учреждений;
20) укрепление и модернизация материально-технической базы архивов;
21) улучшение обеспечения сохранности архивных документов;
22) развитие информационных архивных технологий, расширение доступа пользователей к архивной информации;
23) развитие кадрового потенциала в сфере архивного дела;
24) создание и сопровождение системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов, базирующейся на диверсификации источников информации и предусматривающей возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в Орловской области;
25) реализация комплексной информационной кампании, направленной на укрепление единства российской нации;
26) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
27) этнокультурное развитие народов, проживающих на территории Орловской области;
28) содействие развитию российского казачества, его участию в укреплении единства российской нации, гражданского патриотизма на территории Орловской области

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

1) доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия;
2) обеспеченность объектов культурного наследия учетной документацией;
3) количество студентов, принявших участие в областных, всероссийских и международных конкурсах;
4) книгообеспеченность областных библиотек;
5) доля библиотек, имеющих доступ в сеть Интернет в муниципальных образованиях, участвующих в государственной программе;
6) ежегодный рост количества посещений населением спектаклей, представлений по сравнению с предыдущим годом;
7) доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;
8) увеличение количества культурно-досуговых мероприятий в одном государственном учреждении культуры по сравнению с предыдущим годом;
9) количество обслуженных туристов и экскурсантов;
10) количество туристских фирм, работающих на областном рынке;
11) количество средств размещения туристов, работающих на областном рынке;
12) объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней из сферы туризма;
13) количество воинских захоронений, братских могил и памятных знаков, на которых проведены работы по ремонту, реконструкции и благоустройству;
14) количество муниципальных программ по обеспечению сохранности воинских захоронений;
15) процент государственных услуг, выполненных в соответствии с утвержденными годовыми показателями;
16) процент граждан, получивших государственные услуги в сфере культуры и искусства, архивного дела, предоставляемые государственными учреждениями на льготных основаниях или на безвозмездной основе;
17) доля архивов, улучшивших материально-техническую базу;
18) количество пользователей архивной информации;
19) численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия

Этапы и сроки реализации государственной программы

Реализация государственной программы предусмотрена в 2013 - 2020 годах. Исполнение программных мероприятий предусмотрено в два этапа:
подготовительный этап: 2013 - 2015 годы;
основной этап: 2016 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы

Общая сумма на финансирование государственной программы в 2013 - 2020 годах составит 7215028,6 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 877534,9 тыс. рублей;
2014 году - 410111,7 тыс. рублей;
2015 году - 689215,0 тыс. рублей;
2016 году - 1632279,0 тыс. рублей;
2017 году - 2434779,0 тыс. рублей;
2018 году - 397684,0 тыс. рублей;
2019 году - 386612,0 тыс. рублей;
2020 году - 386813,0 тыс. рублей;
кроме того, 2014 год:
погашение кредиторской задолженности 2013 года - 3463,3 тыс. рублей;
кроме того, 2015 год:
погашение кредиторской задолженности 2014 года - 30974,0 тыс. рублей.
По источникам финансирования государственной программы денежные средства распределяются следующим образом:
областной бюджет - 3052006,9 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 349216,7 тыс. рублей;
2014 году - 397969,2 тыс. рублей;
2015 году - 462211,0 тыс. рублей;
2016 году - 354015,0 тыс. рублей;
2017 году - 354015,0 тыс. рублей;
2018 году - 378090,0 тыс. рублей;
2019 году - 378160,0 тыс. рублей;
2020 году - 378330,0 тыс. рублей;
кроме того, 2014 год:
погашение кредиторской задолженности 2013 года - 3463,3 тыс. рублей;
кроме того, 2015 год:
погашение кредиторской задолженности 2014 года - 30974,0 тыс. рублей.
федеральный бюджет - 623353,6 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 21732,0 тыс. рублей;
2014 году - 7879,7 тыс. рублей;
2015 году - 23513,9 тыс. рублей;
2016 году - 278264,0 тыс. рублей;
2017 году - 280764,0 тыс. рублей;
2018 году - 11200,0 тыс. рублей;
бюджеты муниципальных образований и городских округов - 17250,8 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 3108,2 тыс. рублей;
2014 году - 2351,0 тыс. рублей;
2015 году - 1537,6 тыс. рублей;
2016 году - не предусмотрено;
2017 году - не предусмотрено;
2018 году - 3279,0 тыс. рублей;
2019 году - 3372,0 тыс. рублей;
2020 году - 3603,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 3522417,3 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 503478,0 тыс. рублей;
2014 году - 1911,8 тыс. рублей;
2015 году - 201952,5 тыс. рублей;
2016 году - 1000000 тыс. рублей;
2017 году - 1800000 тыс. рублей;
2018 году - 5115,0 тыс. рублей;
2019 году - 5080,0 тыс. рублей;
2020 году - 4880,0 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий государственной программы за счет средств государственных внебюджетных фондов не предусмотрено.
Объем денежных средств, выделяемых из федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований и городских округов, внебюджетных источников, носит прогнозный характер.
Финансирование мероприятий государственной программы за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в рамках реализации федеральных государственных программ в сфере культуры и туризма, а также по централизованной смете Министерства культуры Российской Федерации на основании ежегодных приказов.
По направлениям затрат финансирование государственной программы распределяется следующим образом:
капитальные вложения - 4109094,9 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 515159,4 тыс. рублей;
2014 году - 46998,7 тыс. рублей;
2015 году - 246936,8 тыс. рублей;
2016 году - 1250000,0 тыс. рублей;
2017 году - 2050000 тыс. рублей;
кроме того, 2015 год:
погашение кредиторской задолженности 2014 года - 30974, тыс. рублей;
прочие нужды - 3105933,7 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 362375,5 тыс. рублей;
2014 году - 363113,0 тыс. рублей;
2015 году - 442278,2 тыс. рублей;
2016 году - 382279,0 тыс. рублей;
2017 году - 384779,0 тыс. рублей;
2018 году - 397684,0 тыс. рублей;
2019 году - 386612,0 тыс. рублей;
2020 году - 386813,0 тыс. рублей;
кроме того, 2014 год:
погашение кредиторской задолженности 2013 года - 3463,3 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

1) увеличение количества научно-исследовательских и реставрационных работ на объектах культурного наследия;
2) увеличение количества исследовательских и охранно-спасательных работ на объектах археологии;
3) формирование зон охраны на объектах культурного наследия;
4) увеличение количества изготовленных паспортов на объекты культурного наследия;
5) увеличение количества установленных информационных надписей на памятниках исторического и культурного наследия, находящихся в областной собственности;
6) сохранение сети школ дополнительного художественного образования в Орловской области;
7) приобретение новых музыкальных инструментов для организаций среднего профессионального образования сферы культуры, филармонии;
8) увеличение количества специального оборудования, приобретенного для учреждений культуры;
9) создание благоприятных условий для развития одаренных детей и молодежи;
10) укрепление кадрового потенциала государственных учреждений культуры;
11) увеличение показателей по комплектованию библиотечных и музейных фондов;
12) укрепление единого культурного пространства, обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных категорий граждан, проживающих на территории Орловской области (создание модельных библиотек, филиалов Президентской библиотеки);
13) сохранение и возрождение народного творчества, народных художественных промыслов;
14) внедрение инновационных технологий в деятельность учреждений культуры;
15) поддержка издательской деятельности учреждений культуры;
16) рост объемов оказания туристско-экскурсионных услуг населению Орловской области, российским и иностранным гражданам;
17) привлечение дополнительных инвестиций в экономику Орловской области;
18) рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности и дополнительного развития сфер, связанных с туризмом;
19) улучшение материально-технической базы туристской отрасли;
20) улучшение показателей, характеризующих состояние природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала Орловской области;
21) восстановление и обустройство воинских захоронений, установка новых памятников, памятных знаков и плит с именами погибших в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы) военнослужащих;
22) разработка муниципальных программ (планов, перечней мероприятий) по содержанию и благоустройству воинских захоронений на территории муниципальных образований Орловской области;
23) объединение усилий органов государственной власти Орловской области и военного управления, общественных ветеранских и военно-патриотических организаций по вопросам увековечения памяти погибших за Отечество;
24) привлечение общественности, предприятий, организаций, учебных заведений, воинских формирований, представителей поисковых, ветеранских организаций, граждан Орловской области к решению вопросов восстановления воинских захоронений;
25) повышение роли культуры в социально-экономических преобразованиях Орловской области;
26) повышение культурно-образовательного уровня населения Орловской области;
27) повышение уровня привлекательности для различных возрастных и социальных групп организованного культурного досуга и, как следствие, увеличение количества посещений мероприятий, проводимых государственными учреждениями культуры и искусства, отраслевого образования и архивного дела;
28) повышение художественного и технического уровня мероприятий, проводимых учреждениями культуры и искусства, отраслевого образования, архивного дела;
29) увеличение контингента обучающихся в образовательных организациях сферы культуры путем улучшения условий для ведения образовательного процесса, реализации образовательных программ, внедрения новых методик преподавания и повышения профессионального уровня педагогического мастерства преподавателей;
30) повышение материального благосостояния работников, учащихся и студентов в сфере культуры путем ежегодных выплат стипендий молодым артистам, одаренным детям и талантливой молодежи, писателям - членам общественной организации "Орловская областная организация Союза писателей России", Орловского регионального отделения общероссийской общественной организации "Союз российских писателей", художникам - членам Орловской региональной организации Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России";
31) адресная поддержка вышедших на пенсию и неработающих артистов областных театров;
32) социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в государственных образовательных организациях Орловской области;
33) сохранение и поддержка кадрового потенциала работников культуры;
34) улучшение материально-технической базы учреждений культуры и искусства, отраслевого образования, архивного дела;
35) повышение собственных доходов учреждений культуры и искусства, отраслевого образования, архивного дела, позволяющих стимулировать и регулировать их развитие;
36) укрепление материально-технической базы областного и муниципальных архивов;
37) совершенствование системы хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, обеспечивающих информационную основу разработки и реализации государственной политики, развития науки и культуры, обеспечения прав граждан и их потребностей в ретроспективной информации;
38) увеличение объема и повышение качества архивных услуг, увеличение количества пользователей архивной информации;
39) популяризация архивных документов в целях патриотического воспитания граждан, формирование необходимого уровня гражданской исторической компетентности населения;
40) развитие системы кадрового обеспечения архивного дела Орловской области;
41) увеличение численности участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия, до 5,3 тысячи человек


 1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Государственная программа реализуется в таких сферах государственного управления, как культура, туризм, архивное дело, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов, оказание государственных услуг в сфере культуры, отраслевого образования, архивного дела и укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов России на территории Орловской области.

В состав государственной программы входят подпрограммы государственной программы (далее - подпрограммы) и основные мероприятия, посредством которых предусмотрена реализация поставленных в государственной программе целей и задач.

Ответственным исполнителем государственной программы является Управление культуры и архивного дела Орловской области. Соисполнителями государственной программы являются Аппарат Губернатора и Правительства Орловской области, Департамент внутренней политики Орловской области, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Департамент здравоохранения Орловской области, Департамент образования Орловской области, Управление координации целевых программ, пищевой, перерабатывающей промышленности и рыночной инфраструктуры Орловской области.

Характеристику сферы реализации государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем и прогноз развития, целесообразно представить отдельно по каждой сфере государственного регулирования.


1.1. Сфера культуры и искусства


Важным фактором социально-экономического и политического развития российского общества является стабильное развитие сферы культуры: сохранение культурных и нравственных ценностей, межрегиональных и межнациональных связей, а также укрепление духовного единства российского общества.

При определении особенностей культурного процесса на современном этапе особое внимание уделяется региональной и этнической особенностям культурного пространства России, что обуславливает необходимость при проведении федеральной культурной политики исходить из некоторых универсальных норм и принципов, которые объединяют различные культуры в единое культурное пространство:

принципа открытости и демократизма в структурировании культурной политики, равенства прав и возможностей всех граждан и социальных групп в создании и использовании материальных, духовных ценностей;

принципа регулирующей роли культурной политики государства в формировании социокультурной ситуации;

максимального учета культурной самобытности людей, различных локальных и территориальных сообществ;

принципа единого культурного пространства.

Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом.

В настоящее время в отрасли культуры Орловской области занято 5700 человек, что составляет 2,7% от общего количества работающего населения. На территории Орловской области сосредоточено 406 государственных и муниципальных библиотек с совокупным фондом 5507170 экземпляров, 8 музеев федерального, областного и муниципального значения, музейный фонд которых составляет 318218 музейных предметов, 2 частных музея, 450 культурно-досуговых учреждений клубного типа, 43 образовательные организации в сфере культуры и искусства, в которых ежегодно обучается более 10 тысяч учащихся и студентов, профессиональные учреждения театрального искусства с ежегодным количеством зрителей более 160 тысяч человек.

Профессиональный статус педагогических работников художественного образования довольно высокий, в школах искусств работает 52% преподавателей с высшим образованием. 100% научных сотрудников и экскурсоводов в музеях Орловской области, а также 51% библиотечных специалистов Орловской области имеют высшее образование.

В образовательных организациях среднего профессионального образования сферы культуры и искусства Орловской области работают 184 преподавателя, из них 55% имеют высшую квалификационную категорию, 27,1% - первую квалификационную категорию, 11,4% - вторую квалификационную категорию, 7% - разряд по ЕТС.

Качественный состав преподавателей муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей сферы культуры и искусства: 25% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 35% - первую квалификационную категорию, 23,7% - вторую квалификационную категорию, 16,3% - разряд по ЕТС.

В целом уровень образования специалистов, работающих в сфере культуры Орловской области, не является высоким. Самый низкий уровень образования отмечается среди клубных работников - высшее образование имеют только 23,7% специалистов, среди работников садов и парков культуры и отдыха - 32%, среди преподавателей сельских детских музыкальных и художественных школ - 47,5%.

Возрастной состав преподавателей муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей сферы культуры и искусства Орловской области выглядит следующим образом: преподаватели, не достигшие пенсионного возраста, - 38,2%, молодые специалисты - 12%, пенсионеры по возрасту - 20%, пенсионеры с досрочным назначением трудовой пенсии (по выслуге лет) - 19,4%.

Таким образом, низкий уровень социальных гарантий молодым специалистам сферы культуры (отсутствие жилья), падение престижа профессии и низкая заработная плата отражаются на качественном составе педагогических кадров в муниципальных образовательных организациях, средний возраст которых составляет 50 - 54 года, поэтому проблема обновления педагогических кадров в муниципальных образовательных организациях Орловской области стоит крайне остро.

Одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры городов и сел Орловской области, выполняющих важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются библиотеки. Библиотечным обслуживанием охвачено 48% населения Орловской области, в числе которых 65% составляет молодежь. Однако ситуация с обновлением фондов и развитием информационных ресурсов библиотек Орловской области продолжает оставаться достаточно серьезной. Особенно нуждаются в увеличении поступлений новой литературы и периодических изданий сельские библиотеки. Фонды библиотек к настоящему времени морально и физически устарели и нуждаются в дальнейшем списании. Обновляемость фондов библиотек документами на бумажных и электронных носителях составляет ежегодно около 2% при нормативе 5 - 10%.

На территории Орловской области работу по сохранению музейного фонда ведут три областных музея: Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева, включающий 6 филиалов (музеи И.С. Тургенева, И.А. Бунина, писателей-орловцев, дома-музеи Н.С. Лескова, Л.Н. Андреева, дом Т.Н. Грановского), Орловский краеведческий музей с двумя филиалами (военно-исторический музей, дом-музей В.А. Русанова), Орловский музей изобразительных искусств с филиалами (картинная галерея А.И. Курнакова и дом-музей А.И. Курнакова).

Музейные фонды Российской Федерации также хранятся в государственном мемориальном и природном музее-заповеднике И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" и муниципальных музеях г. Болхова, г. Дмитровска, г. Ливны, г. Мценска.

Орловские музеи ведут научную и просветительскую работу, принимают участие в научно-практических международных, региональных и областных конференциях, ведут активную деятельность по привлечению посетителей в музеи, осуществляют работу по сохранности музейных фондов. С 2007 года в областных музеях осуществляется проект по разработке и установке современной музейной информационной системы "КАМИС", обеспечивающей решение широкого круга музейных задач: учет и хранение, каталогизацию, подготовку выставок и экспозиций. Система обеспечивает компьютеризированную учетно-фондовую, научную, реставрационную, издательскую и административную работу сотрудников музея.

В научных и фондовых отделах система "КАМИС" используется для описания, систематизации и получения сведений о музейных предметах, подготовки печатных изданий и Интернет-представлений коллекции, а также для оформления ряда учетных документов, обеспечивает выпуск всего необходимого пакета учетных документов, получение справок и статистической отчетности.

На территории Орловской области сконцентрировано множество ценных памятников истории и культуры. На государственной охране находится 1921 недвижимый памятник истории и культуры (363 памятника археологии; 1033 памятника истории и монументального искусства; 525 памятников архитектуры и градостроительства), что составляет 2,1% от всего числа памятников, расположенных на территории Российской Федерации.

Особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации является государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", где сохранились культурно-исторический и природный комплекс, уникальные культурные и природные ландшафты, охранная зона которых составляет 9000 га.

В последнее десятилетие развитию сферы культуры в Орловской области способствовал программно-целевой метод. За этот период существенно выросли объемы работ по восстановлению памятников архитектуры. Совместно с приходами Орловско-Ливенской епархии проведена большая работа по реконструкции храмов, памятников истории и культуры.

В течение последних пяти лет по федеральной целевой программе "Культура России" на восстановление храмов Орловщины было направлено более 100 миллионов рублей. Восстановительные работы за счет федеральных средств были проведены более чем на 50 объектах: Троицкий собор Оптина монастыря и Троицкая церковь в городе Болхове, церковь Михаила Архангела в городе Орле, церковь Святого Великомученика Георгия в Краснозоренском районе, Никольская церковь в Корсаковском районе и ряд других.

Но культурное наследие Орловской области представляет собой лишь один из элементов историко-культурного потенциала и не может рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития культуры в Орловской области.

Обеспечение максимальной доступности для граждан культурных благ - один из показателей развития отрасли культуры.

В последнее время сложилась тенденция увеличения числа мероприятий, проводимых на малых площадках театров. При сохранении актуальности масштабных спектаклей различных жанров, требующих соответствующих им больших площадок и зрительных залов, постоянно увеличивается удельный вес малых и камерных сцен.

Проведение международного фестиваля камерных спектаклей в бюджетном учреждении культуры Орловской области "Орловский государственный театр для детей и молодежи "Свободное пространство" свидетельствует как раз о такой тенденции. При содействии Орловского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации, поддержке Международной ассоциации фестивалей малых форм (Генеральный секретарь Тобиас Бьянконе, Швейцария), Международного института "Театр" (Париж, Франция) регулярно проводится международный театральный фестиваль камерных спектаклей "Ludi", который охватывает театральное пространство Российской Федерации, стран СНГ.

Такого рода мероприятия способствуют не только усилению интереса зрительской аудитории (в первую очередь молодежной и подростковой) к современному театральному искусству, но и расширению культурного пространства, предоставлению зрителям возможности знакомства с современным европейским театром и театрами стран СНГ. Для актерской среды это возможность установления постоянных творческих связей с коллегами из других стран.

Привлечение театральных коллективов в рамках проведения фестивалей способствует популяризации театрального искусства Орловщины, а также привлечению дополнительных финансовых средств.

Широкую известность не только в нашей стране, но и за ее пределами получил традиционный театральный фестиваль "Русская классика" в бюджетном учреждении культуры Орловской области "Орловский академический театр им. И.С. Тургенева". Такое масштабное событие в культурной жизни Орловщины отмечается растущим интересом зрителей и театральной общественности к проблемам сохранения отечественного классического наследия. Фестиваль стал значительным явлением в культурной жизни России и свидетельством того, как художественные искания перемещаются из столиц в провинцию.

Таким образом, проведение театральных фестивалей - это не только важная форма мониторинга развития театрального искусства, но и значительный вклад в развитие отрасли в целом.

Гастрольная деятельность в последние годы несколько оживилась - выездные и гастрольные показы составляют до 23% деятельности театров, крайне низким остается показатель по гастролям за пределами Орловской области. В 2008 году гастрольные спектакли государственных театров за пределами своей территории составили лишь 10% от общего количества проведенных ими мероприятий.

Бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловская государственная филармония" активно осуществляет деятельность по популяризации классического музыкального наследия. Ежегодный профессиональный фестиваль искусств "Музыкальная осень" является региональным мероприятием и имеет высокую музыкальную значимость для культурной жизни Орла.

В то же время существуют и трудности: контингент филармонии достаточно зрелого возраста, происходит отток молодых специалистов за пределы Орловской области. Кроме того, отсутствие концертного зала филармонии вносит свои трудности в работу.

Безусловно, решение таких вопросов способствовало бы дальнейшему профессиональному развитию музыкального искусства на Орловщине.

Система художественного образования активно развивается, несмотря на сложные демографические условия, по многим направлениям.