РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 декабря 2015 года N 454-р
[ОБ ОДОБРЕНИИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2016 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА]
____________________________________________________________________
Утратил силу с 19 сентября 2017 года на основании Постановления Правительства РК от 19.09.2017 N 498.
____________________________________________________________________
Во исполнение Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона Республики Коми "О стратегическом планировании в Республике Коми", распоряжения Правительства Республики Коми от 5 декабря 2014 года N 410-р:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2016 год и на период до 2018 года согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам разработки и реализации государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Коми, а также прогнозирования экономического и социального развития Республики Коми.
Председатель Правительства
Республики Коми
В.ТУКМАКОВ
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2016 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2016 год и на период до 2018 года (далее - прогноз) разработан в соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 13 марта 2015 года N 86-р.
Разработка прогноза осуществлялась на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации и показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, рассмотренных на заседании Правительства Российской Федерации 8 октября 2015 года.
При разработке прогноза учитывались:
статистическая информация о социально-экономическом развитии Республики Коми за 2012 - 2014 годы и отчетный период 2015 года;
параметры Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45;
материалы органов исполнительной власти Республики Коми с учетом производственных и инвестиционных планов развития ведущих предприятий по видам экономической деятельности, а также Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми, Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Прогноз разработан в двух вариантах, количественные значения показателей по первому и второму варианту прогноза приводятся через дефис.
Первый вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде замедлятся темпы роста валового регионального продукта, объемы промышленного производства, инвестиции в основной капитал, что связано с объективными экономическими и социальными процессами, в том числе с геополитической обстановкой в мире.
Второй вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде будет складываться более благоприятное влияние внешних и внутренних факторов, стабилизируются экономическая конъюнктура и экономическое положение предприятий Республики Коми, активизируется их инвестиционная и инновационная деятельность.
В Республике Коми в течение 2014 года сохранялась достаточно устойчивая социально-экономическая ситуация.
Сложилась положительная динамика важнейших показателей социально-экономического развития:
рост объемов промышленного производства в целом;
увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему в целом;
снижение задолженности организаций в бюджеты всех уровней;
рост объемов инвестиций в основной капитал;
увеличение объемов добычи нефти, металлических руд;
увеличение объемов производства лесоматериалов, бумаги, древесностружечных плит, древесноволокнистых плит, фанеры, нетканых материалов, конструкций и деталей сборных железобетонных, бензина автомобильного, дизельного топлива, электроэнергии;
рост производства мяса и субпродуктов пищевых убойных животных, цельномолочной продукции; мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы;
увеличение грузооборота транспорта и объемов грузовых перевозок;
увеличение объемов лесозаготовительного производства;
рост объемов ввода в действие жилых домов;
увеличение доходов консолидированного бюджета Республики Коми;
сохранение относительно невысокого уровня зарегистрированной безработицы;
снижение задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам налогоплательщиков в бюджеты всех уровней.
Наряду с положительными тенденциями в экономике и социальной сфере Республики Коми наблюдались и негативные, основные из которых:
снижение объемов добычи угля;
снижение объемов добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических;
снижение объемов производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производства кожи, изделий из кожи и производства обуви;
уменьшение объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий;
снижение перевозок пассажиров транспортом общего пользования;
снижение объемов сельскохозяйственного производства;
снижение объемов работ по виду деятельности "строительство";
снижение численности населения Республики Коми вследствие миграционного оттока населения;
снижение рождаемости и естественного прироста населения;
снижение реальной заработной платы работников организаций;
снижение реальных денежных доходов населения;
увеличение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;
увеличение индекса потребительских цен;
увеличение размера государственного долга;
рост количества зарегистрированных преступлений.
Наряду с этим сохранились, а в ряде случаев обострились проблемы долговременного характера, главные из них - недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, медленные темпы модернизации производства, низкий уровень инновационной активности организаций, отсутствие достаточных рынков сбыта производимой продукции.
Основной задачей предстоящего периода является стабилизация макроэкономического климата и социальной обстановки в Республике Коми.
Правительством Республики Коми будет обеспечиваться последовательная реализация мер социально-экономической политики по следующим приоритетным направлениям:
обеспечение макроэкономической стабильности;
обеспечение инвестиционной привлекательности и формирование положительного имиджа Республики Коми;
повышение инвестиционной и инновационной активности организаций;
повышение эффективности управления финансово-бюджетной сферой, усиление роли консолидированного бюджета Республики Коми как инструмента государственной экономической политики;
обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала;
повышение конкурентоспособности продукции, производимой в Республике Коми;
развитие транспортной системы, обеспечивающей потребности хозяйствующих субъектов и населения;
создание оптимальной структуры сельскохозяйственного производства и повышение уровня самообеспечения Республики Коми основными видами сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в развитие экономики Республики Коми;
рост эффективности межрегионального сотрудничества;
стабилизация демографической ситуации, улучшение здоровья и социально-психологического состояния населения;
повышение культурного и образовательного уровня населения;
рост реальных денежных доходов населения;
рост эффективности программ социальной защиты населения, направленных на преодоление бедности в республике;
обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для населения;
улучшение жилищных условий населения;
повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
снижение преступности и повышение степени социальной безопасности населения;
улучшение экологической обстановки.
По предварительным оценкам, за 2014 год объем валового регионального продукта по Республике Коми составил 495,8 млрд. рублей, или 97,6% к уровню 2013 года.
Определяющее влияние на значение показателя валового регионального продукта оказало снижение валовой добавленной стоимости организациями, занимающимися строительством (на 18,0%), оптовой и розничной торговлей (на 3,8%), а также учреждениями здравоохранения (на 2,4%), образования (на 0,8%), государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения (на 0,8%). Данные виды деятельности занимают третью часть в структуре валового регионального продукта.
Меньшими темпами роста сложилась валовая добавленная стоимость по добыче полезных ископаемых и в обрабатывающем производстве.
Различные темпы развития организаций отдельных видов экономической деятельности привели к изменениям в отраслевой структуре валового регионального продукта Республики Коми. По сравнению с уровнем 2013 года снизилась доля организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых (с 32,5% до 30,2%), строительством (с 11,5% до 9,6%), транспорта и связи (с 10,0% до 9,8%). В то же время увеличился вклад обрабатывающих производств (с 11,3% до 13,0%).
В целях обеспечения экономического развития в Республике Коми с 2013 года реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие экономики", утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года N 418. Мероприятия этой программы направлены в том числе на повышение инвестиционной активности на территории Республики Коми, развитие конкурентной среды, обеспечение роста доходов населения, развитие и реализацию научного и инновационного потенциала Республики Коми, развитие малого и среднего предпринимательства.
Ожидается, что в 2015 году объем валового регионального продукта составит 97,2% к уровню 2014 года. Снижение объема валового регионального продукта обусловлено снижением объемов в строительстве и торговле.
В 2016 - 2018 годы среднегодовой темп роста валового регионального продукта составит 99,7 - 100,9%. Основное влияние на объемы валового регионального продукта будут оказывать добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, строительство, торговля, транспорт и связь.
3.1. Промышленность