ЗАКОН

 КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 ноября 2015 года N 112

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 ГОД И СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

(в ред. Закона Курганской области от 29.12.2015 N 137)

 

Принят
Постановлением Курганской
областной Думы
от 24 ноября 2015 года N 231

 Статья 1


Утвердить Программу социально-экономического развития Курганской области на 2016 год и среднесрочную перспективу (прилагается).

 Статья 2


Признать утратившим силу Закон Курганской области от 28 ноября 2014 года N 86 "О Программе социально-экономического развития Курганской области на 2015 год и среднесрочную перспективу".

 Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2016 года.



Губернатор
Курганской области
А.Г.КОКОРИН

     Курган
     30 ноября 2015 года
     N 112


Приложение
к Закону
Курганской области
от 30 ноября 2015 года N 112
"О Программе
социально-экономического
развития Курганской области
на 2016 год и среднесрочную
перспективу"
(в ред. Закона Курганской области
 от 29.12.2015 N 137)

Паспорт программы социально-экономического развития Курганской области на 2016 год и среднесрочную перспективу

Наименование Программы:

Программа социально-экономического развития Курганской области на 2016 год и среднесрочную перспективу (далее - Программа)

Заказчик Программы:

Правительство Курганской области

Разработчик Программы:

Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области

Цель Программы:

обеспечение экономической стабильности и устойчивого экономического роста Курганской области, достижение достойного уровня жизни населения

Сроки реализации Программы:

2016 - 2018 годы

Ожидаемые результаты реализации Программы:

в 2018 году по сравнению с 2015 годом прирост реальных денежных доходов населения по второму варианту прогноза составит 2,3%, прирост валового регионального продукта - 7,5%

Исполнители Программы:

Правительство Курганской области; органы исполнительной власти Курганской области, осуществляющие отраслевое либо межотраслевое управление (далее - органы исполнительной власти)

Источники финансирования:

средства федерального бюджета (по согласованию), областного бюджета, местных бюджетов (по согласованию), государственных внебюджетных фондов (по согласованию), собственных средств организаций (по согласованию), иных внебюджетных источников в соответствии с действующим законодательством.

Все источники финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом финансовых возможностей. Источники финансирования являются прогнозными и не носят обязательного характера

Система контроля за исполнением Программы:

Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области ежеквартально направляет Губернатору Курганской области информацию о ходе выполнения Программы.

Губернатор Курганской области представляет в Курганскую областную Думу информацию о ходе выполнения Программы одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ

Программа разработана в соответствии с Уставом Курганской области, Законом Курганской области от 4 декабря 2003 года N 356 "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития, государственных программах и ведомственных целевых программах Курганской области".

Основные направления и приоритетные задачи социально-экономического развития Курганской области сформулированы с учетом тенденций социально-экономического развития Курганской области в 2014 году и первом полугодии 2015 года и в соответствии с:

Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";

посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";

Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 1757-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года";

Стратегией социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р "О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года".

Программа включает цели, задачи, приоритеты социально-экономического развития Курганской области, механизмы реализации, основные показатели прогноза социально-экономического развития Курганской области на 2016 - 2018 годы (приложение 1 к Программе), перечень инвестиционных проектов в Курганской области, предлагаемых к финансированию в 2016 году (приложение 2 к Программе), и нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Курганской области (приложение 3 к Программе).

Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2014 ГОДУ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В 2015 ГОДУ

По итогам 2014 года положительную динамику к прошлому году в Курганской области имеют показатели ввода жилья, грузооборота транспорта, рынка труда, потребительского рынка. Обеспечена стабильная работа социальной сферы, снизилась смертность населения. За 2014 год в экономику области привлечено 32,8 млрд рублей инвестиций в основной капитал.

За 2014 год организациями и населением введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 389,3 тыс. кв. м, что на 39,2% выше уровня 2013 года. Курганская область по итогам 2014 года вышла на первое место среди областей Уральского федерального округа и на 10 место среди 80 субъектов Российской Федерации по темпам жилищного строительства. По строительству жилья в расчете на 1000 человек Курганская область значительно улучшила свой рейтинг - 46 место по итогам 2014 года (в 2013 году было 60 место).

Средняя заработная плата зауральцев за 2014 год составила 21120 рублей, рост к прошлому году на 7,7%. Достигнуты целевые показатели региональных планов мероприятий ("дорожных карт"), в части повышения заработной платы работников бюджетной сферы Курганской области. Наблюдалась стабильная ситуация на рынке труда - численность безработных и уровень зарегистрированной безработицы в конце 2014 года в регионе были ниже соответствующего периода 2013 года.

Решались задачи модернизации экономики, отраслей социальной сферы. Своевременно и в полном объеме исполнены социальные обязательства бюджета, обеспечена стабильная работа социальной сферы. Велась реализация мероприятий ведомственных целевых и государственных программ Курганской области. Выполнялись поручения, содержащиеся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Вместе с тем по итогам 2014 года снижены объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Индекс промышленного производства составил 98,1% к 2013 году (причина - снижение физического объема производства продукции обрабатывающих производств), производство сельскохозяйственной продукции - 93,7% к уровню 2013 года из-за уменьшения производства продукции растениеводства в связи с неблагоприятными погодными условиями. Сократилась на 7,3 тысячи человек численность населения области в результате естественной и миграционной убыли. Не достигли уровня прошлого года (98,7%) реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен).

В 2015 году снижение цен на нефть, санкции в отношении России, высокая стоимость кредитных ресурсов привели к значительному ухудшению экономической ситуации как в российской экономике в целом, так и в экономике региона. По итогам первого полугодия 2015 года в Курганской области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, работ, выполненных по виду деятельности "строительство", оборота розничной торговли, объема платных услуг населению, ввода жилья, реальная заработная плата и реальные денежные доходы населения.

Ситуация по социально-экономическому положению региона находится под постоянным контролем Правительства Курганской области. Для обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Курганской области разработан и реализуется План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Курганской области в 2015 году и на 2016 - 2017 годы, утвержденный Распоряжением Губернатора Курганской области от 16 февраля 2015 года N 43-р. Возобновил работу Штаб по оценке социально-экономической ситуации при Губернаторе Курганской области.

Ведется еженедельный оперативный мониторинг и контроль за состоянием рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Увеличено количество универсальных ярмарок, дополнительно организованы сельскохозяйственные ярмарки. Удалось стабилизировать ситуацию с ростом цен на продукты питания, резких скачков цен во втором квартале 2015 года не фиксировалось. Цены на большинство продовольственных товаров в Курганской области остаются ниже, чем по регионам Уральского федерального округа.

Выполняются социальные обязательства бюджета Курганской области, реализуются в полном объеме меры социальной поддержки незащищенных групп населения. Решаются задачи, обозначенные в Программе социально-экономического развития Курганской области на 2015 год и среднесрочную перспективу, поставленные в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Реализуются мероприятия ведомственных целевых и государственных программ Курганской области. Ведется работа по выполнению поручений, содержащихся в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Глава 2. ПОТЕНЦИАЛ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Географическое положение.

Курганская область расположена на стыке Урала и Сибири, на юго-западной окраине Западно-Сибирской низменности, в бассейне рек Тобола и Исети, в черноземной полосе лесостепной зоны Зауралья. Площадь области - 71,5 тыс. кв. км, что составляет около 0,4% территории России.

Курганская область имеет выгодное экономико-географическое и геополитическое положение. На севере и северо-востоке Курганская область граничит со Свердловской областью, на западе и юго-западе с Челябинской, на юге и юго-востоке с Казахстаном, на востоке и северо-востоке с Тюменской областью.

Муниципальное устройство и крупнейшие города.

Курганская область образована 6 февраля 1943 года. Административный центр - город Курган. Курганская область входит в состав Уральского федерального округа. Курганская область разделена на 24 муниципальных района и 2 городских округа. На территории Курганской области находится 9 городов, 6 поселков городского типа, 1220 сельских населенных пунктов. Крупные города Курганской области: Курган с численностью 325,7 тыс. человек и Шадринск, в котором проживает 77,2 тыс. человек.

Население.

Численность населения Курганской области составила на 1 января 2015 года 869,8 тыс. человек, из которых 61,5% - городские жители. Плотность населения 12,2 жителя на 1 кв. км. Экономически активное население Курганской области составляет около 50%.

Природные условия и полезные ископаемые.

Курганская область богата природными ресурсами. Разведан ряд месторождений общераспространенных полезных ископаемых для производства строительных материалов, имеются запасы бентонитовых глин, железных, урановых, вольфрам-молибденовых руд, титан-циркониевых россыпей, торфа, лечебных грязей, подземных питьевых и минеральных вод. Положительно оцениваются перспективы выявления залежей нефти и газа.

Двадцатую часть всей площади Курганской области занимают озера. Их почти три тысячи. Четверть из них - минерализованы. Вода и грязи в них обладают лечебными свойствами и по своему минералогическому составу не уступают лучшим водоемам России.

Общая площадь лесного фонда составляет более полутора миллионов гектаров. Это одна пятая территории Зауралья. Запасы древесины оцениваются почти в 200 млн кубометров.

Структура экономики Курганской области.

Промышленная деятельность занимает более 27% от валового регионального продукта (по отчету за 2013 год), сельское хозяйство - 12,6%, транспорт и связь - 13,5%, строительство - 5,2%, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта и бытовых изделий - 12,3%, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, госуправление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение - 21,7%. В валовом региональном продукте Курганской области производство услуг занимает 61%, производство товаров - 39%.

Основные отрасли промышленности.

Основу экономики области составляет промышленность. В Курганской области сформирован многоотраслевой комплекс с широкой номенклатурой выпускаемой продукции, востребованной как в нашей стране, так и за рубежом. Наибольший удельный вес (около 77%) в структуре промышленности Курганской области составляют обрабатывающие производства. Ведущее место занимают производство машин и оборудования, готовых металлических изделий, производство транспортных средств и оборудования.

Курганские предприятия выпускают более 5 тысяч наименований различных видов изделий. Это военная техника, автобусы, арматура и оборудование для добычи и переработки нефти, металлоконструкции для строительства заводских корпусов, железнодорожных и автомобильных мостов, машины для городского коммунального хозяйства, пожарные автомобили, насосы, кабели различного назначения, высококачественные лекарственные средства, пищевая продукция и многое другое.

В Курганской области созданы основные организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе инновационной инфраструктуры: областные технопарк и бизнес-инкубатор, центры кластерного развития, поддержки предпринимательства, поддержки экспорта, молодежного инновационного творчества, фонд микрофинансирования и гарантийный фонд малого предпринимательства. Действуют три бизнес-инкубатора и два технопарка при высших учебных заведениях региона.

Сельское хозяйство.

Более 60% общей площади земли находится в сельскохозяйственном производстве, более 30% - в лесном. На одного жителя Курганской области приходится по 2,4 га пашни. Природно-климатические условия Курганской области позволяют успешно развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности. Основная специализация агропромышленного комплекса Курганской области - зерновое и мясо-молочное производство, продукция переработки которых удовлетворяет собственные потребности и экспортируется в другие регионы.

Агропромышленный комплекс Курганской области лидирует в Уральском федеральном округе и занимает ведущие места в России по производству продукции сельского хозяйства на душу населения. В 2014 году по производству зерна на душу населения Курганская область занимала 13 место в России, овощей - 8 место, молока - 11 место, картофеля - 16 место, мяса - 35 место.

Транспортная инфраструктура.

По территории Курганской области проходят электрифицированная Южно-Уральская железная дорога (западный участок Транссибирской железнодорожной магистрали), магистральные нефте- и газопроводы. Курганская область является транспортной развязкой железнодорожных и автомобильных дорог по направлениям на Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Омск и Петропавловск, Костанай (Республика Казахстан), имеет 2 железнодорожных и 5 автомобильных пунктов пропуска на границе с Республикой Казахстан. Курганский аэропорт связывает жителей Курганской области с Москвой, а в летний сезон с городами-курортами Сочи и Симферополь.

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Неудовлетворительная демографическая ситуация. Снижение численности населения трудоспособного возраста.

2. Инфраструктурные ограничения экономического роста: недостаточное развитие инженерной, производственной, транспортной, социальной инфраструктуры. Высокая степень износа основных фондов.

3. Высокая стоимость электроэнергии.

4. Низкая обеспеченность областного бюджета собственными доходами. Недостаток бюджетных ресурсов для финансирования строительства инфраструктурных объектов и инвестиционных проектов.

5. Диспропорция спроса и предложения рабочей силы, безработица при сохранении структурного дефицита кадров (особенно в сельской местности), миграционный отток квалифицированных кадров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»