ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2015 года N 629


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2014 - 2020 ГОДЫ)", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 13.11.2013 N 623


Правительство Республики Хакасия постановляет:

Внести в государственную программу Республики Хакасия "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Республике Хакасия (2014 - 2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 623 ("Вестник Хакасии", 2013, N 77; 2014, N 26, N 53, N 61, N 68, N 96; 2015, N 32; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 30.07.2015, N 1900201507300004), следующие изменения:

1) в программе:

а) в паспорте:

позицию "Целевые показатели" изложить в следующей редакции:

"Целевые показатели

-

увеличение сырьевой базы Республики Хакасия в части общераспространенных полезных ископаемых (нарастающим итогом):
2014 год - до 1,0 млн м(3);
2015 год - до 1,0 млн м(3);
2016 год - до 1,0 млн м(3);
2017 год - до 2,0 млн м(3);
увеличение доли видов объектов животного мира, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга объектов животного мира и среды их обитания, в общем количестве видов объектов животного мира, обитающих на территории Республики Хакасия (нарастающим итогом):
2014 год - до 15,5%;
2015 год - до 16,0%;
2016 год - до 16,5%;
2017 год - до 16,7%:
2018 год - до 17,0%;
2019 год - до 17,2%;
2020 год - до 17,5%;
количество проведенных надзорных мероприятий за охраной атмосферного воздуха, за использованием и охраной водных объектов, за деятельностью в области обращения с отходами с привлечением экоаналитического лабораторного контроля:
2014 год - 40 единиц;
2015 год - 30 единиц;
2016 год - 20 единиц;
2017 год - 20 единиц;
2018 год - 20 единиц;
2019 год - 20 единиц;
2020 год - 20 единиц;
увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях (с учетом ПСД) (нарастающим итогом):
2014 год - до 8,5%;
2015 год - до 8,7%;
2016 год - до 9,2%;
2017 год - до 9,4%;
2018 год - до 12,1%;
2019 год - до 14,8%;
2020 год - до 19,2%;
доля твердых коммунальных отходов, захораниваемых на объектах размещения отходов, отвечающих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства (нарастающим итогом):
2018 год - до 36%;
2019 год - до 39%;
2020 год - до 45%;
количество проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов и др.:
2014 год - 9 единиц;
2015 год - 10 единиц;
2016 год - 5 единиц;
2017 год - 10 единиц:
2018 год - 10 единиц:
2019 год - 10 единиц;
2020 год - 10 единиц";


позиции "Объем бюджетных ассигнований" и "Ожидаемые результаты реализации" изложить в следующей редакции:

"Объемы бюджетных ассигнований

-

2133904,0 тыс. рублей, из них:
2014 год - 205419,0 тыс. рублей;
2015 год - 195998,0 тыс. рублей;
2016 год - 128520,0 тыс. рублей;
2017 год - 277222,0 тыс. рублей;
2018 год - 392078,0 тыс. рублей;
2019 год - 452168,0 тыс. рублей;
2020 год - 482499,0 тыс. рублей.
В том числе:
федеральный бюджет - 795308,0 тыс. рублей, из них:
2014 год - 17747,0 тыс. рублей;
2015 год - 25647,0 тыс. рублей;
2016 год - 25361,0 тыс. рублей;
2017 год - 60881,0 тыс. рублей;
2018 год - 145764,0 тыс. рублей;
2019 год - 204184,0 тыс. рублей;
2020 год - 315724,0 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета указаны прогнозно;
республиканский бюджет Республики Хакасия - 1038596,0 тыс. рублей, из них:
2014 год - 187672,0 тыс. рублей, в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований - 4272,0 тыс. рублей;
2015 год - 170351,0 тыс. рублей;
2016 год - 103159,0 тыс. рублей;
2017 год - 116341,0 тыс. рублей;
2018 год - 146314,0 тыс. рублей, в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований - 10000,0 тыс. рублей;
2019 год - 147984,0 тыс. рублей, в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований - 5000,0 тыс. рублей;
2020 год - 166775,0 тыс. рублей, в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований - 5000,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 300000,0 тыс. рублей, из них:
2017 год - 100000,0 тыс. рублей;
2018 год - 100000,0 тыс. рублей;
2019 год - 100000,0 тыс. рублей.
Внебюджетные средства указаны прогнозно

Ожидаемые результаты реализации

-

увеличение сырьевой базы Республики Хакасия в части общераспространенных полезных ископаемых - до 2,0 млн м(3); увеличение доли видов объектов животного мира, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга объектов животного мира и среды их обитания, в общем количестве видов объектов животного мира, обитающих на территории Республики Хакасия, - до 17,5%;
количество проведенных надзорных мероприятий за охраной атмосферного воздуха, за использованием и охраной водных объектов, за деятельностью в области обращения с отходами с привлечением экоаналитического лабораторного контроля - 170 единиц;
увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, - до 19,2%;
доля твердых коммунальных отходов, захораниваемых на объектах размещения отходов, отвечающих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства (нарастающим итогом), - до 45%;
количество проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов и др. - 64 единицы";


б) раздел 1 изложить в следующей редакции:

"1. Общая характеристика


Одним из ключевых направлений развития Республики Хакасия является повышение уровня и качества жизни населения. Высокое качество жизни и здоровья населения, а также устойчивое экономическое развитие Республики Хакасия могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Государственная программа Республики Хакасия "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Республике Хакасия (2014 - 2020 годы)" (далее - Государственная программа) содержит комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и недропользования на территории Республики Хакасия, осуществление которых будет способствовать обеспечению экологической безопасности, устойчивому функционированию естественных экологических систем, сохранению биоразнообразия, защите территорий и населения Республики Хакасия от негативного воздействия вод, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС), оздоровлению экологической обстановки на водных объектах, обеспечению сырьевых потребностей хозяйственного комплекса и созданию условий для повышения эффективности использования недр Республики Хакасия.

В целом для Республики Хакасия характерны те же экологические проблемы, что и для других регионов России: нерешенные вопросы утилизации отходов производства и потребления, рост антропогенного воздействия на животный и растительный мир, загрязнение атмосферного воздуха, особенно в крупных городах, загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами.

Анализ состояния окружающей среды в Республике Хакасия, по данным государственных докладов "О состоянии окружающей среды Республики Хакасия в 2012 году" и "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Хакасия в 2012 году" природоохранных, санитарно-эпидемиологических органов, позволяет сделать вывод о негативных тенденциях изменения показателей ее качества.

Развитие системы обращения с отходами является одним из приоритетных показателей уровня социально-экономического развития региона и экологической культуры граждан.

Увеличение объемов образующихся отходов, которые нарастают темпами, опережающими их переработку и обезвреживание, является на сегодняшний день актуальной проблемой как для всей России, так и для Республики Хакасия. Ежегодно на территории Республики Хакасия образуется более 100 млн тонн отходов всех классов опасности, однако вторичной переработке подвергается лишь их небольшая доля. Захоронение неотсортированных отходов ведет к потере до 90 процентов полезной продукции, обладающей большим ресурсным потенциалом. Преобладание ликвидации отходов посредством захоронения и нарушение экологических требований при их размещении ведет к загрязнению и захламлению земель, загрязнению верхних водоносных горизонтов, выделению биогаза, что может привести к самовозгоранию. В связи с этим необходима реализация механизмов, способных эффективно решать задачи максимального вовлечения отходов в производство для получения товарных продуктов и энергии и, как следствие, снижать негативное воздействие отходов на окружающую среду.

В системе обращения с отходами существует ряд проблем, требующих решения: несанкционированное размещение отходов, отсутствие региональной (муниципальной) системы учета твердых коммунальных отходов и их движения, генеральных схем очистки муниципалитетов; недостаточность и технологическая отсталость инфраструктуры обращения с отходами. Эти проблемы невозможно решить без централизованного участия государственных органов, уполномоченных в области обращения с отходами.

За последние годы уровень загрязнения большинства водных объектов не претерпевает существенных изменений. Случаи ухудшения качества воды зачастую обусловлены антропогенной нагрузкой и гидрометеорологическими условиями. Отсутствие региональной сети мониторинга водных объектов не позволяет в полной мере оценить и проследить воздействие источников загрязняющих веществ на водные объекты. Также на территории Республики Хакасия в области охраны поверхностных водных объектов требуют решения такие проблемы, как отсутствие надлежащего технического учета поступающих в водные объекты сточных вод, технологических регламентов очистных сооружений и неэффективная очистка сточных вод на действующих очистных сооружениях.

Для изменения сложившейся ситуации в области охраны водных объектов в Республике Хакасия необходимо использование программно-целевого метода на региональном уровне.

В воздушный бассейн городов Республики Хакасия с выбросами промышленных предприятий, транспорта и других источников загрязнения поступают тысячи тонн загрязняющих веществ, которые оказывают неблагоприятное влияние на состояние окружающей среды, ухудшают условия проживания.

По климатическим особенностям Республика Хакасия относится к зоне повышенного природного потенциала загрязнения атмосферы, который характеризуется частой повторяемостью штилей и приземных инверсий, что затрудняет рассеивание вредных веществ и способствует их накоплению в атмосфере.

Оценка состояния загрязнения атмосферного воздуха на территории Республики Хакасия складывается из данных лабораторных исследований Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия") в рамках проведения государственного надзора и мониторинга и данных Хакасского центра по гидрометеорологии и мониторингу - филиала ФГБУ "Среднесибирское УГМС", осуществляющего лабораторный контроль атмосферного воздуха в городах Абакане, Черногорске, Саяногорске на четырех стационарных постах. Существующая система мониторинга качества атмосферного воздуха не позволяет в полной мере оценить воздействие загрязнения на здоровье населения всей Республики Хакасия, поскольку в других населенных пунктах отсутствуют посты системы наблюдения. Отсутствие достоверной информации о степени загрязнения атмосферного воздуха не позволяет принимать предусмотренные законодательством в сфере охраны атмосферного воздуха меры по защите населения при неблагоприятных метеорологических условиях, чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха. В настоящее время данные полномочия реализуются в недостаточной мере, поскольку отсутствует региональная сеть мониторинга за состоянием атмосферы.

В целях обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации) предусмотрено осуществление регионального экоаналитического лабораторного контроля на предприятиях Республики Хакасия, за исключением предприятий, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Проведение экоаналитического лабораторного контроля по сопровождению плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью контроля соблюдения природоохранного законодательства с помощью инструментальных измерений планируется осуществлять по договорам с аналитическими лабораторными центрами, имеющими соответствующую аккредитацию, по установленным расценкам и в соответствии с утвержденным планом проверок.

Создание сводных томов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для городов Республики Хакасия позволит учитывать требования системности и комплексности при разработке прогнозов изменений состояния атмосферного воздуха под влиянием изменений выбросов вредных веществ в результате ввода в действие новых, реконструкции действующих хозяйственных объектов, а также при проведении воздухоохранных мероприятий и пр.

На территории Республики Хакасия остается недостаточным уровень состояния и эксплуатации ГТС, в результате чего сохраняется опасность возникновения чрезвычайных ситуаций с неблагоприятными последствиями для населения.

Результаты обследования ГТС на территории Республики Хакасия свидетельствуют о том, что:

многие сооружения построены более 30 лет назад;

абсолютное большинство сооружений построено хозяйственным способом, без проекта;

проектно-сметная документация на значительную часть ГТС, построенных по проектам, утеряна их бывшими владельцами.

По учетным данным Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 01.01.2013, на территории Республики Хакасия расположено 98 ГТС и их комплексов, учитываемых по контролю и надзору за безопасностью, в том числе 58 ГТС находятся в республиканской собственности, 40 ГТС - в муниципальной собственности. Большинство из них требуют проведения ремонта (находятся в аварийном, предаварийном или неудовлетворительном состоянии). В случае их разрушения будет нанесен значительный материальный ущерб населению, объектам экономики и окружающей среде.

Минерально-сырьевая база в первую очередь призвана обеспечивать потребности экономики Республики Хакасия в различных видах природных ресурсов. Потребление минерального сырья должно осуществляться на принципах их комплексного и рационального использования, обеспечивать подготовку поисковых заделов.

Основные месторождения общераспространенных полезных ископаемых в Республике Хакасия были выявлены в пятидесятых - восьмидесятых годах прошлого столетия. Часть месторождений отработана или дорабатывается, часть недоступна для освоения по экологическим и экономическим причинам. Высокие темпы развития строительного комплекса Республики Хакасия в ближайшее время могут привести к дефициту общераспространенных полезных ископаемых. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природоресурсной базы Республики Хакасия для удовлетворения растущих экономических потребностей, сохранения и воспроизводства ресурсного потенциала.

По наличию проявлений (месторождений) общераспространенных полезных ископаемых Республика Хакасия занимает ведущее место среди регионов Сибири, но используется этот промышленно-сырьевой потенциал лишь в малой степени. При этом ведущую роль в области производства строительных материалов занимают месторождения песчано-гравийных материалов, относительно равномерно расположенных по территории Республики Хакасия: Абакано-Черногорский промышленный узел (месторождения Ташебинское, Калягинское, Согринское); Саяногорский промузел (месторождения Мелкоозерское, Саяногорское); Аскизский промузел (месторождения Карьерное, Усть-Есинское).

Высокие темпы развития строительного комплекса в ближайшее время могут привести к острому дефициту ряда общераспространенных полезных ископаемых. Реальный дефицит строительных песков будет ощущаться уже в 2014 году.

В Хакасии практически не изучались общераспространенные полезные ископаемые, разрабатываемые для целей производства тонковолокнистых минеральных волокон, пенобетонных блоков, удобрений и использования камня в ландшафтном дизайне, не рассматривались вопросы использования отвалов действующих горных предприятий.

Среди множества проблем по геологическому изучению общераспространенных полезных ископаемых на региональном уровне наиболее актуальными являются:

оценка состояния минерально-сырьевой базы и перспектив ее развития;

развитие минерально-сырьевой базы отдельных видов общераспространенных полезных ископаемых до 2020 года;

информационно-аналитическое обеспечение системы недропользования общераспространенных полезных ископаемых.

Требуется провести комплекс работ по геологическому изучению недр, оценке обеспеченности ресурсами минерального сырья и возможности вовлечения в эксплуатацию новых участков недр, выявлению перспективных площадей распространения видов общераспространенных полезных ископаемых. Комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального использования и охраны недр, создание информационно-аналитической системы позволят обеспечить учет и оперативное управление недропользованием.

Органы исполнительной власти Республики Хакасия будут обладать актуальной, своевременной и качественной информацией для принятия управленческих решений в части государственного регулирования использования минерально-сырьевых ресурсов.

Угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов является глобальной проблемой, вызванной возрастающей антропогенной нагрузкой на окружающую среду.

Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики Республики Хакасия является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без эффективно функционирующей системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).

В Хакасии организовано 12 ООПТ федерального и республиканского значения, занимающих площадь 853,6748 тыс. гектаров. Общая площадь, занимаемая ООПТ регионального значения, составляет 332367 га, или 5,398% от всей территории Республики Хакасия, что ниже общероссийского показателя (11,8%) и рекомендованного в 2010 году на Конференции стран - участниц Конвенции ООН по биоразнообразию (17%). К ООПТ республиканского значения относятся один природный парк, четыре государственных природных заказника и пять памятников природы.

В целях обеспечения сохранения и восстановления природных комплексов в рамках реализации Государственной программы предусмотрено расширение сети ООПТ республиканского значения. Создание новых ООПТ, установление границ признанных памятников природы позволят повысить эффективность мер территориальной охраны ценных природных объектов, а также увеличить площадь земель ООПТ Республики Хакасия.

Уровень антропогенного воздействия на объекты животного и растительного мира, наблюдаемый в Республике Хакасия, можно оценить как высокий. Это вызвано как причинами общего характера, такими как высокая плотность населения, открытость территории, так и прямым воздействием на объекты животного и растительного мира - химизацией сельского хозяйства, отходами промышленности, изъятием животных вследствие охоты и добычи водных биологических ресурсов.

Растительный и животный мир является составной частью окружающей среды и выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, активно влияющее на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей.

Особенностью объектов растительного и животного мира является их возобновляемость, но для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с их охраной. При истреблении, нарушении условий существования некоторые виды растительного и животного мира могут исчезнуть, и их возобновление будет невозможно.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из полномочий субъекта Российской Федерации является ведение региональной Красной книги. Мероприятия в рамках ведения Красной книги Республики Хакасия относятся к наиболее эффективным мерам по организации охраны редких представителей животного и растительного мира, сохранения и восстановления среды их обитания и произрастания.

В Красную книгу Республики Хакасия занесены 132 вида животных, из которых 21 вид отнесен к классу насекомых, семь видов - к классу костных рыб, три вида - к классу земноводных, три вида - к классу рептилий, 79 видов - к классу птиц, 16 видов - к классу млекопитающих.

В Красную книгу Российской Федерации включены 46 видов животных, обитающих на территории Республики Хакасия.

Из животных, отнесенных к охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации, в охотничьих угодьях Республики Хакасия обитают 28 видов млекопитающих и 55 видов и подвидов птиц. Из них пять видов занесены в Красную книгу Республики Хакасия.

По данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в целом по Республике Хакасия численность видов охотничьих ресурсов, особо ценных в хозяйственном отношении, с каждым годом снижается: численность косули сибирской с 2011 года сократилась почти в два раза - с 12 до 6,6 тысячи особей, марала - с 4,7 до 2,9 тысячи особей, лося - с 0,5 до 0,23 тысячи особей. Основными причинами снижения численности животных явились нерациональное использование ресурсов, высокий уровень браконьерства, хищничество волка и антропогенная нагрузка.

Для решения проблем в этом направлении следует:

привлекать общественные объединения, изготавливать и распространять наглядные материалы, информирующие о состоянии охотничьих ресурсов, способах и сроках охоты, о зонах охраны охотничьих угодий, о видах охотничьих ресурсов, запрещенных и разрешенных к добыче;

вести борьбу с хищничеством волка. Волки являются одним из сильнейших факторов негативного воздействия на копытных животных. В охотничьих угодьях, где не ведется борьба с этими хищниками, они могут изымать за год от 10% и более ресурсов диких копытных животных, что превышает устанавливаемый на год лимит добычи в несколько раз.

Для получения качественных данных о состоянии численности объектов животного мира и своевременного принятия управленческих решений по рациональному их использованию необходимо ведение государственного мониторинга и кадастра объектов животного мира, так как эти мероприятия являются самыми показательными индикаторами состояния окружающей среды.

Развитие и функционирование зоопарков в Российской Федерации является одним из значительных компонентов системы обеспечения сохранения редких и исчезающих видов диких животных, естественной агитацией бережного отношения к живой природе на общем фоне нарастающего экологического кризиса.

Однако функционирование и развитие зоопарков в Российской Федерации осложняется рядом проблем, связанных с отсутствием федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих и обеспечивающих правовые, социально-экономические, финансовые и организационные условия для развития и совершенствования деятельности зоологических парков Российской Федерации как уникальных культурно-просветительских, научно-исследовательских, природоохранных учреждений по реализации единой государственной политики и международных обязательств Российской Федерации в области сохранения биологического разнообразия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»