В отличие от проведения публичной независимой экспертизы муниципальных правовых актов в области бюджетной и налоговой политики путем создания специально действующего экспертного совета в принципе возможно использование иных механизмов внедрения внешнего контроля за эффективностью и обоснованностью принятия муниципальных правовых актов в области бюджетной и налоговой политики.
В первую очередь, один из возможных механизмов - сохранение сложившейся практики проведения публичных слушаний по вопросам принятия бюджета города Омска и отчетов о его исполнении. Однако в этом случае необходимо будет разработать и принять изменения в Решение Омского городского Совета от 20 июля 2005 года N 272 "Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Омске", установив обязательность проведения публичных слушаний в отношении всех решений в области налоговой политики, а также муниципальных правовых актов о бюджетном процессе в городе Омске и иных нормативных правовых актов, влияющих на увеличение и сокращение расходов (доходов) бюджета города Омска. Кроме того, процедура проведения публичных слушаний является слишком громоздкой и неудобной для оперативного принятия решений по вопросам бюджетной и налоговой политики.
Еще одним механизмом является возможность привлечения к внешнему контролю за принимаемыми муниципальными правовыми актами независимых аудиторов. Функцию оценки результативности расходования бюджетных средств в течение отчетного года могли бы выполнять независимые аудиторские фирмы, привлекаемые на основании муниципальных контрактов после проведения конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Однако проведение экспертизы муниципальных правовых актов по вопросам в области бюджетной и налоговой политики с привлечением независимых аудиторских компаний является слишком дорогостоящей процедурой и не всегда является эффективной.
Определенная альтернативность принимаемых в рамках реализации настоящего блока мероприятий решений будет выражаться в большей или меньшей степени детализации принимаемых в рамках настоящего блока мероприятий нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления при проведении публичной независимой экспертизы (таблица 20).
Таблица 20
N п/п | Наименование мероприятия | Возможная альтернатива в способах реализации мероприятия | Оценка возможной альтернативы в способах реализации мероприятия | Оценка рисков возможной альтернативы в способах реализации мероприятия | Оценка выявленного источника риска | Оценка предлагаемого способа реализации мероприятия в рамках Плана мероприятий | Обоснование целесообразности применения выбранного способа реализации мероприятия в рамках Плана мероприятий |
1 | Проведение оценки фактических финансовых последствий реализации Решений Омского городского Совета в области бюджетной и налоговой политики, принятых в последнем отчетном финансовом году | Проанализировать финансовые последствия принятых Решений Омского городского Совета в области бюджетной и налоговой политики за 2007 год | Проведенный анализ позволит оценить фактические результаты принятия Решений Омского городского Совета за 2007 год | Юридический риск, связанный с изменением федерального законодательства в области повышения прозрачности и доступности информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в финансовой сфере | Юридический риск является умеренным и оправданным | Не предлагается | Не предлагается |
Проанализировать финансовые последствия принятых Решений Омского городского Совета в области бюджетной и налоговой политики за 2006 - 2007 годы | В связи с тем, что оценить финансовые последствия принятия решений в области бюджетной и налоговой политики, принятых в 2007 году, не всегда возможно (эти акты только приняты и для оценки фактических финансовых последствий реализации решений необходим как минимум один год их действия), предлагается оценивать финансовые последствия решений, принятых в 2006 году | Предлагается к реализации | Применение данного способа реализации мероприятия позволит сформировать полный отчет о финансовых последствиях реализации Решений Омского городского Совета в области бюджетной и налоговой политики, принятых за последние два отчетных года | ||||
2 | Разработка и утверждение порядка проведения обязательной публичной независимой экспертизы проектов муниципальных правовых актов в области бюджетной и налоговой политики | Привлечение к проведению публичной независимой экспертизы проектов муниципальных правовых актов отдельных независимых экспертов, без создания специального экспертного совета | Проведение такой экспертизы позволит учесть различные мнения экспертов, однако оценка этих мнений является затрудненной в связи с тем, что позиция каждого отдельного эксперта по вопросу принятия решения может значительно варьироваться | Риск ненадлежащего проведения публичной независимой экспертизы проектов муниципальных правовых актов в области бюджетной и налоговой политики связан с возможной низкой квалификацией привлекаемых специалистов в экспертный совет, что может привести к необъективности проведенных исследований проектов муниципальных правовых актов; административный риск возникает в случае несогласованных действий структурных подразделений Администрации города Омска при подготовке и проведении заседаний экспертного совета и может заключаться в нарушении сроков предоставления проекта муниципальных правовых актов в области бюджетной и налоговой политики экспертному совету, нарушении сроков публикации экспертного заключения на официальном сайте Администрации города Омска, а также иных технических проблем, возникающих при проведении публичной независимой экспертизы проектов муниципальных правовых актов в области бюджетной и налоговой политики | Риск ненадлежащего проведения публичной независимой экспертизы проектов муниципальных правовых актов в области бюджетной и налоговой политики является существенным и недопустимым, административный риск является умеренным и оправданным | Не предлагается | Не предлагается |
Привлечение к процессу проведения публичной независимой экспертизы специально созданного экспертного совета | Проведение экспертизы с привлечением в экспертный совет физических лиц и представителей организаций, обладающих достаточными знаниями в сфере налогового и бюджетного законодательства; по итогам проведения экспертизы будет формироваться одно экспертное заключение, направляемое вместе с проектом Решения в области бюджетной и налоговой политики | Данный механизм привлечения экспертов является наиболее удобным с точки зрения оптимизации работы по проведению публичной независимой экспертизы проектов муниципальных правовых актов в области бюджетной и налоговой политики | Применение такого способа реализации мероприятия позволит создать наиболее удобную систему внешнего контроля за эффективностью и обоснованностью принятия муниципальных правовых актов в области бюджетной и налоговой политики |