Недействующий

О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА ГОРОДА ОМСКА НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ В ОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

     

Приложение
к постановлению Администрации города Омска
от 20 октября 2011 года N 1289-п

ПРОГНОЗ социально-экономического развития города Омска на 2012 год и на период до 2014 года


Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2012 год и на период до 2014 года (далее - Прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска, с учетом задач и приоритетов социально-экономического развития города Омска, определяемых Программой действий Администрации города Омска по социально-экономическому развитию города Омска на 2010 - 2016 годы, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 29 октября 2010 года N 1018-п, и долгосрочными целевыми программами города Омска, а также с учетом итогов социально-экономического развития города Омска за истекший период 2011 года.

При разработке Прогноза использовались следующие материалы:

- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации;

- прогноз социально-экономического развития Омской области на 2012 год и на период до 2014 года, одобренный распоряжением Правительства Омской области от 16 сентября 2011 года N 128-рп "О прогнозе социально-экономического развития Омской области на 2012 год и на период до 2014 года";

- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области;

- отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.

Основные показатели Прогноза приведены в приложении к Прогнозу "Показатели прогноза социально-экономического развития города Омска на 2012 год и на период до 2014 года".

Разработка Прогноза осуществлена в двух вариантах. Варианты отличаются, прежде всего, различной инвестиционной активностью организаций, кредитной активностью банков, динамикой эффективности и конкурентоспособности экономики города Омска.

Первый вариант Прогноза - инерционный - предполагает сохранение низкой конкурентоспособности по отношению к импорту и отсутствие притока капитала при медленном восстановлении инвестиционной активности и сокращении реальных государственных расходов на развитие.

Второй вариант Прогноза - умеренно-оптимистичный - отражает относительное повышение конкурентоспособности омской экономики (что проявляется в усилении тенденции к импортозамещению) и улучшение инвестиционного климата при умеренном увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры и человеческого капитала.

Оба варианта базируются на относительно благоприятных оценках внешних условий в 2012 - 2014 годах: восстановление мировой экономики темпами от 3,7 до 4,0 процентов в год и стабилизация цены на российскую нефть в диапазоне 97 - 101 долларов США за баррель.

В качестве основного варианта для разработки параметров проекта бюджета города Омска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов предлагается второй вариант Прогноза.

В 2010 году среднегодовая численность постоянного населения города Омска в соответствии с предварительными итогами Всероссийской переписи населения 2010 года составила 1154,2 тыс. человек, что превышает данные текущего статистического учета в 2010 году на 26,7 тыс. человек (по данным текущей оценки среднегодовая численность населения в 2010 году составила 1127,5 тыс. человек). Причины расхождения предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года и текущей оценки по численности населения связаны с различием в методологии учета населения. Перепись отразила данные о населении, фактически проживающем в городе Омске, в том числе при переписи учитывались мигранты из Омской области и других регионов России, имеющие регистрацию в других населенных пунктах, но постоянно проживающие в Омске, военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву в городе Омске, студенты высших и средних профессиональных учебных учреждений, а также мигранты, приехавшие в город Омск из-за рубежа на длительный срок (1 год и более). Все эти группы населения города при текущей оценке численности населения не учитываются.

В 2012 - 2014 годах ожидается стабилизация и рост среднегодовой численности населения на уровне 1154,3 - 1155,0 тыс. человек. Прогноз перспективной численности населения основывается на тенденциях демографического развития с учетом принятых на государственном и муниципальном уровнях решений, которые уже оказывают влияние на рост показателей рождаемости и снижение уровня смертности.

Программы по стимулированию рождаемости и государственная поддержка семей с детьми, успешная реализация приоритетного национального проекта "Здоровье", федеральных целевых программ, модернизация системы здравоохранения позволяют замедлить темпы естественной убыли населения.

Обеспечить стабилизацию уровня рождаемости в прогнозный период призваны меры по стимулированию рождения третьих и последующих детей, которые реализуются на уровне Омской области в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года.

Дальнейшему замедлению темпов естественной убыли населения за счет снижения уровня смертности будет способствовать выполнение мероприятий плана мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 367-р. Среди этих мероприятий - сокращение уровня смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований, сокращение числа пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитие перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, развитие высокотехнологичной медицинской помощи, снижение рисков для здоровья населения и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни граждан, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, улучшение условий труда.

Однако с 2010 года начал действовать неблагоприятный демографический фактор - снижение численности женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет) при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30 - 39 лет. Кроме того, отмечается постарение возрастной модели рождаемости (рождаемость детей женщинами в более поздних возрастах).

В течение 2011 - 2014 годов будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст продолжат вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать - многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы.

Значительное увеличение численности населения старших возрастов приведет к росту демографической нагрузки, что потребует от государства как дополнительных расходов на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению, так и увеличения расходов на оказание качественной медицинской помощи.

За счет роста рождаемости в предыдущие годы будет продолжаться увеличение численности детей дошкольного возраста. В связи с этим одной из главных задач остается удовлетворение значительного роста потребности в детских дошкольных учреждениях. В то же время с 2012 года начнет увеличиваться численность школьников. Соответственно, сохраняется потребность в строительстве школ в новых жилых микрорайонах города Омска, а также потребность в модернизации действующих школ.

В 2011 году продолжалось посткризисное восстановление омской экономики. Ряд ключевых экономических показателей, среди которых объем промышленного производства, объем розничной торговли, объем платных услуг населению, реальная заработная плата, достигли и превысили свои максимальные уровни 2008 года. Ниже докризисного уровня остаются такие показатели, как инвестиции в основной капитал, объем строительных работ и услуг, ввод в действие жилья, реальные располагаемые доходы населения, снижение которых в период кризиса было наиболее значительным.

В 2012 - 2014 годах прогнозируется стабильный рост промышленного производства Омской области. Прирост в промышленном комплексе в 2012 году по первому варианту Прогноза составит 8 процентов, по второму варианту - 10 процентов к уровню 2011 года. В целом за период 2012 - 2014 годов увеличение промышленного производства прогнозируется на уровне 31,9 - 36,8 процента по вариантам Прогноза соответственно.

Темпы развития обрабатывающих производств в прогнозируемом периоде будут более высокими, чем в целом в промышленном производстве. В 2012 году относительно 2011 года приросты объемов в обрабатывающих производствах составят 8,1 - 10,1 процента, в 2014 году к уровню 2011 года - 32,5 - 37,4 процента по вариантам Прогноза соответственно. Позитивная динамика прогнозируется по всем видам экономической деятельности обрабатывающих производств. При этом наибольшая динамика развития в рассматриваемом периоде будет наблюдаться в химическом производстве, производстве резиновых и пластмассовых изделий, обработке древесины и производстве изделий из дерева, производстве готовых металлических изделий, производстве пищевых продуктов, производстве нефтепродуктов.

В 2012 - 2014 годах динамика инвестиций во многом будет обусловлена инвестициями топливно-энергетического комплекса, ростом частных инвестиций в обрабатывающих секторах при сокращении государственных капитальных вложений в реальном выражении. В базовом умеренно-оптимистичном варианте прогнозируется рост инвестиций в 2012 году - на 6,8 процента, в 2013 году - на 6,1 процента, в 2014 году - на 6,2 процента. В прогнозном периоде будут продолжены модернизация нефтехимических производств, реконструкция трубопроводов, модернизация железнодорожной инфраструктуры, развитие объектов энергетики. Кроме того, прогнозируется увеличение капитальных вложений в жилищное строительство и непосредственно в строительную отрасль. Получит развитие и процесс строительства новых крупных современных торговых комплексов. Средства бюджета Омской области планируется направить на строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш, а также на продолжение строительства метрополитена и аэропорта "Омск - Федоровка".

В 2012 - 2014 годах по обоим вариантам Прогноза ожидается увеличение сальдированного финансового результата деятельности организаций, а также прибыли, полученной прибыльными организациями по основным видам экономической деятельности.

Прогнозная оценка развития занятости населения в 2012 - 2014 годах базируется на тенденциях демографического развития (уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте), а также на структурных изменениях в занятости населения (перераспределение работающих между крупными, средними предприятиями и предприятиями малого бизнеса). Для предприятий города Омска актуальным остается проведение четкой программы действий по техническому перевооружению действующих предприятий и проведение трудосберегающей политики.