Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 2011 года N 1289-п

О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА ГОРОДА ОМСКА НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ В ОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации города Омска от 09.06.2016 N 720-п.
____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Омска, постановляю:

1. Одобрить прогноз социально-экономического развития города Омска на 2012 год и на период до 2014 года согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Внести на рассмотрение в Омский городской Совет проект Решения Омского городского Совета "О бюджете города Омска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" в установленном порядке.

3. Управлению информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска.

Мэр города Омска
В.Ф.Шрейдер

     

Приложение
к постановлению Администрации города Омска
от 20 октября 2011 года N 1289-п

ПРОГНОЗ социально-экономического развития города Омска на 2012 год и на период до 2014 года


Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2012 год и на период до 2014 года (далее - Прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска, с учетом задач и приоритетов социально-экономического развития города Омска, определяемых Программой действий Администрации города Омска по социально-экономическому развитию города Омска на 2010 - 2016 годы, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 29 октября 2010 года N 1018-п, и долгосрочными целевыми программами города Омска, а также с учетом итогов социально-экономического развития города Омска за истекший период 2011 года.

При разработке Прогноза использовались следующие материалы:

- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации;

- прогноз социально-экономического развития Омской области на 2012 год и на период до 2014 года, одобренный распоряжением Правительства Омской области от 16 сентября 2011 года N 128-рп "О прогнозе социально-экономического развития Омской области на 2012 год и на период до 2014 года";

- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области;

- отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.

Основные показатели Прогноза приведены в приложении к Прогнозу "Показатели прогноза социально-экономического развития города Омска на 2012 год и на период до 2014 года".

Разработка Прогноза осуществлена в двух вариантах. Варианты отличаются, прежде всего, различной инвестиционной активностью организаций, кредитной активностью банков, динамикой эффективности и конкурентоспособности экономики города Омска.

Первый вариант Прогноза - инерционный - предполагает сохранение низкой конкурентоспособности по отношению к импорту и отсутствие притока капитала при медленном восстановлении инвестиционной активности и сокращении реальных государственных расходов на развитие.

Второй вариант Прогноза - умеренно-оптимистичный - отражает относительное повышение конкурентоспособности омской экономики (что проявляется в усилении тенденции к импортозамещению) и улучшение инвестиционного климата при умеренном увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры и человеческого капитала.

Оба варианта базируются на относительно благоприятных оценках внешних условий в 2012 - 2014 годах: восстановление мировой экономики темпами от 3,7 до 4,0 процентов в год и стабилизация цены на российскую нефть в диапазоне 97 - 101 долларов США за баррель.

В качестве основного варианта для разработки параметров проекта бюджета города Омска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов предлагается второй вариант Прогноза.

В 2010 году среднегодовая численность постоянного населения города Омска в соответствии с предварительными итогами Всероссийской переписи населения 2010 года составила 1154,2 тыс. человек, что превышает данные текущего статистического учета в 2010 году на 26,7 тыс. человек (по данным текущей оценки среднегодовая численность населения в 2010 году составила 1127,5 тыс. человек). Причины расхождения предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года и текущей оценки по численности населения связаны с различием в методологии учета населения. Перепись отразила данные о населении, фактически проживающем в городе Омске, в том числе при переписи учитывались мигранты из Омской области и других регионов России, имеющие регистрацию в других населенных пунктах, но постоянно проживающие в Омске, военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву в городе Омске, студенты высших и средних профессиональных учебных учреждений, а также мигранты, приехавшие в город Омск из-за рубежа на длительный срок (1 год и более). Все эти группы населения города при текущей оценке численности населения не учитываются.

В 2012 - 2014 годах ожидается стабилизация и рост среднегодовой численности населения на уровне 1154,3 - 1155,0 тыс. человек. Прогноз перспективной численности населения основывается на тенденциях демографического развития с учетом принятых на государственном и муниципальном уровнях решений, которые уже оказывают влияние на рост показателей рождаемости и снижение уровня смертности.

Программы по стимулированию рождаемости и государственная поддержка семей с детьми, успешная реализация приоритетного национального проекта "Здоровье", федеральных целевых программ, модернизация системы здравоохранения позволяют замедлить темпы естественной убыли населения.

Обеспечить стабилизацию уровня рождаемости в прогнозный период призваны меры по стимулированию рождения третьих и последующих детей, которые реализуются на уровне Омской области в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года.

Дальнейшему замедлению темпов естественной убыли населения за счет снижения уровня смертности будет способствовать выполнение мероприятий плана мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 367-р. Среди этих мероприятий - сокращение уровня смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований, сокращение числа пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитие перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, развитие высокотехнологичной медицинской помощи, снижение рисков для здоровья населения и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни граждан, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, улучшение условий труда.

Однако с 2010 года начал действовать неблагоприятный демографический фактор - снижение численности женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет) при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30 - 39 лет. Кроме того, отмечается постарение возрастной модели рождаемости (рождаемость детей женщинами в более поздних возрастах).

В течение 2011 - 2014 годов будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст продолжат вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать - многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы.

Значительное увеличение численности населения старших возрастов приведет к росту демографической нагрузки, что потребует от государства как дополнительных расходов на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению, так и увеличения расходов на оказание качественной медицинской помощи.

За счет роста рождаемости в предыдущие годы будет продолжаться увеличение численности детей дошкольного возраста. В связи с этим одной из главных задач остается удовлетворение значительного роста потребности в детских дошкольных учреждениях. В то же время с 2012 года начнет увеличиваться численность школьников. Соответственно, сохраняется потребность в строительстве школ в новых жилых микрорайонах города Омска, а также потребность в модернизации действующих школ.

В 2011 году продолжалось посткризисное восстановление омской экономики. Ряд ключевых экономических показателей, среди которых объем промышленного производства, объем розничной торговли, объем платных услуг населению, реальная заработная плата, достигли и превысили свои максимальные уровни 2008 года. Ниже докризисного уровня остаются такие показатели, как инвестиции в основной капитал, объем строительных работ и услуг, ввод в действие жилья, реальные располагаемые доходы населения, снижение которых в период кризиса было наиболее значительным.

В 2012 - 2014 годах прогнозируется стабильный рост промышленного производства Омской области. Прирост в промышленном комплексе в 2012 году по первому варианту Прогноза составит 8 процентов, по второму варианту - 10 процентов к уровню 2011 года. В целом за период 2012 - 2014 годов увеличение промышленного производства прогнозируется на уровне 31,9 - 36,8 процента по вариантам Прогноза соответственно.

Темпы развития обрабатывающих производств в прогнозируемом периоде будут более высокими, чем в целом в промышленном производстве. В 2012 году относительно 2011 года приросты объемов в обрабатывающих производствах составят 8,1 - 10,1 процента, в 2014 году к уровню 2011 года - 32,5 - 37,4 процента по вариантам Прогноза соответственно. Позитивная динамика прогнозируется по всем видам экономической деятельности обрабатывающих производств. При этом наибольшая динамика развития в рассматриваемом периоде будет наблюдаться в химическом производстве, производстве резиновых и пластмассовых изделий, обработке древесины и производстве изделий из дерева, производстве готовых металлических изделий, производстве пищевых продуктов, производстве нефтепродуктов.

В 2012 - 2014 годах динамика инвестиций во многом будет обусловлена инвестициями топливно-энергетического комплекса, ростом частных инвестиций в обрабатывающих секторах при сокращении государственных капитальных вложений в реальном выражении. В базовом умеренно-оптимистичном варианте прогнозируется рост инвестиций в 2012 году - на 6,8 процента, в 2013 году - на 6,1 процента, в 2014 году - на 6,2 процента. В прогнозном периоде будут продолжены модернизация нефтехимических производств, реконструкция трубопроводов, модернизация железнодорожной инфраструктуры, развитие объектов энергетики. Кроме того, прогнозируется увеличение капитальных вложений в жилищное строительство и непосредственно в строительную отрасль. Получит развитие и процесс строительства новых крупных современных торговых комплексов. Средства бюджета Омской области планируется направить на строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш, а также на продолжение строительства метрополитена и аэропорта "Омск - Федоровка".

В 2012 - 2014 годах по обоим вариантам Прогноза ожидается увеличение сальдированного финансового результата деятельности организаций, а также прибыли, полученной прибыльными организациями по основным видам экономической деятельности.

Прогнозная оценка развития занятости населения в 2012 - 2014 годах базируется на тенденциях демографического развития (уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте), а также на структурных изменениях в занятости населения (перераспределение работающих между крупными, средними предприятиями и предприятиями малого бизнеса). Для предприятий города Омска актуальным остается проведение четкой программы действий по техническому перевооружению действующих предприятий и проведение трудосберегающей политики.

Рост доходов предприятий, а также увеличение спроса на рабочую силу на рынке труда в условиях сокращения численности трудоспособного населения подстегивают рост заработной платы. В 2012 году уровень среднемесячной заработной платы работников крупных и средних организаций вырастет к уровню 2011 года на 10,6 процента по второму варианту Прогноза. В период 2012 - 2014 годов оплата труда работников бюджетной сферы будет индексироваться. С 1 января 2012 года планируется повышение фонда оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений на 30 процентов и среднего медицинского персонала образовательных учреждений на 50 процентов, в течение года - дальнейшее поэтапное увеличение уровня заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе учреждений образования, дошкольных образовательных учреждений, учреждений социальной защиты населения. В целом за 2012 - 2014 годы рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составит 35,2 процента по второму варианту Прогноза.

С начала 2011 года наблюдается активное восстановление потребительского спроса, что характерно как для услуг розничной торговли, так и для сферы платных услуг населению. Важными факторами, влияющими на состояние потребительского рынка, являются как структура потребительских предпочтений населения, его спроса на товары и услуги, так и экономическая ситуация в стране в целом, под воздействием которой формируются реальные располагаемые доходы населения и инфляционные ожидания. Рост объема оборота розничной торговли и платных услуг населению в 2011 году основывается, прежде всего, на превышении роста потребительских расходов над реальными располагаемыми денежными доходами населения за счет снижения сбережений. Существенную лепту в развитие потребительского рынка также вносит рост потребительского кредитования. Оборот розничной торговли в 2012 году вырастет на 10 процентов к уровню 2011 года по второму варианту Прогноза, объем платных услуг - на 6 процентов.

В 2012 году прогнозируемый объем ввода в действие жилых домов составит 435 тыс. кв. метров по первому варианту и 450 тыс. кв. метров по второму варианту Прогноза. Увеличению объемов жилищного строительства, в первую очередь, будет способствовать рост активности инвесторов, рассматривающих жилье как инвестиционный ресурс, а также, в меньшей степени, - оживление спроса населения на жилье и развитие ипотеки.

Во втором полугодии 2011 года потребительская инфляция стала снижаться после ускорения роста цен в конце 2010 года - начале 2011 года, обусловленного ростом цен на зерно и продовольственные товары в связи с засухой и неурожаем 2010 года. Начавшееся замедление роста потребительских цен, прежде всего, связано с исчерпанием "эффекта засухи" и со снижением мировых цен на зерно и большинство видов продовольствия с середины первого полугодия 2011 года.

Положительную роль в снижении темпов роста потребительских цен также сыграли принятые Правительством Российской Федерации в конце 2010 года - начале 2011 года меры по насыщению продовольственных рынков, в том числе по стимулированию импорта, а также стабильность курса рубля.

Стабилизация и (или) снижение мировых цен на основные виды продовольствия будут и дальше удерживать рост внутренних цен на продовольственные товары в минимальных размерах. Так, прогнозируемые мировые цены на пшеницу урожая 2011 года составляют 260 - 270 долларов за тонну (для сравнения, на пшеницу урожая 2010 года - свыше 300 долларов за тонну).

На непродовольственные товары и рыночные услуги сохраняется относительно умеренный рост цен с небольшим превышением показателей 2010 года.

Влияние факторов, действующих со стороны инфляции издержек, также заметно ослабло к началу второго полугодия 2011 года. Положительно для потребителей сказались результаты принятых мер со стороны Правительства Российской Федерации по сдерживанию роста цен на электроэнергию. Рост цен на горюче-смазочные материалы сохраняется более умеренным против динамики цен мирового рынка в связи с принятыми мерами по сдерживанию цен (временное введение повышенных экспортных пошлин с мая 2011 года), направленных на преодоление дефицита на внутреннем российском рынке. Прогнозируется, что до конца года потенциал повышения цен на нефтепродукты будет уменьшаться в связи со стабилизацией мировых цен на нефть и возможным их снижением.

Определенные риски для инфляции текущего года и начала 2012 года могут быть связаны с высоким ростом цен на топливо в 2011 году (на уголь и мазут - на 17 - 20 процентов за годовой период), что может сказаться на темпах инфляции в период отопительного сезона. Вместе с тем, в начале 2012 года этот рост будет амортизировать перенос индексации повышения регулируемых тарифов на энергоносители (газ, электро- и теплоэнергию) на середину года. За счет переноса индексации рост тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса в 2012 году снизится до 4,9 процента в среднем за год к предыдущему году (для сравнения, в 2011 году - свыше 12 процентов). В 2012 - 2014 годах инфляция будет постепенно замедляться на фоне стабилизации мировых цен на нефть и другие сырьевые товары по сценарию основного варианта Прогноза, что также должно ослабить (стабилизировать) рост цен на сельскохозяйственные товары. В 2012 году инфляция замедлится до 5 - 6 процентов, а к 2014 году - до 4 - 5 процентов в связи с сохранением относительно умеренного роста потребительского спроса.

В целях ограничения роста регулируемых тарифов в инфраструктурных секторах российской экономики (в части монопольной составляющей) и свободных цен на либерализованном рынке Правительство Российской Федерации приняло комплекс мер, которые значительно меняют систему регулирования тарифов и, соответственно, прогноз тарифов.

В начале 2011 года, после завершения процесса либерализации рынка электроэнергии, в результате чего продажа электроэнергии осуществляется по рыночным ценам для всех категорий потребителей, а также в связи с переходом на новые механизмы регулирования тарифов сетевых организаций произошел скачок цен на электроэнергию. За январь - февраль 2011 года цена выросла на 17 процентов. После реализации исключительных мер Правительства Российской Федерации по снижению цен на электроэнергию, как на оптовом рынке, так и тарифов на сетевую составляющую, к концу первого полугодия 2011 года цены на электроэнергию снизились на 13,7 процента, что позволяет обеспечить рост цен для конечных потребителей за год на уровне не выше 13,5 - 14 процентов.

С целью недопущения скачка цен на электроэнергию в начале 2012 года и обеспечения умеренного роста цен и тарифов на товары (услуги) естественных монополий, на уровне Правительства Российской Федерации приняты решения по переносу индексации роста регулируемых цен и тарифов на газ и регулируемых тарифов на естественно-монопольные виды деятельности в электроэнергетике на середину года (июль), когда традиционно снижается их потребление. Смещение индексации тарифов с начала года позволит избежать традиционного роста инфляции в январе, происходящего, прежде всего, из-за повышения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в начале года.

Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2012 - 2014 годы в среднем по Российской Федерации приведен в таблице.


Таблица

Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий в 2012 - 2014 годах в среднем по Российской Федерации (прирост цен в среднем за год к предыдущему году, в процентах)

 Наименование
 показателя     

 2010 год
 (отчет)  

 2011 год
 (оценка)  

 2012 год
 (прогноз)   

 2013 год
 (прогноз)  

 2014 год
 (прогноз)

Электроэнергия:     

рост цен
(регулируемые
тарифы и рыночные
цены) в среднем для
всех категорий
потребителей        

 17,8    

13,5 - 14,0

 6,5 - 7,5   

 9,0 - 11,0

9,0 - 11,0

рост цен
(регулируемые
тарифы и рыночные
цены) для всех
категорий
потребителей,
исключая население  

 18,6    

13,8 - 14,3

 7,0 - 8,0   

 9,0 - 11,0

9,0 - 11,0

рост регулируемых
тарифов сетевых
организаций         

 -     

11,5 - 12,5

 6,0      

 10,0    

9,0 - 10,0

индексация
регулируемых
тарифов сетевых
организаций         

 -     

 -     

 11,0
 (с июля)   

 9,0 - 10,0
 (с июля)  

9,0 - 10,0
 (с июля)  

рост регулируемых
тарифов для
населения           

 10,0    

 10,0    

 3,0      

 8,0 - 9,0  

10,0 - 12,0

индексация
регулируемых
тарифов для
населения           

 -     

 -     

 6,0
 (с июля)   

10,0 - 12,0
 (с июля)  

10,0 - 12,0
 (с июля)

Тепловая энергия:   

рост регулируемых
цен                 

 12,8    

12,5 - 13,0

 4,8      

 11,0    

9,5 - 10,0

индексация
регулируемых
тарифов             

 -     

 -     

 6,0
 (с июля),
 6,0
 (с сентября)

 8,0
 (с июля)  

 8,0
 (с июля)  

Газ природный:      

рост регулируемых
оптовых цен, в
среднем для всех
категорий
потребителей        

 27,4    

 15,3    

 7,5      

 15,0    

 15,0    

рост регулируемых
оптовых цен для
всех категорий
потребителей, кроме
населения           

 26,7    

 15,0    

 7,1      

 15,0    

 15,0    

индексация
регулируемых
тарифов для всех
категорий
потребителей, кроме
населения           

 -     

 -     

 15,0
 (с июля)   

 15,0
 (с июля)  

 15,0
 (с июля)  

рост регулируемых
оптовых цен для
населения           

 26,6    

 17,2    

 10,4     

 15,0    

 15,0    

индексация
регулируемых
тарифов для
населения           

 5,0
(с января),
 15,0
(с апреля)

 5,0
(с января),
 9,5
(с апреля)

 15,0
 (с июля)   

 15,0
 (с июля)  

 15,0
 (с июля)  

Железнодорожные
перевозки:          

рост тарифов на
перевозки грузов в
регулируемом
секторе             

 9,4    

 8,0    

 6,0      

 5,5     

 5,0    

индексация
регулируемых
тарифов на
перевозки грузов    

 12,4    

 8,0    

 6,0
 (с января)  

 5,5
 (с января)

 5,0
(с января)

рост тарифов на
пассажирские
перевозки           

 10,0    

 10,0    

 10,0     

 10,0    

 10,0    

индексация
регулируемых
тарифов на
пассажирские
перевозки           

 10,0    

 10,0    

 10,0
 (с января)  

 10,0
 (с января)

 10,0
(с января)

Рост тарифов на
услуги организаций
жилищно-
коммунального
комплекса для
населения           

 14,0    

 12,2    

 4,9      

 10,3    

 10,5    

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»