В качестве основных принципов управления долговыми обязательствами муниципального образования город Омск Администрацией города Омска определены:
- обеспечение своевременного погашения долговых обязательств муниципального образования;
- поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне;
- своевременное проведение мероприятий по рефинансированию и реструктуризации муниципальных долговых обязательств.
Управление муниципальным долгом осуществляется департаментом финансов и контроля Администрации города Омска в соответствии с Программой муниципальных внутренних заимствований города Омска, ежегодно утверждаемой Омским городским Советом в качестве приложения к Решению о бюджете города Омска на очередной финансовый год и плановый период. По состоянию на 1 июля 2011 года фактический объем муниципального долга города Омска составил 2546,0 млн. рублей, в том числе: 2416,0 млн. рублей (94,9 процента) составляет задолженность перед кредитными организациями и 130,0 млн. рублей - задолженность по муниципальным гарантиям. Причем по срокам заимствований преобладают среднесрочные обязательства (от 1 года до 5 лет) - 55,7 процента, краткосрочные обязательства (до 1 года) составляют 44,3 процента.
Анализ долговой политики Администрации города Омска показывает, что объем муниципального долга за период с 1 января 2009 года по 1 июля 2011 года увеличился на 536,00 млн. рублей (или на 26,7 процента).
В 2008 - 2011 годах Администрацией города Омска был предпринят ряд мер, направленных на минимизацию расходов на обслуживание долговых обязательств, в том числе таких как:
- проведение аукционов по рефинансированию действующих долговых обязательств;
- подписание дополнительных соглашений с банками-кредиторами по реструктуризации действующих кредитов, направленных на снижение процентных ставок;
- активное использование системы нескольких параллельных кредитных линий с выбором лимита задолженности по ним в порядке повышения стоимости заимствований и оперативным погашением остатка задолженности при наличии временно свободных средств бюджета.
Результатом принятых мер стало сокращение расходов бюджета города Омска на обслуживание долговых обязательств: в 2008 году - на 73,8 млн. рублей, в 2010 году - на 198,7 млн. рублей, в 2011 году - на 175,0 млн. рублей.
Мероприятия по управлению муниципальным долгом ежегодно включаются в ведомственную целевую программу функционирования департамента финансов и контроля Администрации города Омска.
В рамках реализации Плана мероприятий по реформированию муниципальных финансов была заложена основа для проведения рациональной долговой политики, в том числе в связи с принятием постановления Мэра города Омска от 30 июня 2008 года N 499-п "О совершенствовании системы управления долговыми обязательствами муниципального образования городской округ город Омск Омской области". Данное постановление устанавливает План мероприятий по управлению долговыми обязательствами муниципального образования, определяющий перечень мероприятий, срок и периодичность их исполнения, ответственных исполнителей и результат каждого мероприятия; методологию расчета долговой нагрузки на бюджет города Омска, которая, в том числе, включает механизм расчета платежеспособности муниципального образования, методику расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств. Практика применения методологии расчета долговой нагрузки на бюджет города Омска показала, что в целях получения наиболее объективного и точного значения необходимо усовершенствовать порядок расчета данного параметра.
В 2008 году международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service присвоило городу Омску рейтинг эмитента долговых обязательств в национальной валюте по глобальной шкале Ba3, и по российской национальной шкале Аа3.ru. Прогноз рейтингов стабильный. В последующие три года рейтинг был подтвержден, что свидетельствует о стабильном состоянии бюджета города Омска в целом.
Система мероприятий (действий), направленных на решение поставленной задачи, сроки реализации и ответственные исполнители определены в перечне мероприятий (действий) по основным направлениям реализации Программы в разделе IV настоящей Программы.