Недействующий

О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА ГОРОДА ОМСКА НА 2013 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ В ОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ


  2. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития города Омска на 2013 год и на период до 2015 года


Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2013 год и на период до 2015 года (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска на 2013 год и на период до 2015 года, тенденций социально-экономического развития города Омска за предшествующие годы, итогов социально-экономического развития города Омска за истекший период 2012 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития города Омска за 2012 год.

Прогноз является основой для разработки документов социально-экономического развития города Омска, в том числе планов и программ социально-экономического развития города Омска, а также проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период.

При разработке прогноза использовались следующие материалы:

- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации;

- прогнозная оценка социально-экономического развития Омской области на 2013 год и на период до 2015 года;

- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области;

- отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.

Разработка прогноза осуществлена в двух вариантах. Варианты отличаются, прежде всего, различной инвестиционной активностью организаций, кредитной активностью банков, динамикой эффективности и конкурентоспособности экономики города Омска.

В первом варианте прогноза развитие экономики города Омска будет происходить в условиях сдержанного роста инвестиционного спроса предприятий при сокращении реальных государственных инвестиционных расходов и стагнации реальных доходов населения.

Во втором варианте прогноза предусматривается развитие экономики в условиях активизации инвестиционного спроса предприятий при умеренном увеличении государственных инвестиционных расходов и ускоренном повышении реальных доходов населения.

Оба варианта базируются на относительно благоприятных оценках внешних условий в 2013 - 2015 годах: восстановление мировой экономики темпами от 3,3 до 4,0 процента в год и стабилизация цены на российскую нефть в диапазоне 97 - 104 доллара США за баррель.

В качестве основного варианта для разработки параметров проекта бюджета города Омска на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов предлагается второй вариант прогноза.

Показатели прогноза на 2013 год и на период до 2015 года уточнены по сравнению с показателями прогноза социально-экономического развития города Омска на 2012 год и на период до 2014 года, одобренного постановлением Администрации города Омска от 20 октября 2011 года N 1289-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов в Омский городской Совет". При этом осуществлено уточнение следующих показателей прогноза на 2013 - 2015 годы:

- среднегодовой численности населения и ее структуры - в результате получения оценки численности населения города Омска по окончательным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года и корректировки на этой основе прогнозных оценок демографического развития в периоде 2013 - 2015 годов;

- среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций - в результате анализа информации о динамике численности занятых в крупных и средних организациях в 2011 году и в истекшем периоде 2012 года, получения и анализа итогов федерального сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2010 года и уточнения на этой основе занятости населения в малом и среднем предпринимательстве в 2010 году и оценок занятости в 2011 - 2015 годах;

- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних организаций - в результате анализа динамики заработной платы в истекшем периоде 2012 года, динамики темпов роста омской экономики в 2012 году, а также прогнозной оценки темпов роста экономики и заработной платы в 2013 - 2015 годах;

- индекса промышленного производства - в результате анализа динамики промышленного производства в истекшем периоде 2012 года и прогнозных оценок развития промышленности в 2013 - 2015 годах;

- оборота розничной торговли и объема платных услуг населению - в результате анализа динамики оборота розничной торговли и объема платных услуг в истекшем периоде 2012 года и уточнения оценок развития потребительского спроса в 2013 - 2015 годах;

- прибыли (убытка) крупных и средних организаций по всем видам деятельности - в результате анализа динамики прибыли (убытков), полученных омскими крупными и средними организациями в истекшем периоде 2012 года, и изменения прогнозных оценок роста прибыли в 2013 - 2015 годах;

- объема инвестиций в основной капитал - в результате анализа инвестиционной активности организаций в истекшем периоде 2011 года и изменения прогнозных оценок объемов инвестиций в основной капитал в 2013 - 2015 годах;

- ввода в действие жилых домов - в результате уточнения прогнозных оценок ввода жилья в 2013 - 2015 годах по первому варианту прогноза;

- сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению - в результате уточнения оценки инфляции по итогам 2012 года (в результате усиления продовольственной инфляции во второй половине 2012 года), переоценки целевого диапазона инфляции в декабре 2013 года по отношению к декабрю 2012 года.

С учетом окончательных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года среднегодовая численность населения города Омска составила в 2011 году 1155,4 тыс. человек. В 2013 - 2015 годах ожидается рост среднегодовой численности населения на уровне 1158,0 - 1160,1 тыс. человек. Прогноз перспективной численности населения основывается на тенденциях демографического развития с учетом принятых на государственном и муниципальном уровнях решений, которые уже оказывают влияние на рост показателей рождаемости и снижение уровня смертности.

Демографическая ситуация в ближайшей перспективе будет определяться мерами демографической политики, реализуемыми в рамках плана мероприятий по выполнению в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а также предпринимаемыми мерами в сфере здравоохранения в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".

Однако с 2010 года начал действовать неблагоприятный демографический фактор - снижение численности женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет) при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30 - 39 лет. Кроме того, отмечается постарение возрастной модели рождаемости (рождаемость детей женщинами в более поздних возрастах). Это уже в прогнозном периоде будет влиять на уровень рождаемости.

Основные меры по снижению смертности населения будут направлены на совершенствование организации медицинской помощи и повышение ее доступности, профилактику социально значимых болезней, предотвращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, от онкологических заболеваний.

В течение 2012 - 2015 годов будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст продолжат вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать - многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы.

Значительное увеличение численности населения старших возрастов уже приводит к росту демографической нагрузки, что потребует от государства как дополнительных расходов на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению, так и увеличения расходов на оказание качественной медицинской помощи.