ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2012 года N 1370-п
О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА ГОРОДА ОМСКА НА 2013 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ В ОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации города Омска от 09.06.2016 N 720-п.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Омска, постановляю:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития города Омска на 2013 год и на период до 2015 года согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
2. Одобрить основные направления бюджетной и налоговой политики города Омска на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
3. Внести на рассмотрение в Омский городской Совет проект Решения Омского городского Совета "О бюджете города Омска на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" в установленном порядке.
4. Управлению информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска.
Мэр города Омска
В.В.Двораковский
ПРОГНОЗ социально-экономического развития города Омска на 2013 год и на период до 2015 года
N | Наименование | Единица | 2011 | 2012 | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |||
первый | второй | первый | второй | первый | второй | |||||
1 | Среднегодовая | тыс. | 1155,4 | 1157,1 | 1158,0 | 1158,0 | 1159,1 | 1159,1 | 1160,1 | 1160,1 |
моложе | тыс. | 166,0 | 170,4 | 175,7 | 175,7 | 180,7 | 180,7 | 185,4 | 185,4 | |
в трудоспособном | тыс. | 743,2 | 738,8 | 733,6 | 733,6 | 727,8 | 727,8 | 721,1 | 721,1 | |
старше | тыс. | 246,2 | 248,0 | 248,8 | 248,8 | 250,6 | 250,6 | 253,6 | 253,6 | |
2 | Среднегодовая | тыс. | 71,4 | 75,1 | 78,8 | 78,8 | 81,2 | 81,2 | 82,2 | 82,2 |
3 | Среднегодовая | тыс. | 108,4 | 108,8 | 109,4 | 109,4 | 111,1 | 111,1 | 113,8 | 113,8 |
4 | Среднесписочная | тыс. | 489,1 | 487,7 | 486,3 | 486,3 | 484,9 | 484,9 | 483,5 | 483,5 |
5 | Среднемесячная | руб. | 21900 | 25295 | 27065 | 28330 | 29230 | 31446 | 31861 | 34905 |
6 | Индекс | % | 106,3 | 102,8 | 104,6 | 107,4 | 107,3 | 108,8 | 107,2 | 109,0 |
обрабатывающие | % | 108,2 | 102,8 | 105,3 | 108,5 | 108,3 | 109,9 | 108,1 | 110,1 | |
производство и | % | 97,9 | 104,0 | 100,5 | 101,0 | 102,2 | 102,5 | 102,3 | 102,4 | |
7 | Оборот розничной | млн. | 192607 | 230821 | 253256 | 258127 | 277886 | 288624 | 307814 | 322725 |
8 | Индекс | % | 117,3 | 112,0 | 104,0 | 106,0 | 105,0 | 107,0 | 106,0 | 107,0 |
9 | Объем платных | млн. | 54560 | 60714 | 65975 | 67897 | 71702 | 75918 | 78675 | 84888 |
10 | Индекс | % | 105,2 | 104,0 | 103,0 | 106,0 | 104,0 | 107,0 | 105,0 | 107,0 |
11 | Прибыль (убыток) | млн. | 20939 | 24917 | 26288 | 27409 | 27471 | 30150 | 28707 | 33165 |
12 | Объем инвестиций | млн. | 70275 | 86473 | 100808 | 104001 | 119039 | 124983 | 140567 | 150199 |
13 | Объем инвестиций | % | 105,7 | 115,0 | 110,5 | 114,0 | 113,0 | 115,0 | 113,0 | 115,0 |
14 | Ввод в действие | тыс. | 391,1 | 450,0 | 460,0 | 475,0 | 470,0 | 500,0 | 480,0 | 525,0 |
15 | Сводный индекс | % | 105,0 | 107,0 | 105 - | 105 - | 104 - | 104 - | 104 - | 104 - |
Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2013 год и на период до 2015 года (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска на 2013 год и на период до 2015 года, тенденций социально-экономического развития города Омска за предшествующие годы, итогов социально-экономического развития города Омска за истекший период 2012 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития города Омска за 2012 год.
Прогноз является основой для разработки документов социально-экономического развития города Омска, в том числе планов и программ социально-экономического развития города Омска, а также проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период.
При разработке прогноза использовались следующие материалы:
- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации;
- прогнозная оценка социально-экономического развития Омской области на 2013 год и на период до 2015 года;
- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области;
- отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.
Разработка прогноза осуществлена в двух вариантах. Варианты отличаются, прежде всего, различной инвестиционной активностью организаций, кредитной активностью банков, динамикой эффективности и конкурентоспособности экономики города Омска.
В первом варианте прогноза развитие экономики города Омска будет происходить в условиях сдержанного роста инвестиционного спроса предприятий при сокращении реальных государственных инвестиционных расходов и стагнации реальных доходов населения.
Во втором варианте прогноза предусматривается развитие экономики в условиях активизации инвестиционного спроса предприятий при умеренном увеличении государственных инвестиционных расходов и ускоренном повышении реальных доходов населения.
Оба варианта базируются на относительно благоприятных оценках внешних условий в 2013 - 2015 годах: восстановление мировой экономики темпами от 3,3 до 4,0 процента в год и стабилизация цены на российскую нефть в диапазоне 97 - 104 доллара США за баррель.
В качестве основного варианта для разработки параметров проекта бюджета города Омска на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов предлагается второй вариант прогноза.
Показатели прогноза на 2013 год и на период до 2015 года уточнены по сравнению с показателями прогноза социально-экономического развития города Омска на 2012 год и на период до 2014 года, одобренного постановлением Администрации города Омска от 20 октября 2011 года N 1289-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов в Омский городской Совет". При этом осуществлено уточнение следующих показателей прогноза на 2013 - 2015 годы:
- среднегодовой численности населения и ее структуры - в результате получения оценки численности населения города Омска по окончательным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года и корректировки на этой основе прогнозных оценок демографического развития в периоде 2013 - 2015 годов;
- среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций - в результате анализа информации о динамике численности занятых в крупных и средних организациях в 2011 году и в истекшем периоде 2012 года, получения и анализа итогов федерального сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2010 года и уточнения на этой основе занятости населения в малом и среднем предпринимательстве в 2010 году и оценок занятости в 2011 - 2015 годах;
- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних организаций - в результате анализа динамики заработной платы в истекшем периоде 2012 года, динамики темпов роста омской экономики в 2012 году, а также прогнозной оценки темпов роста экономики и заработной платы в 2013 - 2015 годах;
- индекса промышленного производства - в результате анализа динамики промышленного производства в истекшем периоде 2012 года и прогнозных оценок развития промышленности в 2013 - 2015 годах;
- оборота розничной торговли и объема платных услуг населению - в результате анализа динамики оборота розничной торговли и объема платных услуг в истекшем периоде 2012 года и уточнения оценок развития потребительского спроса в 2013 - 2015 годах;
- прибыли (убытка) крупных и средних организаций по всем видам деятельности - в результате анализа динамики прибыли (убытков), полученных омскими крупными и средними организациями в истекшем периоде 2012 года, и изменения прогнозных оценок роста прибыли в 2013 - 2015 годах;
- объема инвестиций в основной капитал - в результате анализа инвестиционной активности организаций в истекшем периоде 2011 года и изменения прогнозных оценок объемов инвестиций в основной капитал в 2013 - 2015 годах;
- ввода в действие жилых домов - в результате уточнения прогнозных оценок ввода жилья в 2013 - 2015 годах по первому варианту прогноза;
- сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению - в результате уточнения оценки инфляции по итогам 2012 года (в результате усиления продовольственной инфляции во второй половине 2012 года), переоценки целевого диапазона инфляции в декабре 2013 года по отношению к декабрю 2012 года.
С учетом окончательных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года среднегодовая численность населения города Омска составила в 2011 году 1155,4 тыс. человек. В 2013 - 2015 годах ожидается рост среднегодовой численности населения на уровне 1158,0 - 1160,1 тыс. человек. Прогноз перспективной численности населения основывается на тенденциях демографического развития с учетом принятых на государственном и муниципальном уровнях решений, которые уже оказывают влияние на рост показателей рождаемости и снижение уровня смертности.
Демографическая ситуация в ближайшей перспективе будет определяться мерами демографической политики, реализуемыми в рамках плана мероприятий по выполнению в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а также предпринимаемыми мерами в сфере здравоохранения в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".
Однако с 2010 года начал действовать неблагоприятный демографический фактор - снижение численности женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет) при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30 - 39 лет. Кроме того, отмечается постарение возрастной модели рождаемости (рождаемость детей женщинами в более поздних возрастах). Это уже в прогнозном периоде будет влиять на уровень рождаемости.
Основные меры по снижению смертности населения будут направлены на совершенствование организации медицинской помощи и повышение ее доступности, профилактику социально значимых болезней, предотвращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, от онкологических заболеваний.
В течение 2012 - 2015 годов будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст продолжат вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать - многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы.
Значительное увеличение численности населения старших возрастов уже приводит к росту демографической нагрузки, что потребует от государства как дополнительных расходов на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению, так и увеличения расходов на оказание качественной медицинской помощи.
За счет роста рождаемости в предыдущие годы будет продолжаться увеличение численности детей дошкольного возраста (дети в возрасте 1 - 6 лет). В связи с этим одной из главных задач остается удовлетворение значительного роста потребности в детских дошкольных учреждениях. В то же время с 2012 года начала увеличиваться численность школьников (дети в возрасте 7 - 17 лет). Соответственно, сохраняется потребность в строительстве школ в новых жилых микрорайонах города Омска, а также необходимость в модернизации действующих школ.
Прогнозная оценка развития занятости населения в 2013 - 2015 годах базируется на тенденциях демографического развития (уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте), а также на структурных изменениях в занятости населения (перераспределение работающих между крупными, средними предприятиями и предприятиями малого бизнеса). Для предприятий города Омска актуальным остается проведение четкой программы действий по техническому перевооружению действующих предприятий и проведение трудосберегающей политики.
Снижение доступности трудовых ресурсов и рост производительности труда будут стимулировать рост заработной платы в прогнозный период. В 2014 - 2015 годах существенный вклад в ее динамику внесет увеличение заработной платы в бюджетном секторе. В целом за 2013 - 2015 годы рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составит 38 процентов к 2012 году по второму варианту прогноза.
Планируется, что факторами роста экономики города Омска в прогнозируемом периоде (по второму варианту) станут: ускоренный рост инвестиций в расширение производства и инфраструктурные проекты; появление новых производств и рост объемов выпуска в функционирующих промышленных организациях; рост среднедушевых доходов населения; дополнительные инвестиции в развитие человеческого капитала (здравоохранение, образование и культуру).
Притоку капитальных вложений в экономику города Омска в прогнозируемом периоде будет способствовать проведение активной государственной политики Правительства Омской области по созданию льготных экономических условий для предпринимателей.
Рост инвестиций в 2015 году относительно уровня 2012 года составит 41,1 - 50,8 процента по вариантам прогноза.
Весомую часть в объеме капитальных вложений на территории города Омска составят инвестиции из бюджета Омской области, которые будут направляться на реализацию мероприятий областных целевых программ (с привлечением средств федерального бюджета) социальной направленности, а также программ развития транспортной и инженерной инфраструктуры, в том числе: строительство водоподъемного Красногорского гидроузла на реке Иртыш, омского метрополитена, окружной дороги города Омска, автомобильных и железных дорог, объектов социального назначения.
Также в 2013 - 2015 годах продолжатся строительные работы на крупнейших инвестиционных проектах Омской области, находящихся на территории города Омска, среди которых: подстанция "Восход"; обход Омского железнодорожного узла; производство по выпуску поликристаллического кремния; комплекс производств по повышению качества продуктов нефтепереработки; организация производства цельно-металлокордных крупногабаритных шин; увеличение мощности магистральных электрических сетей на 286 мВт; расширение золоотвала Омской ТЭЦ-5; увеличение объемов производства действующими предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
Вместе с тем, существенным фактором неопределенности в развитии промышленности в 2013 - 2015 годах является возникновение в секторах потребительского спроса (в большей степени в пищевой промышленности) возможных негативных последствий от присоединения к Всемирной торговой организации (далее - ВТО), в результате которого возможно снижение динамики промышленного производства.
Темпы роста промышленного производства в 2015 году к уровню 2012 года по первому варианту прогноза составят 120,3 процента, по второму - 127,4 процента.