Недействующий

О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА ГОРОДА ОМСКА НА 2014 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ В ОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ


  2. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития города Омска на 2014 год и на период до 2016 года

Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2014 год и на период до 2016 года (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска на 2014 год и на период до 2016 года, итогов социально-экономического развития города Омска за восемь месяцев 2013 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития города Омска за 2013 год, а также тенденций социально-экономического развития города Омска в предшествующие годы.

Прогноз является основой для разработки документов социально-экономического развития города Омска, в том числе планов и программ социально-экономического развития города Омска, а также проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период.

При разработке прогноза использовались следующие материалы:

- сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации;

- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области;

- отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.

Разработка прогноза осуществлена в двух вариантах. Варианты отличаются, прежде всего, моделями инвестиционной активности организаций, перспективами повышения конкурентоспособности экономики и эффективностью реализации государственной политики.

Первый вариант прогноза предполагает невысокую инвестиционную активность предприятий и их относительно низкую конкурентоспособность, ограниченные расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора, стагнацию государственного инвестиционного спроса.

Второй вариант прогноза отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста.

Оба варианта базируются на следующих оценках внешних условий в 2014 - 2016 годах: развитие мировой экономики темпами от 3,8 до 4,0 процента в год, стабилизация цены на российскую нефть в диапазоне 100 - 101 доллар США за баррель (оценка 2013 года - 105 долларов США за баррель), опережающее по отношению к ценам на нефть снижение стоимости экспортируемого газа в связи с усилением конкуренции на европейских газовых рынках.

В качестве основного варианта для разработки параметров проекта бюджета города Омска на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов предлагается второй вариант прогноза.

Показатели прогноза на 2014 год и на период до 2016 года уточнены по сравнению с показателями прогноза социально-экономического развития города Омска на 2013 год и на период до 2015 года, одобренного постановлением Администрации города Омска от 19 октября 2012 года N 1370-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов в Омский городской Совет". При этом осуществлено уточнение следующих показателей прогноза на 2014 - 2016 годы:

- среднегодовой численности населения и ее структуры - в результате получения оценок численности населения города Омска и его половозрастной структуры на начало 2011 и 2012 годов и корректировки на этой основе прогнозных оценок демографического развития в периоде 2014 - 2016 годов;

- среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций - в результате анализа информации о динамике численности занятых в крупных и средних организациях в 2012 году и в истекшем периоде 2013 года, уточнения занятости населения в малом и среднем предпринимательстве;

- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних организаций - в результате анализа динамики заработной платы в истекшем периоде 2013 года, динамики темпов роста омской экономики в 2013 году, а также прогнозной оценки темпов роста экономики и заработной платы в 2014 - 2016 годах;

- индекса промышленного производства - в результате анализа динамики промышленного производства в истекшем периоде 2013 года и прогнозных оценок развития промышленности в 2014 - 2016 годах;

- оборота розничной торговли и объема платных услуг населению - в результате анализа динамики оборота розничной торговли и объема платных услуг в истекшем периоде 2013 года и уточнения оценок потребительского спроса в 2014 - 2016 годах;

- прибыли (убытка) крупных и средних организаций по всем видам деятельности - в результате анализа динамики прибыли (убытков), полученных омскими крупными и средними организациями в истекшем периоде 2013 года, и изменения прогнозных оценок роста прибыли в 2014 - 2016 годах;

- объема инвестиций в основной капитал - в результате анализа инвестиционной активности организаций в истекшем периоде 2013 года и изменения прогнозных оценок объемов инвестиций в основной капитал в 2014 - 2016 годах;

- ввода в действие жилых домов - в результате уточнения прогнозных оценок ввода жилья в 2014 - 2016 годах;

- сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению - в результате уточнения оценки инфляции по ожидаемым итогам 2013 года, корректировки прогнозной оценки инфляции в 2014 году.

Среднегодовая численность населения города Омска составила в 2012 году 1158,6 тыс. человек. В 2013 - 2016 годах ожидается рост среднегодовой численности населения до 1161,4 - 1166,6 тыс. человек. Прогноз перспективной численности населения основывается на тенденциях демографического развития с учетом принятых на государственном и муниципальном уровнях решений, влияющих на рост показателей рождаемости и снижение уровня смертности.

С 2010 года начал действовать неблагоприятный демографический фактор - снижение численности женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет) при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30 - 39 лет. Кроме того, отмечается постарение возрастной модели рождаемости (рождаемость детей женщинами в более поздних возрастах). Эти факторы уже начали оказывать влияние на некоторую стабилизацию рождаемости в 2013 году; в прогнозном периоде влияние этих факторов будет усиливаться.

В течение 2013 - 2016 годов будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст продолжат вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать - многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы.

Значительное увеличение численности населения старших возрастов уже приводит к росту демографической нагрузки, что потребует от государства как дополнительных расходов на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению, так и увеличения расходов на оказание качественной медицинской помощи.

За счет роста рождаемости в предыдущие годы будет продолжаться увеличение численности детей дошкольного возраста (дети в возрасте 1 - 6 лет). В связи с этим одной из главных задач остается удовлетворение значительного роста потребности в детских дошкольных учреждениях. В то же время с 2014 года начнет существенно увеличиваться численность школьников (дети в возрасте 6 - 17 лет). Соответственно, возрастет нагрузка в действующих школах, будет усиливаться потребность в строительстве школ в новых жилых микрорайонах города Омска.

Прогнозная оценка развития занятости населения в 2013 - 2015 годах базируется на тенденциях демографического развития (уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте), а также на структурных изменениях в занятости населения (перераспределение работающих между крупными, средними предприятиями и предприятиями малого бизнеса). Для экономики города Омска актуальным остается проведение политики по техническому перевооружению действующих предприятий, а также трудосберегающей политики.

Снижение доступности трудовых ресурсов будет стимулировать рост заработной платы в прогнозный период. В целом за 2014 - 2016 годы рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составит 38 процентов к 2013 году по второму варианту прогноза.

Весомую часть в объеме капитальных вложений на территории города Омска составят инвестиции из бюджета Омской области, которые будут направляться на реализацию мероприятий областных целевых программ (с привлечением средств федерального бюджета) социальной направленности, а также программ развития транспортной и инженерной инфраструктуры. Рост инвестиций в 2016 году относительно уровня 2013 года составит 23 процента по второму варианту прогноза.