ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2013 года N 1120-п
О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА ГОРОДА ОМСКА НА 2014 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ В ОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации города Омска от 25.07.2024 N 576-п.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Омска, постановляю:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития города Омска на 2014 год и на период до 2016 года согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
2. Одобрить основные направления бюджетной и налоговой политики города Омска на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
3. Внести на рассмотрение в Омский городской Совет проект Решения Омского городского Совета "О бюджете города Омска на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" в установленном порядке.
4. Департаменту информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска.
ПРОГНОЗ социально-экономического развития города Омска на 2014 год и на период до 2016 года
N | Наименование показателя | Единица | 2012 | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | |||
первый | второй | первый | второй | первый | второй | |||||
1 | Среднегодовая численность | тыс. | 1158,6 | 1161,4 | 1163,2 | 1163,2 | 1165,2 | 1165,2 | 1166,6 | 1166,6 |
моложе трудоспособного | тыс. | 170,4 | 173,5 | 176,6 | 176,6 | 179,5 | 179,5 | 181,3 | 181,3 | |
в трудоспособном возрасте | тыс. | 733,9 | 729,5 | 725,2 | 725,2 | 721,3 | 721,3 | 719,4 | 719,4 | |
старше трудоспособного | тыс. | 254,4 | 258,4 | 261,4 | 261,4 | 264,4 | 264,4 | 265,9 | 265,9 | |
2 | Среднегодовая численность | тыс. | 72,9 | 77,3 | 81,5 | 81,5 | 84,5 | 84,5 | 86,7 | 86,7 |
3 | Среднегодовая численность | тыс. | 115,6 | 115,6 | 117,5 | 117,5 | 120,8 | 120,8 | 125,3 | 125,3 |
4 | Среднесписочная численность | тыс. | 486,0 | 484,5 | 483,1 | 483,1 | 481,7 | 481,7 | 480,3 | 480,3 |
5 | Среднемесячная номинальная | руб. | 25015 | 27892 | 29008 | 30897 | 30342 | 34414 | 31768 | 38406 |
6 | Индекс промышленного | % | 102,1 | 104 - 105 | 103,0 | 104,0 | 103,0 | 104,0 | 102,8 | 103,5 |
обрабатывающие производства | % | 101,8 | 105 - 106 | 103,5 | 104,5 | 103,5 | 104,0 | 103,0 | 104,0 | |
производство и распределение | % | 106,2 | 100 - 101 | 100,5 | 101,0 | 100,5 | 101,0 | 100,0 | 101,0 | |
7 | Оборот розничной торговли | млн. руб. | 223432 | 249058 | 270126 | 274060 | 295258 | 302439 | 322729 | 333756 |
8 | Индекс физического объема | % | 110,5 | 103 - 104 | 103,0 | 104,5 | 104,0 | 105,0 | 104,0 | 105,0 |
9 | Объем платных услуг | млн. руб. | 59051 | 65188 | 70359 | 71046 | 76166 | 77656 | 82692 | 80995 |
10 | Индекс физического объема | % | 104,2 | 102,5 - | 102,5 | 103,5 | 103,0 | 104,0 | 103,3 | 104,3 |
11 | Прибыль (убыток) крупных | млн. руб. | 34164 | 27619 | 29276 | 30186 | 30740 | 32964 | 33814 | 38333 |
12 | Объем инвестиций в основной | млн. руб. | 96546 | 97130 | 106669 | 109546 | 118720 | 124715 | 134149 | 142915 |
13 | Объем инвестиций в основной | % | 122,4 | 90,0 - | 103,8 | 106,6 | 104,8 | 107,2 | 106,1 | 107,6 |
14 | Ввод в действие жилых домов | тыс. кв.м | 471,9 | 575,0 | 500,0 | 575,0 | 500,0 | 575,0 | 500,0 | 575,0 |
15 | Сводный индекс | % | 106,9 | 106 - | 104,5 - | 104,5 - | 104 - | 104 - | 104 - | 104 - |
Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2014 год и на период до 2016 года (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска на 2014 год и на период до 2016 года, итогов социально-экономического развития города Омска за восемь месяцев 2013 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития города Омска за 2013 год, а также тенденций социально-экономического развития города Омска в предшествующие годы.
Прогноз является основой для разработки документов социально-экономического развития города Омска, в том числе планов и программ социально-экономического развития города Омска, а также проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период.
При разработке прогноза использовались следующие материалы:
- сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации;
- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области;
- отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.
Разработка прогноза осуществлена в двух вариантах. Варианты отличаются, прежде всего, моделями инвестиционной активности организаций, перспективами повышения конкурентоспособности экономики и эффективностью реализации государственной политики.
Первый вариант прогноза предполагает невысокую инвестиционную активность предприятий и их относительно низкую конкурентоспособность, ограниченные расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора, стагнацию государственного инвестиционного спроса.
Второй вариант прогноза отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста.
Оба варианта базируются на следующих оценках внешних условий в 2014 - 2016 годах: развитие мировой экономики темпами от 3,8 до 4,0 процента в год, стабилизация цены на российскую нефть в диапазоне 100 - 101 доллар США за баррель (оценка 2013 года - 105 долларов США за баррель), опережающее по отношению к ценам на нефть снижение стоимости экспортируемого газа в связи с усилением конкуренции на европейских газовых рынках.
В качестве основного варианта для разработки параметров проекта бюджета города Омска на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов предлагается второй вариант прогноза.
Показатели прогноза на 2014 год и на период до 2016 года уточнены по сравнению с показателями прогноза социально-экономического развития города Омска на 2013 год и на период до 2015 года, одобренного постановлением Администрации города Омска от 19 октября 2012 года N 1370-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов в Омский городской Совет". При этом осуществлено уточнение следующих показателей прогноза на 2014 - 2016 годы:
- среднегодовой численности населения и ее структуры - в результате получения оценок численности населения города Омска и его половозрастной структуры на начало 2011 и 2012 годов и корректировки на этой основе прогнозных оценок демографического развития в периоде 2014 - 2016 годов;
- среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций - в результате анализа информации о динамике численности занятых в крупных и средних организациях в 2012 году и в истекшем периоде 2013 года, уточнения занятости населения в малом и среднем предпринимательстве;
- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних организаций - в результате анализа динамики заработной платы в истекшем периоде 2013 года, динамики темпов роста омской экономики в 2013 году, а также прогнозной оценки темпов роста экономики и заработной платы в 2014 - 2016 годах;
- индекса промышленного производства - в результате анализа динамики промышленного производства в истекшем периоде 2013 года и прогнозных оценок развития промышленности в 2014 - 2016 годах;
- оборота розничной торговли и объема платных услуг населению - в результате анализа динамики оборота розничной торговли и объема платных услуг в истекшем периоде 2013 года и уточнения оценок потребительского спроса в 2014 - 2016 годах;
- прибыли (убытка) крупных и средних организаций по всем видам деятельности - в результате анализа динамики прибыли (убытков), полученных омскими крупными и средними организациями в истекшем периоде 2013 года, и изменения прогнозных оценок роста прибыли в 2014 - 2016 годах;
- объема инвестиций в основной капитал - в результате анализа инвестиционной активности организаций в истекшем периоде 2013 года и изменения прогнозных оценок объемов инвестиций в основной капитал в 2014 - 2016 годах;
- ввода в действие жилых домов - в результате уточнения прогнозных оценок ввода жилья в 2014 - 2016 годах;
- сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению - в результате уточнения оценки инфляции по ожидаемым итогам 2013 года, корректировки прогнозной оценки инфляции в 2014 году.
Среднегодовая численность населения города Омска составила в 2012 году 1158,6 тыс. человек. В 2013 - 2016 годах ожидается рост среднегодовой численности населения до 1161,4 - 1166,6 тыс. человек. Прогноз перспективной численности населения основывается на тенденциях демографического развития с учетом принятых на государственном и муниципальном уровнях решений, влияющих на рост показателей рождаемости и снижение уровня смертности.
С 2010 года начал действовать неблагоприятный демографический фактор - снижение численности женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет) при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30 - 39 лет. Кроме того, отмечается постарение возрастной модели рождаемости (рождаемость детей женщинами в более поздних возрастах). Эти факторы уже начали оказывать влияние на некоторую стабилизацию рождаемости в 2013 году; в прогнозном периоде влияние этих факторов будет усиливаться.
В течение 2013 - 2016 годов будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст продолжат вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать - многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы.
Значительное увеличение численности населения старших возрастов уже приводит к росту демографической нагрузки, что потребует от государства как дополнительных расходов на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению, так и увеличения расходов на оказание качественной медицинской помощи.
За счет роста рождаемости в предыдущие годы будет продолжаться увеличение численности детей дошкольного возраста (дети в возрасте 1 - 6 лет). В связи с этим одной из главных задач остается удовлетворение значительного роста потребности в детских дошкольных учреждениях. В то же время с 2014 года начнет существенно увеличиваться численность школьников (дети в возрасте 6 - 17 лет). Соответственно, возрастет нагрузка в действующих школах, будет усиливаться потребность в строительстве школ в новых жилых микрорайонах города Омска.
Прогнозная оценка развития занятости населения в 2013 - 2015 годах базируется на тенденциях демографического развития (уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте), а также на структурных изменениях в занятости населения (перераспределение работающих между крупными, средними предприятиями и предприятиями малого бизнеса). Для экономики города Омска актуальным остается проведение политики по техническому перевооружению действующих предприятий, а также трудосберегающей политики.
Снижение доступности трудовых ресурсов будет стимулировать рост заработной платы в прогнозный период. В целом за 2014 - 2016 годы рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составит 38 процентов к 2013 году по второму варианту прогноза.
Весомую часть в объеме капитальных вложений на территории города Омска составят инвестиции из бюджета Омской области, которые будут направляться на реализацию мероприятий областных целевых программ (с привлечением средств федерального бюджета) социальной направленности, а также программ развития транспортной и инженерной инфраструктуры. Рост инвестиций в 2016 году относительно уровня 2013 года составит 23 процента по второму варианту прогноза.
Темпы роста промышленного производства в 2016 году к уровню 2013 года по первому варианту прогноза составят 9 процентов, по второму - 12 процентов. На динамике промышленного производства в прогнозный период будут сказываться последствия от присоединения к Всемирной торговой организации (далее - ВТО), в том числе возможно снижение темпов роста промышленного производства.
Рост доходов населения и умеренная потребительская инфляция позволяют прогнозировать в 2013 - 2016 годах дальнейший прирост объемов оборота розничной торговли и платных услуг населению. Позитивным фактором, способствующим развитию конкуренции и росту потребительской активности, является присоединение Российской Федерации к ВТО.
Прирост оборота розничной торговли составит в 2016 году к уровню 2013 года 11,4 - 15,2 процента по двум вариантам прогноза. Объем платных услуг населению по двум вариантам прогноза увеличится на 9,1 - 12,3 процента к уровню 2013 года.
В 2014 году прогнозируемый объем ввода в действие жилых домов составит 500 тыс. кв.м по первому варианту и 575 тыс. кв.м по второму варианту прогноза. Увеличению объемов жилищного строительства, в первую очередь, будет способствовать рост активности инвесторов, рассматривающих жилье как инвестиционный ресурс, а также, в меньшей степени, - оживление спроса населения на жилье и развитие ипотеки. В прогнозируемом периоде продолжится реализация государственных мер, направленных на формирование рынка доступного жилья.
Ускорение роста потребительских цен, связанное с плохим урожаем 2012 года, оказалось менее значительным, чем ожидалось ранее, и уже в марте 2013 года потенциал роста инфляции был полностью исчерпан. На снижение инфляции повлияло ослабление роста цен на продовольственные товары с конца 2012 года, связанное со значительным увеличением объемов более дешевого импорта мясной продукции и других видов продовольствия вследствие снижения ввозных пошлин после вступления России в ВТО при одновременном укреплении рубля, а также эффект снижения цен из-за временного перепроизводства отдельных видов продукции (в частности, свинины). В декабре 2013 года инфляция должна находиться в интервале 6 - 6,5 процента с последующим замедлением до 4,5 - 5,5 процента в 2014 году и 4 - 5 процентов в 2015 - 2016 годах.
Среднесрочному снижению инфляции будут способствовать умеренный рост потребительского спроса и относительно консервативная денежная политика, направленная на достижение заданных инфляционных ориентиров.
Прогнозируемая умеренная динамика мировых цен на зерно, продовольствие и импортируемое продовольствие будет обеспечивать умеренный рост внутренних цен на продукты, который наиболее существенно влияет на инфляцию. Вместе с тем снижение темпов роста цен на товары будет сдерживаться ослаблением курса рубля, особенно в 2014 - 2015 годах, которое будет компенсировать снижение ввозных импортных пошлин.
Основные риски превышения инфляцией заданных целевых ориентиров связаны со сложностью прогнозирования "погодного" фактора, который может временно ускорять повышение цен на продовольствие, а также с динамикой обменного курса в случае его более сильного ослабления. Другим важным инфляционным риском становится динамика тарифов на коммунальные услуги, которая может превысить прогнозные ориентиры, и динамика оплаты за услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства.