Недействующий

О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА ГОРОДА ОМСКА НА 2015 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ В ОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ


 2. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития города Омска на 2015 год и на период до 2017 года

Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2015 год и на период до 2017 года (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска на 2015 год и на период до 2017 года, итогов социально-экономического развития города Омска за семь месяцев 2014 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития города Омска за 2014 год, а также тенденций социально-экономического развития города Омска в предшествующие годы.

Прогноз является основой для разработки документов социально-экономического развития города Омска, в том числе планов и программ социально-экономического развития города Омска, а также проекта бюджета города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.

При разработке прогноза использовались следующие материалы:

- сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации;

- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области;

- отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.

Разработка прогноза осуществлена в двух вариантах. Различие вариантов обусловлено отличием моделей поведения частного бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации государственной политики развития.

Первый вариант прогноза предполагает сохранение инерционных трендов, сложившихся в последний период, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора при стагнации государственного спроса.

Второй вариант прогноза предполагает более активную политику, направленную на снижение негативных последствий, связанных с ростом геополитической напряженности, и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста. Сценарий характеризует развитие экономики в условиях повышения доверия частного бизнеса, применения дополнительных мер стимулирующего характера, связанных с расходами бюджета по финансированию новых инфраструктурных проектов, поддержанию кредитования наиболее уязвимых секторов экономики, увеличению финансирования развития человеческого капитала. Данным вариантом предусматривается расширение возможностей кредитного финансирования инвестиций частного капитала.

Разработка прогноза осуществлена в условиях обострения геополитической ситуации, связанной с применением разного рода экономических санкций, способных в определенных случаях нанести заметный ущерб российской, и в том числе омской экономике.

Учитывая, что негативные последствия усиления геополитической напряженности значительно повысили вероятность рисков, угрожающих устойчивости экономического развития, возникает высокая вероятность более сильного замедления динамики экономических показателей, чем во втором варианте прогноза.

В этой связи представляется целесообразным в качестве основного варианта для разработки параметров проекта бюджета города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов предложить первый вариант прогноза.

Показатели прогноза на 2015 год и на период до 2017 года уточнены по сравнению с показателями прогноза социально-экономического развития города Омска на 2014 год и на период до 2016 года, одобренного постановлением Администрации города Омска от 7 октября 2013 года N 1120-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов в Омский городской Совет". При этом осуществлено уточнение следующих показателей прогноза на 2015 - 2017 годы:

- среднегодовой численности населения и ее структуры - в результате получения оценок численности населения города Омска и его половозрастной структуры на начало 2013 - 2014 годов и корректировки на этой основе прогнозных оценок демографического развития в периоде 2015 - 2017 годов;

- среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций - в результате анализа информации о динамике численности занятых в крупных и средних организациях в 2013 году и в истекшем периоде 2014 года, уточнения занятости населения в малом и среднем предпринимательстве;

- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних организаций - в результате анализа динамики заработной платы в истекшем периоде 2014 года, динамики темпов роста омской экономики в 2014 году, а также прогнозной оценки темпов роста экономики и заработной платы в 2015 - 2017 годах;

- индекса промышленного производства - в результате анализа динамики промышленного производства в истекшем периоде 2014 года и прогнозных оценок развития промышленности в 2015 - 2017 годах;

- оборота розничной торговли и объема платных услуг населению - в результате анализа динамики оборота розничной торговли и объема платных услуг в истекшем периоде 2014 года и уточнения оценок потребительского спроса в 2015 - 2017 годах;

- прибыль прибыльных крупных и средних организаций по всем видам деятельности - в результате анализа динамики прибыли, полученной прибыльными омскими крупными и средними организациями в истекшем периоде 2014 года, и изменения прогнозных оценок роста прибыли в 2015 - 2017 годах;

- объема инвестиций в основной капитал - в результате анализа инвестиционной активности организаций в истекшем периоде 2014 года и изменения прогнозных оценок объемов инвестиций в основной капитал в 2015 - 2017 годах;

- ввода в действие жилых домов - в результате уточнения прогнозных оценок ввода жилья в 2015 - 2017 годах;

- сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению - в результате уточнения оценки инфляции по ожидаемым итогам 2014 года, корректировки прогнозной оценки инфляции в 2015 году.

Среднегодовая численность населения города Омска составила в 2013 году 1163,4 тыс. человек. В 2014 - 2017 годах ожидается рост среднегодовой численности населения до 1168,0 - 1180,2 тыс. человек. Прогноз перспективной численности населения основывается на тенденциях демографического развития с учетом принятых на государственном и муниципальном уровнях решений, влияющих на рост показателей рождаемости и снижение уровня смертности.

С 2010 года начал действовать неблагоприятный демографический фактор - снижение численности женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет) при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30 - 39 лет. Кроме того, отмечается постарение возрастной модели рождаемости (рождаемость детей женщинами в более поздних возрастах). Эти факторы уже начали оказывать влияние на некоторую стабилизацию рождаемости: в 2013 году по сравнению с 2012 годом рождаемость практически не выросла (прирост рождаемости составил 0,05 процента), в прогнозном периоде влияние этих факторов будет усиливаться.

Численность населения в трудоспособном возрасте сокращается: в 2013 году по сравнению с 2012 годом она уменьшилась на 1,1 процента. В течение 2014 - 2017 годов эта тенденция будет устойчивой, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст продолжат вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать - многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы.

Значительное увеличение численности населения старших возрастов уже приводит к росту демографической нагрузки, что потребует от государства как дополнительных расходов на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению, так и увеличения расходов на оказание качественной медицинской помощи.

За счет роста рождаемости в предыдущие годы будет продолжаться увеличение численности детей дошкольного возраста (дети в возрасте 1 - 6 лет). В связи с этим одной из главных задач остается удовлетворение значительного роста потребности в детских дошкольных учреждениях. В то же время с 2014 года начала увеличиваться численность школьников (детей в возрасте 6 - 17 лет). Соответственно, будет возрастать нагрузка в действующих школах и усиливаться потребность в строительстве школ в новых жилых микрорайонах города Омска.

Прогнозная оценка развития занятости населения в 2014 - 2017 годах базируется на тенденциях демографического развития (уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте), а также на структурных изменениях в занятости населения (перераспределение работающих между крупными, средними предприятиями и предприятиями малого бизнеса). Для экономики города Омска актуальным остается проведение политики по техническому перевооружению действующих предприятий, а также трудосберегающей политики.

Ограниченные финансовые возможности бюджетной системы по индексации заработной платы бюджетников в условиях невысоких темпов роста в отраслях экономики и оптимизации предприятиями издержек на оплату труда замедляют рост номинальной заработной платы. По итогам 2014 года ожидается, что номинальная заработная плата работников крупных и средних организаций вырастет на 7 процентов (в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличение составило 12,2 процента).