ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2014 года N 1360-п
О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА ГОРОДА ОМСКА НА 2015 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ В ОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации города Омска от 25.07.2024 N 576-п.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Омска, постановляю:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития города Омска на 2015 год и на период до 2017 года согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
2. Одобрить основные направления бюджетной и налоговой политики города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
3. Внести на рассмотрение в Омский городской Совет проект Решения Омского городского Совета "О бюджете города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" в установленном порядке.
4. Департаменту информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска.
ПРОГНОЗ социально-экономического развития города Омска на 2015 год и на период до 2017 года
N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | 2013 год (отчет) | 2014 год (оценка) | 2015 год (прогноз) | 2016 год (прогноз) | 2017 год (прогноз) | |||
первый вариант | второй вариант | первый вариант | второй вариант | первый вариант | второй вариант | |||||
1 | Среднегодовая численность населения, в том числе: | тыс. человек | 1 163,4 | 1 168,0 | 1 172,6 | 1 172,6 | 1 177,0 | 1 177,0 | 1 180,2 | 1 180,2 |
моложе трудоспособного возраста (0 - 15 лет) | тыс. человек | 178,3 | 185,3 | 192,5 | 192,5 | 199,6 | 199,6 | 206,4 | 206,4 | |
в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 лет) | тыс. человек | 724,0 | 715,4 | 706,3 | 706,3 | 697,1 | 697,1 | 686,3 | 686,3 | |
старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) | тыс. человек | 261,1 | 267,3 | 273,8 | 273,8 | 280,3 | 280,3 | 287,3 | 287,3 | |
2 | Среднегодовая численность населения в возрасте 1 - 6 лет | тыс. человек | 77,3 | 81,7 | 85,2 | 85,2 | 88,2 | 88,2 | 90,4 | 90,4 |
3 | Среднегодовая численность населения в возрасте 6 - 17 лет | тыс. человек | 116,8 | 118,9 | 121,8 | 121,8 | 126,0 | 126,0 | 131,2 | 131,2 |
4 | Среднесписочная численность работников всех предприятий и организаций | тыс. человек | 487,6 | 486,1 | 484,7 | 484,7 | 483,4 | 483,4 | 481,7 | 481,7 |
5 | Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций | руб. | 28 064 | 30 028 | 32 022 | 32 401 | 34 488 | 35 284 | 37 419 | 38 636 |
6 | Индекс промышленного производства, к предыдущему году, в том числе по видам экономической деятельности: | % | 103,0 <*> | 101,4 | 102,8 | 105,1 | 102,9 | 104,9 | 103,0 | 105,0 |
обрабатывающие производства | % | 104,4 <*> | 102,3 | 102,8 | 105,3 | 102,9 | 104,9 | 103,0 | 105,0 | |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | % | 96,4 <*> | 96,7 | 102,3 | 102,6 | 102,4 | 102,7 | 102,5 | 102,8 | |
7 | Оборот розничной торговли <**> | млн. руб. | 251 950 <*> | 274 464 | 301 639 | 304 568 | 330 645 | 337 065 | 360 720 | 370 553 |
8 | Индекс физического объема оборота розничной торговли, к предыдущему году <**> | % | 106,7 <*> | 102,0 - 102,5 | 103,0 | 104,0 | 104,0 | 105,0 | 104,0 | 105,0 |
9 | Объем платных услуг населению | млн. руб. | 63728 <*> | 69559 | 75630 | 76149 | 81627 | 82910 | 88538 | 90192 |
10 | Индекс физического объема платных услуг населению, к предыдущему году | % | 98,5 <*> | 101,6 - 102,2 | 101,9 | 102,6 | 102,4 | 103,3 | 103,4 | 103,9 |
11 | Прибыль прибыльных крупных и средних организаций по всем видам деятельности | млн. руб. | 27738 | 28847 | 28292 | 29424 | 29707 | 31484 | 32083 | 34475 |
12 | Объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) | млн. руб. | 92098 <*> | 88543 | 95110 | 98641 | 101753 | 111346 | 111649 | 126142 |
13 | Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, к предыдущему году | % | 92,7 <*> | 92,0 | 102,4 | 106,1 | 101,6 | 107,3 | 104,7 | 108,1 |
14 | Ввод в действие жилых домов | тыс. кв.м | 568,2 | 630,0 | 570,0 | 630,0 | 570,0 | 630,0 | 570,0 | 630,0 |
15 | Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, декабрь к декабрю предыдущего года | % | 106,1 | 106,5 - 107,7 | 105 - 106 | 105 - 106 | 104 - 105 | 104 - 105 | 103,8 -104,8 | 103,6 -104,6 |
16 | Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, в среднем за год к предыдущему году | % | 107,2 | 106,8 | 106,7 | 106,7 | 105,4 | 105,4 | 104,9 | 104,7 |
________________
<*> - предварительные данные;
<**> - без учета объемов скрытой деятельности.
Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2015 год и на период до 2017 года (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска на 2015 год и на период до 2017 года, итогов социально-экономического развития города Омска за семь месяцев 2014 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития города Омска за 2014 год, а также тенденций социально-экономического развития города Омска в предшествующие годы.
Прогноз является основой для разработки документов социально-экономического развития города Омска, в том числе планов и программ социально-экономического развития города Омска, а также проекта бюджета города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
При разработке прогноза использовались следующие материалы:
- сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации;
- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области;
- отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.
Разработка прогноза осуществлена в двух вариантах. Различие вариантов обусловлено отличием моделей поведения частного бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации государственной политики развития.
Первый вариант прогноза предполагает сохранение инерционных трендов, сложившихся в последний период, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора при стагнации государственного спроса.
Второй вариант прогноза предполагает более активную политику, направленную на снижение негативных последствий, связанных с ростом геополитической напряженности, и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста. Сценарий характеризует развитие экономики в условиях повышения доверия частного бизнеса, применения дополнительных мер стимулирующего характера, связанных с расходами бюджета по финансированию новых инфраструктурных проектов, поддержанию кредитования наиболее уязвимых секторов экономики, увеличению финансирования развития человеческого капитала. Данным вариантом предусматривается расширение возможностей кредитного финансирования инвестиций частного капитала.
Разработка прогноза осуществлена в условиях обострения геополитической ситуации, связанной с применением разного рода экономических санкций, способных в определенных случаях нанести заметный ущерб российской, и в том числе омской экономике.
Учитывая, что негативные последствия усиления геополитической напряженности значительно повысили вероятность рисков, угрожающих устойчивости экономического развития, возникает высокая вероятность более сильного замедления динамики экономических показателей, чем во втором варианте прогноза.
В этой связи представляется целесообразным в качестве основного варианта для разработки параметров проекта бюджета города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов предложить первый вариант прогноза.
Показатели прогноза на 2015 год и на период до 2017 года уточнены по сравнению с показателями прогноза социально-экономического развития города Омска на 2014 год и на период до 2016 года, одобренного постановлением Администрации города Омска от 7 октября 2013 года N 1120-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов в Омский городской Совет". При этом осуществлено уточнение следующих показателей прогноза на 2015 - 2017 годы:
- среднегодовой численности населения и ее структуры - в результате получения оценок численности населения города Омска и его половозрастной структуры на начало 2013 - 2014 годов и корректировки на этой основе прогнозных оценок демографического развития в периоде 2015 - 2017 годов;
- среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций - в результате анализа информации о динамике численности занятых в крупных и средних организациях в 2013 году и в истекшем периоде 2014 года, уточнения занятости населения в малом и среднем предпринимательстве;
- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних организаций - в результате анализа динамики заработной платы в истекшем периоде 2014 года, динамики темпов роста омской экономики в 2014 году, а также прогнозной оценки темпов роста экономики и заработной платы в 2015 - 2017 годах;
- индекса промышленного производства - в результате анализа динамики промышленного производства в истекшем периоде 2014 года и прогнозных оценок развития промышленности в 2015 - 2017 годах;
- оборота розничной торговли и объема платных услуг населению - в результате анализа динамики оборота розничной торговли и объема платных услуг в истекшем периоде 2014 года и уточнения оценок потребительского спроса в 2015 - 2017 годах;
- прибыль прибыльных крупных и средних организаций по всем видам деятельности - в результате анализа динамики прибыли, полученной прибыльными омскими крупными и средними организациями в истекшем периоде 2014 года, и изменения прогнозных оценок роста прибыли в 2015 - 2017 годах;
- объема инвестиций в основной капитал - в результате анализа инвестиционной активности организаций в истекшем периоде 2014 года и изменения прогнозных оценок объемов инвестиций в основной капитал в 2015 - 2017 годах;
- ввода в действие жилых домов - в результате уточнения прогнозных оценок ввода жилья в 2015 - 2017 годах;
- сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению - в результате уточнения оценки инфляции по ожидаемым итогам 2014 года, корректировки прогнозной оценки инфляции в 2015 году.
Среднегодовая численность населения города Омска составила в 2013 году 1163,4 тыс. человек. В 2014 - 2017 годах ожидается рост среднегодовой численности населения до 1168,0 - 1180,2 тыс. человек. Прогноз перспективной численности населения основывается на тенденциях демографического развития с учетом принятых на государственном и муниципальном уровнях решений, влияющих на рост показателей рождаемости и снижение уровня смертности.
С 2010 года начал действовать неблагоприятный демографический фактор - снижение численности женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет) при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30 - 39 лет. Кроме того, отмечается постарение возрастной модели рождаемости (рождаемость детей женщинами в более поздних возрастах). Эти факторы уже начали оказывать влияние на некоторую стабилизацию рождаемости: в 2013 году по сравнению с 2012 годом рождаемость практически не выросла (прирост рождаемости составил 0,05 процента), в прогнозном периоде влияние этих факторов будет усиливаться.
Численность населения в трудоспособном возрасте сокращается: в 2013 году по сравнению с 2012 годом она уменьшилась на 1,1 процента. В течение 2014 - 2017 годов эта тенденция будет устойчивой, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст продолжат вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать - многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы.
Значительное увеличение численности населения старших возрастов уже приводит к росту демографической нагрузки, что потребует от государства как дополнительных расходов на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению, так и увеличения расходов на оказание качественной медицинской помощи.
За счет роста рождаемости в предыдущие годы будет продолжаться увеличение численности детей дошкольного возраста (дети в возрасте 1 - 6 лет). В связи с этим одной из главных задач остается удовлетворение значительного роста потребности в детских дошкольных учреждениях. В то же время с 2014 года начала увеличиваться численность школьников (детей в возрасте 6 - 17 лет). Соответственно, будет возрастать нагрузка в действующих школах и усиливаться потребность в строительстве школ в новых жилых микрорайонах города Омска.
Прогнозная оценка развития занятости населения в 2014 - 2017 годах базируется на тенденциях демографического развития (уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте), а также на структурных изменениях в занятости населения (перераспределение работающих между крупными, средними предприятиями и предприятиями малого бизнеса). Для экономики города Омска актуальным остается проведение политики по техническому перевооружению действующих предприятий, а также трудосберегающей политики.
Ограниченные финансовые возможности бюджетной системы по индексации заработной платы бюджетников в условиях невысоких темпов роста в отраслях экономики и оптимизации предприятиями издержек на оплату труда замедляют рост номинальной заработной платы. По итогам 2014 года ожидается, что номинальная заработная плата работников крупных и средних организаций вырастет на 7 процентов (в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличение составило 12,2 процента).
Основные ограничения для роста экономики в прогнозном периоде 2015 - 2017 годов во многом будут связаны со слабой инвестиционной активностью организаций. Инвестиции в основной капитал в 2013 году по сравнению с 2012 годом сократились на 7,3 процента. В 2014 году возросшая общая экономическая неуверенность инвесторов может привести к сокращению инвестиций в основной капитал на 8 процентов. Снижение спроса на инвестиции будет усилено снижением доступности кредитных ресурсов. Закрытие внешних рынков капитала снизит ресурсную базу банков, а рост премий за риск повысит стоимость заемных средств для предприятий.
Динамика роста промышленности существенно замедлилась относительно темпов 2010 - 2012 годов и составила в 2013 году 3 процента, по итогам 2014 года ожидается 1,4 процента.
Наибольшие темпы промышленного роста в прогнозный период 2015 - 2017 годов будут иметь отрасли потребительского комплекса. В секторе машиностроения наиболее высокими темпами будет развиваться производство транспортных средств и оборудования. В секторе промежуточного спроса высокие темпы роста продемонстрирует химическое производство и производство резиновых и пластмассовых изделий. Реализация государственных программ в сфере жилищного строительства и развития транспортной инфраструктуры позволит обеспечить умеренный рост производства строительных материалов. При этом темпы роста отрасли имеют тенденцию к увеличению в конце прогнозного периода в связи с предполагаемым оживлением инвестиционных процессов в экономике.
В условиях умеренного роста внутреннего спроса промышленность в целом получит положительный импульс от ослабления обменного курса рубля. Это будет касаться части экспортоориентированных отраслей и части отраслей, конкурирующих с импортом на внутреннем рынке.
Прирост оборота розничной торговли составил в 2013 году 6,7 процента. Ожидается, что по итогам 2014 года прирост этого показателя замедлится по отношению к предыдущему году до 2 - 2,5 процента.
Динамика потребительского спроса будет ограничена рядом негативных факторов. Прежде всего, это возможное ухудшение ситуации на рынке труда, что может понизить потребительскую уверенность населения, замедление роста потребительского кредитования и низкий потенциал дальнейшего повышения нормы сбережений, а также достаточно сдержанный рост доходов населения.
В 2013 году объем ввода жилья в действие составил 568,2 тыс. кв.м, что на 20,4 процента выше, чем в 2012 году. В 2014 году по оценке объем ввода в действие жилых домов составит 630 тыс. кв.м. В прогнозном периоде ожидается ввод жилья на уровне 570 - 630 тыс. кв.м ежегодно.
Инфляция на потребительском рынке в декабре 2013 года в процентах к декабрю 2012 года составила 6,1 процента. По данным за 8 месяцев 2014 года темп прироста цен составил 5,9 процента (август 2014 года к декабрю 2013 года). В результате реализации отдельных негативных рисков роста цен (возобновление ослабления курса рубля, введение запрета на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия) рост инфляции к концу 2014 года может составить 6,5 - 7,7 процента. В 2015 году ожидаемый рост цен составит 105 - 106 процентов по отношению к 2014 году.