Недействующий

О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА ГОРОДА ОМСКА НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ В ОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ


 2. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития города Омска на 2016 год и на период до 2018 года


Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2016 год и на период до 2018 года (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска на 2016 год и на период до 2018 года, итогов социально-экономического развития города Омска за восемь месяцев 2015 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития города Омска за 2015 год, а также тенденций социально-экономического развития города Омска в предшествующие годы.

Прогноз является основой для разработки документов социально-экономического развития города Омска, в том числе планов и программ социально-экономического развития города Омска, а также проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период.

При разработке прогноза использовались следующие материалы:

- сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации;

- основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов, разработанные Центральным банком Российской Федерации;

- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области;

- отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.

Прогноз разработан на вариантной основе в составе двух основных вариантов - вариант 1 (базовый сценарий) и вариант 2 (оптимистичный сценарий).

Варианты прогноза базируются на наиболее вероятном развитии внешних экономических условий для Российской Федерации, а также предполагаемых действиях ряда внутренних российских факторов, в частности государственной экономической политики и структурных характеристик экономики. С другой стороны, сценарии развития экономической ситуации формируются с учетом проведения активной денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение внутренней ценовой стабильности, то есть на снижение и стабилизацию на низком уровне инфляции в среднесрочном периоде.

Наибольшей неопределенностью среди внешних факторов, оказывающих значительное влияние на экономику России, характеризуется динамика мировых цен на нефть. Базовый сценарий предполагает сохранение среднегодового уровня цены на нефть около 50 долларов США за баррель в течение всего трехлетнего периода. Оптимистичный сценарий предполагает постепенный рост среднегодового уровня цены на нефть марки "Юралс" до 70 - 80 долларов США за баррель в 2018 году.

Во всех рассматриваемых вариантах прогноза ожидается сохранение внешних санкций в отношении российской экономики на протяжении трехлетнего периода без значимого изменения масштаба или характера их действия. Сдерживающее влияние санкций на российскую экономику будет транслироваться через повышенный уровень экономической неопределенности, сохранение ограниченного доступа российских компаний и банков к внешнему финансированию и использованию импорта высокотехнологичной продукции для осуществления инвестиций.

На прогнозном горизонте предполагается сохранение действующих ограничений на ввоз отдельных видов импортных товаров, установленных в ответ на введение внешних санкций в отношении России, однако их расширения не ожидается. Соответственно, данный фактор не будет оказывать дополнительного влияния на динамику цен потребительских товаров.

В части внутренних условий одним из важных факторов является влияние государственной политики. На прогнозном горизонте бюджетная политика будет оказывать сдержанное влияние на экономический рост. Возможности расширения расходов бюджета будут ограничиваться сокращением относительно предыдущих лет поступлений нефтегазовых доходов, которое будет наибольшим в базовом сценарии и наименьшим - в оптимистичном сценарии.

Сохранение консервативного подхода к государственным расходам позволит ограничить бюджетный дефицит и обеспечить долгосрочную устойчивость государственных финансов с учетом объективных изменений внешних условий и растущей нагрузки на бюджет со стороны пенсионной системы. Вместе с тем продолжение работы по повышению эффективности бюджетных расходов и принятие мер, направленных на улучшение делового климата, будут способствовать преодолению структурных ограничений для роста экономики. При этом сохранение умеренных темпов индексации оплаты труда в бюджетном секторе и тарифов на услуги естественных монополий позволит предотвратить нежелательный рост инфляционных рисков, а также создаст условия для оптимизации издержек производителей.

В рамках всех представленных вариантов прогноза в среднесрочной перспективе продолжат действовать структурные ограничения для роста российской экономики, в том числе связанные с неблагоприятными демографическими тенденциями и невысокой мобильностью трудовых ресурсов. Их воздействие, в том числе, будет затруднять подстройку экономики к фундаментальному ухудшению внешнеэкономических условий относительно предыдущих лет и ограничивать восстановление экономического роста.

Важным условием повышения долгосрочного потенциала роста экономики должны стать структурные изменения, связанные с перетоком производственных ресурсов из менее конкурентоспособных отраслей в более конкурентоспособные. Кроме того, крайне важными будут меры государственной политики в направлении улучшения делового климата, поддержки повышения качества трудовых ресурсов и роста производительности. В случае если их реализация позволит экономике более динамично преодолевать ресурсные ограничения на среднесрочном горизонте, не исключен выход темпов экономического роста на более высокий уровень, чем в рассмотренных сценариях, без дополнительного роста инфляционного давления в экономике.

На прогнозном горизонте будут сформированы условия для снижения инфляционных ожиданий в экономике и последовательного замедления инфляции. Их фактором будет являться сохранение большую часть периода относительно сдержанной динамики доходов и потребительского спроса в условиях реализации консервативной бюджетной политики и последовательной денежно-кредитной политики, направленной на снижение инфляции в среднесрочном периоде.

В качестве основного варианта для разработки параметров проекта бюджета города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов предлагается первый вариант прогноза.

Показатели прогноза на 2016 год и на период до 2018 года уточнены по сравнению с показателями прогноза социально-экономического развития города Омска на 2015 год и на период до 2017 года, одобренного постановлением Администрации города Омска от 9 октября 2014 года N 1360-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов в Омский городской Совет". При этом осуществлено уточнение следующих показателей прогноза на 2016 - 2017 годы:

- среднегодовой численности населения и ее структуры - в результате получения оценок численности населения города Омска и ее половозрастной структуры на начало 2015 года, анализа динамики естественного и миграционного движения населения в 2015 году и корректировки на этой основе прогнозных оценок демографического развития в периоде 2016 - 2017 годов;

- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних организаций - в результате анализа динамики заработной платы в истекшем периоде 2015 года, динамики темпов роста омской экономики в 2015 году, а также прогнозной оценки темпов роста экономики и заработной платы в 2016 - 2017 годах;

- индекса промышленного производства - в результате анализа динамики промышленного производства в истекшем периоде 2015 года и прогнозных оценок развития промышленности в 2016 - 2017 годах;

- оборота розничной торговли и объема платных услуг населению - в результате анализа динамики оборота розничной торговли и объема платных услуг в истекшем периоде 2015 года и уточнения оценок развития потребительского спроса в 2016 - 2017 годах;

- прибыли (убытка) крупных и средних организаций по всем видам деятельности - в результате анализа динамики прибыли (убытков), полученных омскими крупными и средними организациями в истекшем периоде 2015 года, и изменения прогнозных оценок роста прибыли в 2016 - 2017 годах;

- объема инвестиций в основной капитал - в результате анализа инвестиционной активности организаций в истекшем периоде 2015 года и изменения прогнозных оценок объемов инвестиций в основной капитал в 2016 - 2017 годах;

- ввода в действие жилых домов - в результате уточнения прогнозных оценок ввода жилья в 2016 - 2017 годах;

- сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению - в результате уточнения оценки инфляции по ожидаемым итогам 2015 года, корректировки прогнозной оценки инфляции в 2016 - 2017 годах.

Среднегодовая численность населения города Омска составила в 2014 году 1170,0 тыс. человек. В 2015 - 2018 годах ожидается рост среднегодовой численности населения до 1174,8 - 1179,1 тыс. человек. Прогноз перспективной численности населения основывается на тенденциях демографического развития с учетом принятых на государственном и муниципальном уровнях решений, влияющих на рост показателей рождаемости и снижение уровня смертности.