В последние годы изменения налогового законодательства негативным образом влияют на объем доходных источников бюджетов муниципальных образований, что обуславливает возникновение бюджетных рисков в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов. Так, только за период с 2010 по 2014 годы доля зачисляемых налоговых платежей в бюджет города Омска снизилась с 10,4 до 4,5 процента соответственно, что в абсолютном выражении составляет 2,8 млрд. рублей.
Федеральным законом "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусмотрено прекращение действия на территории Российской Федерации с 1 января 2018 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Указанный налог является бюджетообразующим и в доходах бюджета города Омска составляет до 15 процентов налоговых доходов. В условиях формирования проекта бюджета на период нового бюджетного цикла сокращение собственных доходов бюджета города Омска на сумму более 840 млн. рублей в год усугубит ситуацию в части решения вопросов местного значения.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2014 года N 50-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования городской округ город Омск по состоянию на 1 января 2014 года, которые вступили в действие для исчисления неналоговых платежей с 10 января 2015 года, для начисления земельного налога - вступают в действие с 1 января 2016 года.
Анализ утвержденных показателей кадастровой стоимости показал существенное снижение средних удельных показателей кадастровой стоимости земель города Омска по видам разрешенного использования земельных участков. В результате новой кадастровой оценки ожидается двукратное снижение поступлений земельного налога в бюджет города Омска. В целом потери налоговых и неналоговых доходов бюджета города Омска оцениваются в 1 млрд. рублей.
К бюджетным рискам относится также снижение темпов роста заработной платы, в том числе работникам бюджетной сферы, а также отрицательный миграционный баланс трудоспособного населения города Омска.
Проектом Федерального закона "О новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации" предусматривается введение единого принципа зачисления доходов от штрафов и денежных взысканий, предусматривающего зачисление указанных доходов в бюджет того уровня, к которому относится соответствующий администратор доходов бюджета (федеральный орган исполнительной власти - доходы федерального бюджета, муниципальный - местного).
В связи с изменением перечня видов штрафов, зачисляемых в бюджет городского округа, выпадающие доходы бюджета города Омска составят порядка 150 млн. рублей ежегодно.
В целях минимизации угроз несбалансированности бюджета города Омска подготовка основных направлений бюджетной политики и в дальнейшем проекта бюджета осуществляется на основе "базового сценария", то есть наиболее реалистичного варианта социально-экономического развития города Омска.
Базовый сценарий опирается на рыночные ожидания в отношении рынка энергоносителей, предполагает продолжение действий санкций со стороны США и ЕС на протяжении всего прогнозного периода.
На фоне неблагоприятного влияния макроэкономической конъюнктуры, отставания роста собственных доходов от роста расходов, в целях недопущения наращивания муниципального долга и процентных расходов бюджетная политика в ближайшие три года должна быть направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета в условиях ограниченности его доходных источников с сохранением ранее принятых расходных обязательств.
Бюджетное правило, основанное на реалистичности прогнозов по собственным доходам, предполагает рачительность при принятии бюджетных обязательств, позволяющих достичь наилучшего результата, в том числе в долгосрочном периоде.
Основными направлениями бюджетной политики города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов являются:
1) приоритет исполнения действующих расходных обязательств, исходя из финансовых возможностей, с учетом оценки бюджетных рисков;
2) проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, рациональное и экономное использование бюджетных средств, в том числе за счет:
- оптимизации сети муниципальных учреждений при условии сохранения объема оказываемых ими муниципальных услуг (выполняемых работ) и повышения качества их оказания (выполнения);
- дальнейшего совершенствования системы оплаты труда путем проведения нормирования нагрузки на персонал и внедрения "эффективных контрактов", дифференциации в оплате труда работников в зависимости от квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы;
- расширения перечня платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями;
- сведения к минимуму направлений расходования средств, не связанных с решением вопросов местного значения городского округа;
- усиления персональной ответственности руководителей за низкие показатели качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета города Омска;
3) утверждение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг с учетом общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности;
4) приведение муниципальных правовых актов в соответствие с новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации;
5) совершенствование межбюджетных отношений с активным использованием таких инструментов, как привлечение финансовой помощи на исполнение принятых на федеральном уровне решений, требующих дополнительных бюджетных затрат муниципалитетов;
6) повышение доступности транспортных услуг для населения города, совершенствование организации пассажирских перевозок, в том числе путем реализации положений Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
7) повышение эффективности процедур проведения закупок для обеспечения муниципальных нужд посредством:
- обеспечения интеграции закупочного и бюджетного процесса, в том числе с целью недопущения принятия получателями бюджетных средств обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
- перехода к нормированию в сфере закупок путем установления требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (включая подведомственные казенные учреждения) в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
8) совершенствование структуры Администрации города Омска, оптимизация расходов на ее содержание;
9) обеспечение умеренной долговой нагрузки посредством:
- диверсификации кредитного портфеля Администрации города Омска путем замещения кредитов кредитных организаций иными долговыми обязательствами (бюджетные кредиты, муниципальные ценные бумаги);