31. Реализация перечисленных мероприятий направлений зависит от условий социально-экономического развития и уровня финансирования дорожного хозяйства Тверской области. С 01.01.2012 введено новое законодательное изменение финансирования дорожной деятельности в Российской Федерации по источникам наполнения дорожных фондов. Основные источники наполнения федерального и региональных дорожных фондов - акцизы и транспортный налог, а также еще более 30 дополнительных источников. Также начиная с 01.01.2014 предусмотрено функционирование муниципальных дорожных фондов для обеспечения дорожной деятельности на дорогах общего пользования местного значения во всех муниципальных образованиях тверского региона.
32. По данным Ассоциации территориальных органов управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации объем Дорожных Фондов от акцизов и транспортного налога, ресурсы большинства субъектов использованы по максимуму. В принципе увеличение финансовых вливаний в целом по России и в Тверской области положительно сказалось на динамике итогов дорожной деятельности. В 2016 году было отремонтировано 216 км автодорог, в 2017 - 357 км автодорог, то в 2018 году планируется ввести в эксплуатацию более 450 км отремонтированных автодорог.
(в ред. Постановления Правительства Тверской области от 07.08.2019 N 300-пп)
33. Однако обеспечение нормального состояния существующих дорог, понятно, не менее важная задача. На данный момент практически половина расходов региональных фондов идет на ремонт и содержание сети (затраты на строительство и реконструкцию составляют 36%, субсидии местным бюджетам - 14 - 25%).
34. Но и здесь все отнюдь не блестяще. Потребность в средствах на содержание, ремонт и капремонт региональной сети Российской Федерации приблизилась к 1,2 трлн. рублей. Фактически же отрасль получает с 2012 года на эти цели чуть больше 14% требуемого финансирования по нормативам финансовых затрат. В среднем по России доля тех из них, которые находятся не в нормативном состоянии, составляет 63,5%. Согласно информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области по состоянию на 31 декабря 2017 года доля протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, не отвечающих нормативным требованиям, от общей протяженности дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области составляет 74,3% (порядка 11400 км).
35. В соответствии с программным документом "О стратегии социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Тверской области от 24.09.2013 N 475-рп, в настоящее время региональный бюджет является дефицитным, с тенденцией повышения доходной части бюджета, но сохранившейся тенденцией увеличения государственного долга, что повышает риск формирования все больших расходов на выплату процентов по обслуживанию долговых обязательств и снижения значений показателей устойчивости Тверской области. В целях обеспечения требования Бюджетного кодекса Российской Федерации о необходимости сбалансирования расходов областного бюджета Тверской области и достигнутый предельный размер доходной части дорожного фонда (10% от доходной части областного бюджета) размер доходной части дорожного фонда в ближайшие 6 лет не увеличится.
36. Реализация стратегии развития должна основываться на следующих принципах:
1) достоверность долгосрочного прогноза, используемого в бюджетном планировании;
2) формирование долгосрочного прогноза основных параметров развития Тверской области, основанных на реалистических оценках.
37. Предлагается 3 варианта возможных сценариев развития дорожного хозяйства Тверской области:
1) минимальный вариант (инерционный) - предусматривает в своей основе программно-целевой метод бюджетного планирования, ориентированный на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов дорожной деятельности, предусматривает сохранение существующих тенденций функционирования дорожного хозяйства, низкие объемы работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту дорожной сети для обеспечения требований проезжаемости и безопасности участников дорожного движения, проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту на отдельных приоритетных участках автомобильных дорог общего пользования, но с сохранением существующего отставания от нормативных межремонтных сроков дорожных одежд и покрытий, т.е. отставания от потребностей населения и экономического развития Тверской области;
2) средний вариант (компромиссный) - предусматривает в своей основе программно-целевой метод бюджетного планирования, ориентированный на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов дорожной деятельности, при концентрации ресурсов на важнейших проектах по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования, обеспечением необходимых транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог 1-го класса (период 2019 - 2024 годы), с постепенным ростом удельного веса объемов работ, выполняемых в соответствии с нормативными межремонтными сроками для автомобильных дорог регионального значения 2-го и 3-го классов Тверской области (2019 - 2030 годы);
3) максимальный вариант (инновационный) - предусматривает в своей основе финансирование мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования из расчета проведения работ по нормативной потребности в финансировании с ростом удельного веса объемов работ, выполняемых в соответствии с нормативными межремонтными сроками для автомобильных дорог регионального значения 2-го и 3-го классов Тверской области в среднесрочный период (2019 - 2024 годы) до 85%, в долгосрочный период (2024 - 2030 годы) до 100%.
38. Исходя из указанных принципов Министерству транспорта Тверской области реально осуществлять планирование исходя из минимального (инерционного) варианта развития, при реализации Национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в 2019 - 2024 годах и выделении необходимого объема средств федерального бюджета в виде иных межбюджетных трансфертов (без условия софинансирования) возможно осуществлять планирование исходя из компромиссного и инновационного сценариев.