3.5.4.1. Система общественного пассажирского транспорта должна обеспечивать функциональную целостность и взаимосвязанность всех основных структурных элементов территории с учетом перспектив развития городских округов и городских поселений.
При разработке проекта организации транспортного обслуживания населения следует обеспечивать быстроту, комфорт и безопасность транспортных передвижений жителей городских округов и городских поселений, а также ежедневных мигрантов из пригородной зоны.
3.5.4.2. Вид общественного пассажирского транспорта следует выбирать на основании расчетных пассажиропотоков и дальности поездок пассажиров. Провозная способность различных видов транспорта, параметры устройств и сооружений (платформы, посадочные площадки) определяются на расчетный срок по норме наполнения подвижного состава - 4 чел./кв. м свободной площади пола пассажирского салона для обычных видов наземного транспорта.
3.5.4.3. Линии общественного пассажирского транспорта следует предусматривать на магистральных улицах и дорогах с организацией движения транспортных средств в общем потоке, по выделенной полосе проезжей части или на обособленном полотне.
3.5.4.4. В центральных районах крупнейших и крупных городских округов и городских поселений при ограниченной пропускной способности улично-дорожной сети допускается предусматривать внеуличные участки трамвайных линий в тоннелях мелкого заложения или на эстакадах.
В историческом ядре общегородского центра в случае невозможности обеспечения нормативной пешеходной доступности остановок общественного пассажирского транспорта допускается устройство местной системы специализированных видов транспорта.
3.5.4.5. Через жилые районы площадью свыше 100 га, в условиях реконструкции свыше 50 га, допускается прокладывать линии общественного пассажирского транспорта по пешеходно-транспортным улицам. Интенсивность движения средств общественного транспорта не должна превышать 30 ед./ч в двух направлениях, а расчетная скорость движения - 40 км/ч.
3.5.4.6. Плотность сети линий общественного пассажирского транспорта на застроенных территориях необходимо принимать в зависимости от функционального использования и интенсивности пассажиропотоков в пределах 1,5 - 2,5 км/кв. км.
В центральных районах крупных городских округов и городских поселений плотность этой сети допускается увеличивать до 4,5 км/кв. км.
3.5.4.7. Расстояния между остановочными пунктами общественного пассажирского транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая) следует принимать 400-600 м, в пределах центрального ядра городского округа, городского поселения - 300 м.
3.5.4.8. Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более 500 м.
В общегородском центре дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта от объектов массового посещения должна быть не более 250 м; в производственных зонах - не более 400 м от проходных предприятий; в зонах массового отдыха и спорта - не более 800 м от главного входа.
В условиях сложного рельефа при отсутствии специального подъемного пассажирского транспорта указанные расстояния следует уменьшать на 50 м на каждые 10 м преодолеваемого перепада рельефа.
3.5.4.9. В районах индивидуальной усадебной застройки дальность пешеходных подходов к ближайшей остановке общественного транспорта проектируется в соответствии с подпунктом 3.5.3.60 подраздела 3.5 "Зоны транспортной инфраструктуры" Нормативов.
3.5.4.10. Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта следует размещать с обеспечением следующих требований:
1) на магистральных улицах общегородского значения и районных - в габаритах проезжей части;
2) в зонах транспортных развязок и пересечений - вне элементов развязок (съездов, въездов);
3) в случае, если стоящие на остановочных пунктах троллейбусы и автобусы создают помехи движению транспортных потоков, следует предусматривать "карманы".
3.5.4.11. Остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком, на расстоянии не менее 25 м от него.
Допускается размещение остановочных пунктов троллейбуса и автобуса перед перекрестком - на расстоянии не менее 40 м - в случае, если пропускная способность улицы до перекрестка больше, чем за перекрестком.
Расстояние до остановочного пункта исчисляется от "стоп-линии".
3.5.4.12. Заездной карман для автобусов устраивают при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог, когда переходно-скоростная полоса одновременно используется как автобусами, так и транспортными средствами, въезжающими на дорогу с автобусным сообщением.
Заездной карман состоит из остановочной площадки и участков въезда и выезда на площадку. Ширину остановочной площадки следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 м. Длину участков въезда и выезда принимают равной 15 м.
3.5.4.13. Длину посадочной площадки на остановках автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов следует принимать не менее длины остановочной площадки.
Ширину посадочной площадки следует принимать не менее 3 м; для установки павильона ожидания следует предусматривать уширение до 5 м.
3.5.4.14. Павильон может быть закрытого типа или открытого (в виде навеса). Размер павильона определяют с учетом количества одновременно находящихся в час пик на остановочной площадке пассажиров из расчета 4 чел./кв. м. Ближайшая грань павильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки.
3.5.4.15. Остановочные пункты трамвая следует размещать до перекрестка (по ходу движения) на расстоянии от него не менее 5 м. Расстояние до остановочного пункта исчисляется от "стоп-линии".
Допускается размещение остановочных пунктов трамвая за перекрестком в случаях, если:
1) за перекрестком находится крупный пассажирообразующий пункт;