Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2010 - 2012 ГОДЫ" (с изменениями на: 30.05.2013)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


С 2003 года в Республике Марий Эл проводится целенаправленная работа по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Республиканская целевая программа "Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", утвержденная Законом Республики Марий Эл от 30 декабря 2004 года N 66-З, заложила основы системного, межведомственного подхода к организации антинаркотической работы в республике.

Основой планирования государственной антинаркотической работы, выработки эффективных управленческих решений по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту является мониторинг наркоситуации. С этой целью было принято решение Антинаркотической комиссии Республики Марий Эл от 10 июня 2008 г. "Об организации мониторинга общественно-политических, социально-экономических и иных процессов в Республике Марий Эл, оказывающих негативное влияние на развитие ситуации в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", которым определены перечень, порядок и сроки представления информации министерствами и ведомствами для ведения мониторинга наркотической ситуации в Республике Марий Эл.

По результатам проведенного мониторинга были получены следующие данные.

Наркоситуация в Республике Марий Эл в 2008 году и в I квартале 2009 г. имеет тенденцию к обострению заболеваемости населения наркоманией. Так, если в 2005 году показатель болезненности наркоманией составил 97,6 человека на 100 тыс. населения, то в 2008 году - 112,7 человека на 100 тыс. населения, а в I квартале 2009 г. - 115,3 человека на 100 тыс. населения.

В конце 2005 года на учете состояло 700 больных с диагнозом "наркомания", в 2007 году - 771, а по итогам 3 месяцев 2009 года - 807.

Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Подавляющее большинство потребителей наркотиков - люди в возрасте от 18 до 29 лет. По половому признаку большинство, а именно 79,2 процента наркоманов, составляют мужчины. Однако в последнее время наркомания быстрыми темпами распространяется и среди женщин: из общего числа потребителей наркотиков 20,7 процента - женщины.

Анализ криминогенной ситуации показывает, что наркотизация населения напрямую связана с увеличением преступности в республике. Число выявленных правоохранительными органами республики преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, возросло в 3,3 раза: с 231 в 2005 году до 767 преступлений в 2008 году.

Проблемы наркомании и связанной с ней преступности находятся под контролем законодательной и исполнительной власти республики, активизирована законодательная и нормотворческая работа в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Так, Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года N 69-З "О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Марий Эл" регулирует отношения в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании и направлен на защиту населения республики от дальнейшего их распространения.

В целях раннего выявления потребителей наркотиков, обеспечения полноты и качества медицинских осмотров Министерством здравоохранения Республики Марий Эл издан приказ от 23 января 2009 года N 44 "О проведении обязательного и добровольного психиатрического (наркологического) освидетельствования граждан на предмет определения у них наркологических заболеваний при прохождении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров".

Мероприятия по выявлению потребителей психоактивных веществ осуществляются совместно с работниками правоохранительных органов, учреждений здравоохранения и образовательных учреждений.

За 2005 - 2007 годы значительно укреплена материально-техническая база наркологической службы. Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Республиканский наркологический диспансер" оснащен новым и современным оборудованием.

Сложившаяся наркоситуация в республике представляет угрозу здоровью населения, правопорядку, трудовому, демографическому и военному потенциалу, а в целом общественному благосостоянию и безопасности. Основные проблемы Республики Марий Эл, затрагиваемые Программой, приведены в приложении N 1 к Программе.

Тем не менее в республике имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и контроля за легальным оборотом наркотиков. Правоохранительные органы имеют опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях. Продолжается сбор и реализация оперативной информации о лидерах и активных членах организованных преступных наркогруппировок, а также их связях. Определены приоритетные направления и осуществляются меры по подрыву экономических основ организованной наркопреступности. Расширяются информационное обеспечение и межведомственное взаимодействие в сфере борьбы с распространением наркотиков, в том числе их контрабандой.

В рамках настоящей Программы планируется продолжить наращивание усилий по реализации адекватных и эффективных мер противодействия распространению наркомании. Для решения проблемы предлагается применить программно-целевой подход, который позволяет мобилизовать ресурсные возможности, сконцентрировать усилия органов государственной власти и общественных объединений.

Настоящая Программа позволит перспективным образом использовать целевые средства на выполнение мероприятий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года по причине необходимости проведения большого количества долгосрочных мероприятий социального характера, направленных на лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией, развитие имеющихся и создание новых профилактических кабинетов и спортивно-оздоровительных клубов; разработку новых методик и технологий пресечения незаконного оборота наркотиков; подготовку специалистов. В связи с этим Программа рассчитана на трехлетний период с возможной последующей разработкой новой программы.

При разработке Программы учитывались республиканский и российский опыт противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, предложения министерств и ведомств, научных и практических работников.