Действующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2016 - 2018 ГОДЫ (с изменениями на: 27.07.2017)


II. Итоги бюджетной политики в 2014 году и в первой половине 2015 года


Реализуемая в автономном округе бюджетная политика за отчетный период в условиях замедления темпов экономического роста, вызванного усилением геополитической напряженности, позволила, прежде всего, сохранить в автономном округе социальную стабильность, исключить риски неисполнения принятых обязательств перед населением.

Первостепенной задачей, стоящей перед органами государственной власти автономного округа при реализации бюджетной политики в 2014 году на среднесрочную перспективу, являлась увязка бюджетного планирования с задачами социально-экономического развития автономного округа. В этой связи были приняты и своевременно реализованы мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов и переориентация бюджетных ассигнований на развитие приоритетных направлений государственной политики.

В 2014 году был осуществлен полный переход на планирование и исполнение окружного бюджета в структуре государственных программ. По результатам исполнения окружного бюджета данный показатель составил свыше 95% от общих расходов окружного бюджета.

В целях преемственности в подходах к формированию и исполнению бюджетов бюджетной системы автономного округа за указанный период была проведена работа с муниципальными образованиями в автономном округе по принятию соответствующей нормативно-правовой базы, связанной с разработкой и утверждением аналогичных государственным программам муниципальных программ. Охват муниципальными программами расходов местных бюджетов в 2014 году составил более 92%, аналогичный показатель в 2015 году - 93%.

В 2015 году в автономном округе действует 28 государственных программ на общую сумму более 108 млрд. рублей или 92% общих расходов окружного бюджета. Государственными программами охвачены все ключевые отрасли государственного управления, включая межбюджетное регулирование.

Основываясь на итогах реализации государственных программ в прошедшем году и первой половине текущего года, была продолжена работа по совершенствованию механизмов бюджетного планирования на основе государственных программ. В соответствии с действующей нормативно-правовой базой ведется работа по включению в структуру государственных программ условий предоставления межбюджетных субсидий и методик их расчета. Кроме того, исходя из требований применения бюджетной классификации по включению в структуру целевой статьи расходов основных мероприятий государственных программ, главными распорядителями средств окружного бюджета осуществлена инвентаризация основных мероприятий соответствующих государственных программ и их корректировка, обеспечивающая увязку бюджетного и стратегического планирования.

За отчетный период при реализации бюджетной политики автономного округа основное внимание уделялось сохранению, а в некоторых случаях увеличению объемов финансового обеспечения социально значимых обязательств. Так, полностью исполнены публичные нормативные обязательства. В 2014 году объем средств, предусмотренный на данное направление, составил более 552 млн. рублей, в 2015 году данный показатель увеличился до 715 млн. рублей.

Также за период 2014 года и первой половины 2015 года реализованы мероприятия по достижению целевых показателей "дорожных карт", направленных на повышение уровня оплаты труда категорий работников учреждений бюджетной сферы, в соответствии с графиком поэтапного повышения средней заработной платы в рамках реализации Указов.

Кроме того, с 01 сентября 2014 года и 01 сентября 2015 года увеличен стипендиальный фонд для студентов государственных профессиональных образовательных организаций на 5% ежегодно.

В целях сохранения сбалансированности окружного бюджета одним из основных направлений реализации бюджетной политики автономного округа за прошедший период являлась оптимизация бюджетных расходов путем выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития автономного округа и создания системы оценки эффективности использования бюджетных средств.

В 2014 году в соответствии с распоряжением Правительства автономного округа от 26 ноября 2013 года N 729-РП "Об утверждении плана мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов окружного бюджета и совершенствованию долговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 - 2016 годы" исполнительными органами государственной власти автономного округа были утверждены и исполнены ведомственные планы мероприятий по увеличению доходов и оптимизации расходов окружного бюджета.

Данными планами предусмотрены единые подходы, направленные на принятие на окружном и муниципальном уровнях общих мер по оптимизации бюджетных расходов в рамках проведения единой бюджетной политики автономного округа, направленной на обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета автономного округа.

В результате реализации мер по оптимизации бюджетных расходов в 2014 году удалось сократить прочие расходы окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований в автономном округе на 20%. Таким образом, сокращение указанных расходов в 2014 году, согласно бюджетным проектировкам, составило более 4 млрд. рублей. Кроме того, финансовым органом автономного округа обеспечивается первоочередное финансирование приоритетных социально значимых расходов окружного бюджета.

Также в рамках оптимизации бюджетных расходов за счет сложившегося остатка на начало 2014 года удалось сформировать резервный фонд автономного округа в сумме 3 млрд. рублей, который позволил исключить риски, связанные с необеспечением исполнения окружного бюджета по расходам в утвержденных объемах.

В 2015 году Правительство автономного округа приступило к реализации Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами в автономном округе на период до 2018 года (распоряжение Правительства автономного округа N 135-РП). В рамках данной Программы утвержден план мероприятий, который содержит меры, направленные на совершенствование и (или) создание нормативно-правовой базы автономного округа в области общественных финансов, а также в него включены мероприятия аналитического характера по организации и осуществлению бюджетного процесса.

При формировании окружного и местных бюджетов на 2015 год прочие расходы, не связанные с первоочередными, были сокращены на 10% по сравнению с бюджетами на 2014 год.

Однако уже в начале текущего года экономическая ситуация потребовала принятия дополнительных мер. Для этого на региональном уровне приняты следующие нормативные правовые акты:

- поручение Губернатора автономного округа от 28 января 2015 года N 1 "Об оптимизации расходов окружного бюджета";

- распоряжение Губернатора автономного округа от 02 февраля 2015 года N 10-Р "О мерах по сокращению расходов окружного бюджета в 2015 году";

- постановление Правительства автономного округа от 13 февраля 2015 года N 125-П "О Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов";

- распоряжение Правительства автономного округа от 13 февраля 2015 года N 75-РП "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Ямало-Ненецкого автономного округа в 2015 году";

- распоряжение Правительства автономного округа от 31 августа 2015 года N 574-РП "Об утверждении плана мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов окружного бюджета и совершенствованию долговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2015 - 2016 годы".

В соответствии с вышеуказанными документами, исходя из приоритетности, на окружном уровне было произведено сокращение ряда непервоочередных расходов.

На заседании Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов по представлению главных распорядителей средств окружного бюджета были оптимизированы расходы в объеме более 5 млрд. рублей, которые впоследствии направлены на расширение действующих и реализацию новых мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в автономном округе.

В окружном бюджете также сокращены расходы на государственное управление. В целом расходы на аппарат управления на 2015 год по сравнению с первоначально утвержденным планом сокращены на 1,2 млрд. рублей или 15% от расходов на содержание государственных органов.

Также в рамках проводимой в текущем году работы по оптимизации бюджетных расходов реализуются следующие мероприятия:

- обеспечение исполнения бюджетных обязательств (расходных обязательств автономного округа) в размере, не превышающем 85% от доведенных до соответствующих главных распорядителей средств окружного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2015 год (по состоянию на 01 января 2015 года);

- внесение изменений в нормативные правовые акты автономного округа, регламентирующие нормирование расходов на функционирование органов государственной власти автономного округа, в целях сокращения расходов окружного бюджета на услуги повышенной комфортности;