Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИТ-КЛАСТЕРА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

 1. Предпосылки, нормативное регулирование и проблемы реализации кластерной политики в Российской Федерации


В условиях реструктуризации мирового экономического пространства характерной для развитых стран является так называемая "новая экономика", отличительные черты которой проявляются в значительных темпах роста и концентрации сетевых структур организаций, производящих наукоемкую продукцию, а также использующих высокотехнологичное компьютерно-информационное обеспечение.

Отрасли "новой экономики" характеризуются не только высоким уровнем затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) при общем высоком объеме постоянных затрат, но и следующими особенностями:

- интеллектуальный капитал предстает как главный ресурс развития;

- нематериальные активы обладают не только своей уникальностью, но и превалирующей значимостью;

- высокая доля инновационности и обновления продуктов.

Характерной чертой "новой экономики" является генерация, распространение и использование знаний при создании каждого продукта или предоставлении каждой услуги, что обеспечивает как конкурентоспособность и экономическое развитие хозяйствующего субъекта, так и представляет собой основной фактор установления добавленной стоимости продукта или услуги.

В последнее десятилетие в сфере экономического развития Российской Федерации возрос интерес к концепции кластеров и кластерному подходу.

Кластер согласно определению, введенному основоположником кластерной теории М. Портером, означает сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанные с их деятельностью организации (например, университеты, агентства по стандартизации, а также торговые объединения) в определенных областях, конкурирующие, но вместе с тем ведущие совместную работу.

В обзоре Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций "Повышение инновационного уровня фирм: выбор политики и практических инструментов" в качестве основных характеристик кластера выделены:

- географическая концентрация (предприятия, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, имеют возможность экономить на быстром производственном взаимодействии, обмене социальным капиталом и процессах обучения);

- специализация (кластеры концентрируются вокруг определенной сферы деятельности, к которой все участники имеют отношение);

- множественность экономических агентов (деятельность кластеров охватывает не только фирмы, входящие в них, но и общественные организации, академии, финансовых посредников, институты, способствующие кооперации);

- конкуренция и сотрудничество (как основные виды взаимодействия между фирмами - членами кластера);

- достижение необходимого количества участников кластера (для получения эффектов внутренней динамики и развития);

- жизнеспособность кластеров (рассчитана на долгосрочную перспективу);

- вовлеченность в инновационный процесс (фирмы и предприятия, входящие в состав кластера, обычно включены в процессы создания технологических продуктовых, рыночных или организационных инноваций).

В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации 26 декабря 2008 года N 20615-ак/д19 (далее - Методические рекомендации), также сформированы характерные признаки кластера, к числу которых относятся:

- наличие сильных конкурентных позиций на международных и/или отечественном рынках и высокий экспортный потенциал участников кластера (осуществление поставок за пределы региона). В качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: высокий уровень мультифакторной производительности, высокий уровень экспорта продукции и услуг (и/или высокий уровень поставок за пределы региона);

- наличие у территории базирования кластера конкурентных преимуществ для развития кластера (выгодное географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных кадровых ресурсов, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, наличие специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, наличие необходимой инфраструктуры и другие факторы). В качестве индикатора конкурентных преимуществ территории может рассматриваться накопленный объем привлеченных прямых инвестиций;

- географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера, обеспечивающие возможности для активного взаимодействия. В качестве индикаторов географической концентрации могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона;

- широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и в организациях, входящих в кластер;

- эффективное взаимодействие между участниками кластера (использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практика координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках).

Кластерная политика широко распространена как в виде четко определенной политики, так и в виде других политических инициатив, таких как региональные стратегии или мероприятия по поддержке локальной системы производства.

Кластерная политика - меры, учитывающие интересы различных предприятий, связанные с поддержкой роста кластера: нормативно-правовое обеспечение, программы привлечения инвестиций, финансово-бюджетные механизмы поддержки, информационные сервисы и освещение деятельности кластера в средствах массовой информации.

В соответствии с Методическими рекомендациями на федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров, разработаны и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года N 1605 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", в соответствии с которыми представляется возможным на конкурсной основе получить субсидии на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе.

Основой для создания кластера информационных технологий (далее - ИТ-кластер) в Ярославской области выступает также ряд федеральных целевых программ, одной из которых является федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 года N 426 "О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы", в рамках которой разработано положение о проведении конкурсного отбора на предоставление субсидий и правила предоставления субсидий в целях реализации программы. Кроме того, эффективные механизмы финансирования проектов развития кластеров сформированы в результате образования и деятельности ряда институтов развития, включая Инвестиционный фонд Российской Федерации, Государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", открытое акционерное общество "Российская венчурная компания", Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другие.

Однако существует ряд проблем реализации эффективной кластерной политики:

- наличие существенных расхождений в определении критериев отнесения той или иной системной совокупности участников к понятию "кластер", а значит и в измерении эффективности их влияния на экономику в целом;