ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2015 года N 220-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СЕВАСТОПОЛЯ НА 2015 - 2020 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Севастополя от 19.01.2017 N 30-ПП, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru - 19.01.2017).
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Правительства Севастополя от 11.04.2016 N 305-ПП, от 14.07.2016 N 712-ПП, от 22.12.2016 N 1211-ПП)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", учитывая рекомендации Координационного совета по промышленности при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации от 23.12.2014 (Протокол N 110-МД/02) о разработке региональных программ развития промышленности субъектов Российской Федерации, Правительство Севастополя постановляет:
1. Утвердить Государственную программу развития промышленности Севастополя на 2015 - 2020 годы (прилагается).
2. Департаменту финансов города Севастополя при формировании бюджета Севастополя на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на финансирование Государственной программы развития промышленности Севастополя на 2015 - 2020 годы.
3. Управлению информационной политики и взаимодействия со СМИ опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Правительства Севастополя.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования.
5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Губернатора - Председателя Правительства Севастополя Еремеева А.А.
Губернатор города Севастополя,
Председатель Правительства Севастополя
С.И.МЕНЯЙЛО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СЕВАСТОПОЛЯ НА 2015 - 2020 ГОДЫ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)
(в редакции Постановлений Правительства Севастополя от 11.04.2016 N 305-ПП, от 14.07.2016 N 712-ПП, от 22.12.2016 N 1211-ПП)
Ответственный исполнитель Программы | Департамент экономики города Севастополя | ||||
Участники Программы | Департамент приоритетных проектов развития города Севастополя Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя предприятия промышленности города Севастополя | ||||
Подпрограммы Программы | Подпрограмма I - развитие приоритетных отраслей (направлений) промышленности города Севастополя Подпрограмма II - развитие добывающей отрасли города Севастополя Подпрограмма III - развитие общих отраслей промышленности города Севастополя | ||||
Программно-целевые инструменты Программы | Административные и организационные меры: - информационная поддержка субъектов промышленной деятельности; - имущественная поддержка субъектов промышленной деятельности; - кадровая поддержка субъектов промышленной деятельности; - консультационная поддержка субъектов промышленной деятельности. Финансовые меры (средства, выделяемые на заявительной основе): - компенсация части затрат на переход предприятий в российское нормативное правовое поле (обновление пакета документов - получение лицензий, сертификатов, допусков и других разрешительных документов, покупка типовой проектной документации, стандартов и технических регламентов); - компенсация части процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных организациях промышленными предприятиями; - компенсация части затрат, направленных предприятиями для обучения, повышения квалификации работников промышленных предприятий государственной формы собственности города Севастополя | ||||
Цели Программы | Целями Программы являются: - цель 1 - стабилизация ситуации в отраслях промышленности города Севастополя; - цель 2 - создание в городе Севастополе конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности Крымского федерального округа и страны в целом | ||||
Задачи Программы | Для достижения цели 1 предусматривается решение следующих задач: - задача 1.1 - содействие в сертификации и стандартизации производственных мощностей и продукции промышленных предприятий города Севастополя в соответствии с требованиями законодательства РФ; - задача 1.2 - обеспечение эффективной кооперации предприятий Севастополя с крупными интегрированными структурами Российской Федерации; - задача 1.3 - содействие в получении предприятиями города Севастополя заказов от предприятий других федеральных округов Российской Федерации. Для достижения цели 2 предусматривается решение следующих задач: - задача 2.1 - завершение адаптации промышленных предприятий города Севастополя к работе в рамках действующих в России интегрированных промышленных структур и государственных корпораций; - задача 2.2 - осуществление технического перевооружения и интенсификации производства; - задача 2.3 - внедрение новых технологий на предприятиях города Севастополя для производства высокотехнологичной продукции; - задача 2.4 - повышение загрузки производственных мощностей и улучшение экономических показателей промышленных предприятий; - задача 2.5 - увеличение объемов производства и расширение ассортимента выпускаемой продукции за счет выпуска новых продуктов и постепенного снижения выпуска "морально устаревшей" продукции, в том числе и в рамках импортозамещения; - задача 2.6 - внедрение новых подходов к формированию устойчивых связей между организациями отдельных отраслей | ||||
Целевые индикаторы и показатели Программы | Индекс объема производства промышленной продукции, % Рост количества рабочих мест на предприятиях промышленности, % Прирост высокопроизводительных рабочих мест, % Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, % Индекс производительности труда, % Количество индустриальных парков, ед. | ||||
Этапы и сроки реализации Программы | Этап I - 2015 год Этап II - 2016 - 2020 годы | ||||
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Общая прогнозная потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы составляет 7908548,6 тыс. рублей, в том числе: | ||||
Годы | Всего, тыс. руб. | В т.ч. по источникам финансирования: | |||
федеральный бюджет | бюджет города Севастополя | внебюджетные средства | |||
Всего (2015 - 2020) | 7908548,6 | 1665100,0 | 140001,6 | 6103447,0 | |
2015 | 891129,0 | 0,0 | 0,0 | 891129,0 | |
2016 | 3034658,0 | 476260,0 | 11905,0 | 2546493,0 | |
2017 | 1415373,2 | 555000,0 | 32064,2 | 828309,0 | |
2018 | 699780,1 <*> | 633840,0 | 28380,1 | 671400,0 | |
2019 | 601228,7 <*> | 34930,7 | 566298,0 | ||
2020 | 6329,6 <*> | 3221,6 | 599818,0 | ||
-------------------------------- <*> - без учета создания индустриального парка в соответствующих годах | |||||
(в ред. Постановления Правительства Севастополя от 22.12.2016 N 1211-ПП) | |||||
Ожидаемые результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит: - стабилизировать ситуацию в отраслях промышленности города Севастополя; - создать в городе Севастополе конкурентоспособную, устойчивую, структурно сбалансированную промышленность, эффективно решающую задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности Крымского федерального округа и страны в целом; - обеспечить рост объемов реализации промышленной продукции с 11,2 млрд рублей в 2014 году до 24,6 млрд рублей в 2020 году (в 2,2 раза); - обеспечить к 2020 году создание (сохранение) 18,2 тысячи рабочих мест на промышленных предприятиях (против 12,4 тыс. - на конец 2014 года, т.е. в 1,4 раза больше); - обеспечить прирост высокопроизводительных рабочих мест на 17%; - расширить ассортимент и повысить качество продукции за счет производства продукции двойного назначения (гражданского и военного), обеспечить импортозамещение; - доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте к 2018 году составит 7%; - индекс производительности труда к 2018 году составит 114,2% |
Государственная программа развития промышленности Севастополя на 2015 - 2020 годы (далее - Программа) охватывает отрасли промышленности, за исключением производства пищевых продуктов, напитков и табака, а также производства и распределения электроэнергии, газа и воды <1>.
________________
<1> При применении термина "промышленные предприятия" в данной Программе имеются в виду предприятия указанных отраслей, если не указано иное.
Программные мероприятия разрабатываются с учетом данных Программы развития промышленности Крымского федерального округа до 2020 года, утвержденной Министром промышленности и торговли Российской Федерации 01.12.2014, и обобщенной информации показателей 25 основных предприятий города Севастополя различной отраслевой направленности (судостроение и судоремонт, авиастроение, радиоэлектроника и приборостроение, производство вооружений, добывающая промышленность, легкая промышленность, а также отдельные виды машиностроения).
Меры поддержки, предусмотренные в Программе, осуществляются в соответствии с порядками, утвержденными постановлениями Правительства Севастополя, и распространяются на все субъекты деятельности в сфере промышленности, зарегистрированные на территории города Севастополя.
С 1961 года, в соответствии с вновь утвержденным генеральным планом, было определено развитие города Севастополя как главной базы Черноморского флота, крупного порта с развитыми авто-, железнодорожными и автобусными внешними связями, города с развитой промышленностью (судостроение, судоремонт, приборостроение, рыбная промышленность, производство строительных материалов и др.).
Компактное размещение жилых районов велось в пределах пешеходной доступности до основных мест приложения труда, уделялось внимание обеспечению удобной транспортной связи трудящихся с предприятиями и центральными пунктами города. Весь народнохозяйственный комплекс по-прежнему был ориентирован на обслуживание военно-морской базы.
Со второй половины 1960-х гг. начинается развитие современных на тот период отраслей оборонной промышленности. Начали работу завод им. В.И. Ленина "Парус" Министерства приборостроения СССР, разрабатывавший блоки управления для атомных подводных лодок; завод радиоаппаратуры им. Калмыкова Министерства радиопромышленности СССР, специализировавшийся на системах связи военно-морского флота и атомных подводных лодок; завод "Маяк", занимавшийся разработкой световой аппаратуры. Началось создание уникальных конструкторских бюро, связанных прежде всего с атомным подводным флотом: ЦКБ "Компас" ("Таврия"), ЦКБ "Коралл", ЦКБ "Черноморец", Севастопольский филиал Всесоюзного института источников токов (СОВНИИТ) и др.
На территории города имелись три промышленные зоны. Первая, и она же самая мощная и старейшая, расположена вдоль Севастопольской бухты, начиная от мыса Константиновский на Северной стороне, через Инкерман до Южной бухты. Здесь были расположены промышленные предприятия: Севастопольский морской завод, приборостроительный завод "Парус", Инкерманский завод ЖБИ, база "Втормет" и др.
Вторая промышленная зона располагалась вдоль Камышовой бухты и Фиолентовского шоссе. Это самая молодая промышленная зона, по уровню развития она к середине 1980-х годов XX века достигла первую. Здесь находились приборостроительный завод "Муссон", термический завод, железнодорожная станция "Севастополь-грузовой" и др.
Третья промышленная зона расположена на перешейке, соединяющем Гераклейский полуостров с Крымским по линии Балаклава - Инкерман. Эта зона не так велика по территории и мощности, как первые две. Здесь размещаются локомотивное депо "Инкерман-1", производственные базы некоторых строительных организаций и ряд других предприятий и складских объектов. Здесь расположены Балаклавское рудоуправление, судоремонтный завод "Металлист" и др.
Некоторые промышленные предприятия разместились в пределах городской черты города Севастополя: завод "Молот", предприятие "Эра" и др.
В 1991 году в промышленном производстве города Севастополя (включая производство пищевых продуктов, напитков и табака, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды) было занято порядка 60 тыс. человек, объем производства промышленных предприятий составлял 261,7 млн руб. (или 18,5 млрд руб. - в сопоставимых ценах 2013 года).
По состоянию на март 2014 года на территории города Севастополя реально действовали порядка 50 крупных промышленных предприятий (таблица N 1).
Общее состояние большинства промышленных предприятий можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Оборудование промышленных предприятий морально и физически устарело, технологические процессы требуют замены или усовершенствования. Ощущается большая нехватка высококвалифицированных кадров, имеющих опыт работы на современном высокотехнологичном оборудовании.
Расположение промышленных зон, где находились данные предприятия, существенно не отличалось от их размещения в конце 1980-х годов (рисунок 1*).
В сводном бюджете города Севастополя в 2013 году доля основных промышленных предприятий составляла порядка 19% (таблица N 2).
Штатная численность работников предприятия | Количество промышленных предприятий | Основные предприятия категории |
до 50 работников | 32 | ООО "Севмормаш 2М", ООО "Теплообмен", ДП "Муссон - Морсвязь-сервис" и т.д. |
от 50 до 100 работников | 14 | ГП "ЦКБ "Черноморец", ГП "ИЦ "Омега", ПАО "Южный Севастополь", ООО "Уранис" и т.д. |
от 100 до 500 работников | 5 | ГП "САП", ПАО "СМЗ", АО "МИК", ПАО "КБ Коралл", ООО "Механический завод "Таврида Электрик", ООО "Стрим Механика" |
более 500 работников | 2 | ЧАО "БРУ им. Горького", ФГУП "13-й СРЗ ЧФ" МО РФ, ООО "КБ "Коммутационной аппаратуры" |
Всего | 54 |
В структуре отчислений в сводный бюджет крупнейших промышленных предприятий (включая предприятия по переработке продуктов питания, производству и распределению электроэнергии, газа и воды) значительная доля приходится на предприятия судостроения и судоремонта - 40,9% (рисунок 2*).
________________
* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
На крупнейшие предприятия по производству радиоэлектроники и приборостроения приходится порядка 7,9% отчислений и на предприятия добывающей промышленности - порядка 9,2% отчислений. Отчисления других крупных предприятий непищевой переработки составляют около 2%.
________________
<2> По данным Управления ФНС России по г. Севастополю.
Наименование предприятия | Доля в бюджете города в 2013 году, % | Доля в бюджете города в 2014 году, % |
Федеральное государственное унитарное предприятие "13-й судоремонтный завод Черноморского флота" Министерства обороны Российской Федерации | 1,36 | 8,51 |
Частное акционерное общество "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" | 2,59 | 2,14 |
Публичное акционерное общество "Центральное конструкторское бюро "Коралл" | 0,70 | 0,61 |
Публичное акционерное общество "Муссон" | 0,32 | 0,53 |
Общество с ограниченной ответственностью "Конструкторское бюро коммутационной аппаратуры" | 0,42 | 0,62 |
Государственное предприятие "Севастопольское авиационное предприятие" | 0,32 | 0,20 |
ФГУП "91-й судоремонтный завод" | 0,51 | 0,37 |
Государственное предприятие "Испытательный центр "Омега" | < 0,2 | 0,33 |
Частное акционерное общество "Морской индустриальный комплекс" | 0,27 | < 0,2 |
Войсковая часть 87353 (Государственное предприятие "Севастопольский механический завод") | 0,31 | 0,32 |
Общество с ограниченной ответственностью "Севастопольский приборостроительный завод "Парус" | 0,23 | < 0,2 |
Общество с ограниченной ответственностью "Стрим Механика" | 0,41 | < 0,2 |
Итого по указанным предприятиям | 7,44 | 13,63 |
ИТОГО по городу | 100% | 100% |