ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2015 года N 446

О КОНЦЕПЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

В целях реализации на территории Республики Башкортостан основных положений Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года и совершенствования управления миграционными процессами Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию миграционной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года (далее - Концепция).

2. Государственным заказчикам при разработке государственных программ или внесении в них изменений учитывать положения Концепции.

3. Органам исполнительной власти Республики Башкортостан во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, общественными организациями, работодателями, учреждениями образования по перечню согласно приложению к настоящему Постановлению до 1 декабря 2015 года обеспечить разработку комплексных планов мероприятий для реализации основных направлений Концепции в соответствии с закрепленными вопросами.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан разработать планы мероприятий по реализации Концепции.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Магадеева М.Ш.

Исполняющий обязанности
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ

     




Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 13 октября 2015 года N 446

КОНЦЕПЦИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция миграционной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систематизированную совокупность целей, задач и принципов приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, их взаимодействия с институтами гражданского общества по регулированию миграционных процессов.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года, Конституцией Республики Башкортостан, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан во взаимосвязи с Концепцией демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года, Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года и другими документами стратегического планирования.

Концепция разработана с учетом отечественного и международного опыта в сфере управления миграционными процессами и обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с перспективами экономического, социального и демографического развития Республики Башкортостан, интеграционными процессами. Концепция направлена на совершенствование существующих и развитие качественно новых направлений управления миграционными процессами, создание социально-экономических условий, способствующих сокращению убыли населения за пределы республики и сохранению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциалов республики, а также на снижение социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов.

В Концепции использованы материалы Демографического доклада, подготовленного научно-исследовательской лабораторией семьи и демографии Института социально-политических и правовых исследований Республики Башкортостан и Башкирским филиалом Института социологии Российской академии наук.

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Республика Башкортостан - регион с нестабильными миграционными показателями. С 2000 года миграционный прирост периодически сменяется миграционной убылью населения. При анализе ситуации в последние годы можно отметить, что в 2011 - 2012 годах происходила миграционная убыль населения. Сальдо миграции составило в 2011 году -9386 человек, в 2012 году - -8844 человека, коэффициент миграции - соответственно -23,07 и -21,76. Благоприятная миграционная ситуация сложилась в 2013 году, когда миграционный прирост составил 2827 человек, коэффициент миграции - 7,0. Однако в 2014 году вновь произошла миграционная убыль населения - 4441 человек.

ДИНАМИКА коэффициента миграции в Российской Федерации, Приволжском федеральном округе и Республике Башкортостан



Среди регионов Приволжского федерального округа Республика Башкортостан в 2013 году занимала 4-ю позицию по коэффициенту миграционного прироста, в 2014 году - 8-ю позицию. В течение последнего десятилетия положительный миграционный прирост населения наблюдался только в трех субъектах Приволжского федерального округа: в Республике Татарстан, Нижегородской и Самарской областях. Для остальных регионов в основном характерна постоянная миграционная убыль населения.

ДИНАМИКА международной и межрегиональной миграции в Республике Башкортостан в 2000 - 2013 годах

Годы

Сальдо миграции (прирост/убыль)

Всего по РБ

Международная миграция (со странами СНГ и Балтии)

Межрегиональная миграция

2000

3900

-

-2027

2002

1945

4747

-2405

2004

-2307

1547

-3416

2006

-2312

1229

-3400

2008

5636

6293

-692

2010

561

3621

-3083

2011

-9386

3117

-12720

2012

-8844

2812

-11762

2013

2827

11637

-9743

2014

-4441

4035

-8334


В Республике Башкортостан миграционный прирост населения всегда происходил только за счет международной миграции. Межрегиональная миграция постоянно имела отрицательные значения.

Всего в 2014 году выбыло из республики в другие регионы России 47,6 тыс. человек в возрасте 14 лет и старше. Среди мотивов миграции на первом месте стоят причины личного, семейного характера (40,7%), на втором - в связи с работой (25,8%), на третьем - в связи с учебой (14,6%). Наиболее активно участвуют в миграционных процессах за пределы Башкортостана возрастные группы от 15 до 34 лет. Недостаток перспективных рабочих мест и нерешенность отдельных социальных проблем являются основными причинами выезда граждан из республики.

В том же году в республику из других регионов прибыло гораздо меньше мигрантов - 39,3 тыс. человек. Причинами отрицательного значения межрегионального миграционного обмена являются также значительная доля сельского населения, межрегиональное соседство, высокое качество жизни в отдельных регионах страны.

Большое количество выезжающих за пределы региона приходится на соседние регионы: Челябинскую, Свердловскую и Самарскую области, Республику Татарстан. Это объясняется особенностями географического положения и культурно-бытовыми связями между регионами.

Основными же территориями формирования потерь населения Башкортостана остаются восточные регионы страны. Отрицательное сальдо миграции в 2013 году за счет обмена населением с Тюменской областью составило 3262 человека, с Ханты-Мансийским автономным округом - 2456, со Свердловской областью - 1386, с Челябинской областью - 1091 человек.

Однако в последние годы миграционные потоки приобрели и западный тренд. В обмене населением миграционные потери сложились за счет Московской области (1566 человек), Санкт-Петербурга (1285 человек), Республики Татарстан (1171 человек), Москвы (1155 человек).

В условиях обострения социально-экономической ситуации большая часть трудовых ресурсов сельской местности стала вовлекаться в маятниковую и вахтовую формы миграции.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, ежегодно происходит увеличение объемов межрегиональной трудовой миграции. Так, из республики в другие регионы России в 2012 году на временные заработки выехало около 7% всех занятых в экономике лиц. По этому показателю среди регионов Российской Федерации Республика Башкортостан занимала 12-ю позицию (лидировала Республика Адыгея (18%), на последнем месте находилась Республика Татарстан (около 1%)). В 2011 - 2012 годах численность мигрантов, выезжавших из Башкортостана на заработки в регионы России, выросла с 113140 до 136171 человека. Более половины из них выехали в 2012 году в Тюменскую область - 86731 человек, в том числе в Ханты-Мансийский автономный округ - 38733 человека, Ямало-Ненецкий автономный округ - 15721 человек; по 9 - 10 тыс. человек уехали в Челябинскую и Свердловскую области и более 7 тыс. человек - в Москву. Всего в 2012 году жители республики временно трудились в 44 субъектах Российской Федерации. В 2013 году число граждан, временно выехавших на заработки в другие регионы страны, составило 125,9 тыс. человек.

Представители межрегиональной трудовой миграции по сферам занятости распределены следующим образом: 25,7% работают в строительстве, 13,7% - в торговле, 13,3% - в сферах транспорта и связи, 10,4% заняты операциями с недвижимым имуществом, 9,1% - в обрабатывающих производствах.

Динамика уровня международной миграции характеризуется снижением ее общей численности. Однако в 2013 году сальдо международной миграции выросло более чем в 4 раза. Это произошло благодаря большому потоку мигрантов из стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ).

Если в 2012 году среди субъектов Приволжского федерального округа абсолютными лидерами по международному миграционному приросту являлись Республика Татарстан (6933 человека), Пермский край (6744 человека), Саратовская (5697 человек) и Самарская (5514 человек) области, а Республика Башкортостан в рейтинге субъектов занимала 7-ю позицию (2918 человек), то в 2013 году ситуация кардинально изменилась: республика вышла на первое место по объему международной миграции.

Среди всех видов и форм международной миграции, различающихся по длительности и причинам прибытия, так же, как в России в целом, в республике динамичное развитие получила временная международная миграция рабочей силы (международная трудовая миграция населения).

Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, в 2013 году Республика Башкортостан заняла 4-е место по численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основе выданных разрешений на работу и патентов, после Нижегородской и Самарской областей, Республики Татарстан.

По данным Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан, иностранным гражданам оформлено:

1) разрешений на работу:

в 2012 году - 14474;

в 2013 году - 19343;

в 2014 году - 17661;

2) патентов:

в 2012 году - 19925;

в 2013 году - 23696;

в 2014 году - 27522.

Территориальное распределение международных мигрантов в 2010 - 2014 годах оставалось неизменным. Зоны приема международных мигрантов - населенные пункты центрального, южного и западного регионов республики (города Октябрьский, Стерлитамак, Уфа, а также Белебеевский, Иглинский, Туймазинский, Уфимский, Чишминский муниципальные районы). За последние годы у Республики Башкортостан сложились тесные внешние экономические связи со многими зарубежными государствами, поставляющими в регион трудовые ресурсы. Наиболее значимыми для региона остаются миграционные связи с государствами - участниками СНГ. Среди всех иностранцев, оформивших разрешения на работу и патенты, наиболее многочисленны граждане Узбекистана (65,3%), Таджикистана (7,8%), Азербайджана (7,6%) и Армении (6,3%).

Распределение иностранных граждан, оформивших разрешения на работу, по отраслям экономической деятельности на протяжении многих лет не изменяет свою структуру. По-прежнему малоквалифицированный труд мигрантов находит свое применение в отраслях экономики с низкой заработной платой и тяжелыми условиями труда: в строительстве, сельском и лесном хозяйствах.

Миграционные процессы в Республике Башкортостан имеют внутрирегиональные особенности. До 2010 года положительное миграционное сальдо складывалось в центральной, южной и западной социально-экономических зонах региона. Однако в 2011 - 2013 годах только центральная зона сохраняла положительный миграционный прирост. Более половины прибывших в этот период в центральную зону составляло население трудоспособного возраста. По всем остальным зонам, кроме северо-восточной, миграционный прирост складывался только по группе населения старше пенсионного возраста. В северо-восточной зоне миграционная убыль охватила все возрастные группы.

Основными центрами притяжения на территории республики становятся агломерационные узлы - города с населением более 100 тыс. жителей и соседние пригородные территории. Так, если доля городского населения в 2007 году составляла 59,8%, то на начало 2015 года она увеличилась до 61,7%. Главным центром притяжения на территории республики является ее столица - г. Уфа (+57,0 тыс. человек за 2009 - 2014 годы). Далее в зависимости от количества ежегодно прибывающих из сельской местности жителей список продолжают города Благовещенск, Нефтекамск, Октябрьский, Стерлитамак, отчасти Ишимбай, Салават, Туймазы, муниципальные районы Иглинский, Краснокамский, Стерлитамакский, Туймазинский, Уфимский, Чишминский. Исключение составляют города Бирск (сказывается расположение вокруг города сельских районов) и Салават (неблагоприятная среда проживания).

Имеются и внутрирегиональные причины миграции. В 2012 - 2013 годах почти половину миграционного прироста по центральной зоне республики составляли те, кто приехал учиться, значительную часть - приехавшие работать и по причинам личного характера. Миграционная убыль из центральной зоны складывается только из жителей районов и городов, возвращающихся из Уфы на территории своего исхода. У всех без исключения остальных зон ситуация обратная: миграционная убыль за счет выезда на учебу и работу и миграционный прирост за счет возвращения части бывших жителей обратно. Однако объемы такого возврата невелики в сравнении с количеством выбывающего населения.

Социологические исследования показывают, что миграционная активность населения чаще всего обусловлена низким уровнем жизни, безработицей, ограниченностью возможностей профессионального развития и получения качественного образования. Под воздействием этих причин находятся прежде всего жители сел, малых и средних городов республики. Миграционные процессы деформируют возрастно-половую структуру населения, способствуют разделению членов семей и формированию проблем социальной адаптации переселенцев.

Значительная доля сельских районов республики - это районы с общей миграционной убылью населения (47 районов из 54). При этом у более половины из них - высокая (28 районов) и в нескольких сверхвысокая (4 района) миграционная убыль. К последним относятся Аскинский, Бижбулякский, Зианчуринский и Салаватский районы.

Негативная миграционная ситуация (с постоянной миграционной убылью населения) складывается в сельских районах в различных зонах республики. В первую очередь, это северные, северо-восточные и юго-восточные районы.

Миграционная ситуация в малых и средних городах республики также характеризуется потерями населения. Однако они не так масштабны, как в сельской местности (значения коэффициента общей миграции соответствуют средней и низкой миграционной убыли населения). Самым неблагополучным в этом отношении является г. Агидель, в котором коэффициент миграции составил в 2011 - 2013 годах 130. Лидируют по механическим потерям населения также города Баймак, Белебей, Белорецк, Давлеканово, Дюртюли, Кумертау, Межгорье, Мелеуз, Сибай, Учалы, Янаул.

Миграционная ситуация является стабильной, с показателями миграционного прироста в развитых в социально-экономическом отношении регионах республики (сельские районы - Иглинский, Стерлитамакский, Уфимский; города - Октябрьский, Стерлитамак, Уфа). Среди городских поселений только 6 городов и один рабочий поселок (п. Чишмы) характеризуются миграционным приростом.

Миграционная ситуация на той или иной республиканской территории отражает уровень ее социального развития. В то же время нестабильность показателей миграции связана с особенностью самой миграции как социально-демографического процесса, который тонко реагирует на любые административные, структурные изменения в социальной, экономической, общественной жизни. Неблагополучные социальные условия (ограниченные условия для получения образования, недостаток рабочих мест, низкий уровень жизни и др.), характерные для отдаленных сельских районов, малых и средних городов республики, как правило, способствуют миграционной убыли населения.

Таким образом, миграционная ситуация в Республике Башкортостан характеризуется, во-первых, ее нестабильностью. Во-вторых, разные потоки миграции вносят разный вклад в миграционный обмен населения. Если международная миграция (в основном со странами СНГ) ведет к миграционному приросту населения, то межрегиональная миграция имеет для республики только отрицательные значения. Убыль местного населения республики в другие регионы России является серьезной социальной проблемой для Республики Башкортостан.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»