(млн. рублей)
Показатель | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Вклад ИРС в экономическое развитие Смоленской области | 5892,4 | 4788,6 | 7474,1 |
Объем НДФЛ, полученного с фонда заработной платы, выплачиваемого ИСР | 118,3 | 128,5 | 140,1 |
Значительный рост вклада ИРС в производство товаров и услуг в 2012 году в сравнении с 2011 годом наблюдается по таким видам экономической деятельности, как обрабатывающие производства (в 2 раза), строительство (в 1,2 раза), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (1,04 раза). Уменьшился вклад иностранной рабочей силы в 2012 году в добычу полезных ископаемых; оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; транспорт и связь, а также здравоохранение и предоставление социальных услуг.
Соотношение числа выданных иностранным гражданам разрешений на работу и полученных от работодателей уведомлений увеличивается с каждым годом. В 2012 году оно достигло 100 процентов.
В Смоленской области создано смоленское областное государственное казенное учреждение "Центр содержания иностранных граждан" (далее - Центр), подведомственное Департаменту Смоленской области по осуществлению контроля, обеспечению деятельности мировых судей и взаимодействия с административными органами. Центр временно располагается в помещении, принадлежащем Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области, по адресу: г. Смоленск, просп. Гагарина, д. 15 (лимит наполняемости - 31 человек).
Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которым с 1 января 2014 года полномочия по содержанию по решению суда иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, осуществляются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Указанным Федеральным законом также были внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложены подбор и передача федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, зданий и (или) помещений, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации.
Во исполнение требований указанного Федерального закона Департамент Смоленской области по осуществлению контроля, обеспечению деятельности мировых судей и взаимодействия с административными органами провел работу по подбору необходимых помещений.
В результате проведенного обследования ряда зданий и помещений установлено, что для размещения специального учреждения наиболее подходит с учетом требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2013 года N 310 "Об утверждении требований, предъявляемых к зданиям и (или) помещениям, передаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или депортации", комплекс зданий бывшей Духовщинской специализированной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната, расположенных в дер. Воронино Духовщинского района Смоленской области.
В настоящее время ведется работа по оценке объема необходимых работ по ремонту и реконструкции указанной школы-интерната и расчету стоимости указанных работ.
Мигранты, прибывающие сегодня в регион, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.
Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Смоленскую область становится одним из источников увеличения численности населения, а привлечение востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных кадров является необходимостью для ее поступательного развития.
Сегодня одной из мер по восполнению численности населения Смоленской области является реализация региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию (Смоленскую область) соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Программа), разработанной в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и от 14 сентября 2012 года N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Программа в 2010 - 2012 годах реализовывалась в трех муниципальных образованиях - муниципальном образовании "Велижский район", муниципальном образовании "Гагаринский район" Смоленской области и муниципальном образовании "Ярцевский район" Смоленской области. За 2010 - 2012 годы было согласовано к переезду 497 соотечественников, переехал 561, из них 331 стал участником Программы, гражданами Российской Федерации стало 197 соотечественников.
В 2013 - 2018 годах в Программе примут участие 19 муниципальных образований Смоленской области: "Велижский район", "Вяземский район", "Гагаринский район", "Глинковский район", "Демидовский район", "Духовщинский район", "Дорогобужский район", Ершичский район, "Кардымовский район", "Краснинский район", "Монастырщинский район", "Починковский район", "Рославльский район", Руднянский район, "Сафоновский район", "Темкинский район", "Холм-Жирковский район", "Шумячский район", "Ярцевский район", которые расположены на основных магистралях, связывающих г. Москву и г. Смоленск со странами Европы и Прибалтики.
Реализация Программы в 2013 - 2018 годах будет способствовать демографическому, социальному и экономическому развитию региона. Планируемая численность прибывших участников Программы и членов их семей, зарегистрированных в УФМС России по Смоленской области, - не менее 2245 соотечественников, количество участников Программы - не менее 1248 человек.
Первым этапом создания инфраструктуры для интеграции трудовых мигрантов является реализация мероприятий по социокультурной и языковой адаптации мигрантов, включающих в себя:
- обучение русскому языку, культуре и истории России самих мигрантов (на базе центров русского языка федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Смоленский государственный университет", некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования "Смоленский гуманитарный университет", государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Смоленский областной институт развития образования");
- обучение детей-инофилов русскому языку как иностранному (на базе областного государственного бюджетного образовательного учреждения "Смоленский педагогический колледж");
- повышение квалификации педагогов по проблеме "Психолого-педагогические основы работы с детьми-инофилами".
Образовательная иммиграция - это один из самых желательных миграционных потоков для региона. Он имеет экономические, геополитические и социально-демографические эффекты. К числу последних можно отнести увеличение молодежных возрастных групп в возрастной структуре населения, пополнение трудовых ресурсов, высококвалифицированных специалистов. К 2025 году планируется увеличение студентов-мигрантов из стран СНГ, обучающихся в областных государственных образовательных учреждениях, следовательно, возрастут затраты областного бюджета на обучение таких студентов.