Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)" (с изменениями на: 23.05.2018)



Таблица 4


 Количественная и качественная характеристика социальных работников

Год

Среднесписочная численность (чел.)

Вакансии на 1 января отчетного года (штатных единиц)

Количество уволенных за отчетный год (чел.)

Текучесть (%)

Пол

Средний возраст (лет)

Образование

всего

в том числе в сельской местности

жен. (чел.)

муж. (чел.)

среднее общее (чел.)

среднее профессиональное (чел.)

высшее профессиональное (чел.)

2013

1307

823

130,2

206

15,7

1284

23

46,5

61

1162

82

2014

1233 <1>

764

122,3

159

12,2

1205

28

47,5

62

1068

103

2015

1190 <2>

702

121,9

125

10,5

1159

31

47

57

1019

113

2016

1223 <3>

722

50,5

114

9,3

1188

35

46,6

59

1044

120

2017

1223

722

50,5

114

9,3

1188

35

46,6

59

1044

120

2018

1223

722

50,5

114

9,3

1188

35

46,6

59

1044

120



     ________________

<1> Снижение среднесписочной численности социальных работников в 2014 году по сравнению с 2013 годом связано с корректировкой нагрузки на 1 социального работника: до 10 человек, проживающих в городе или поселке, имеющих коммунально-бытовое благоустройство; до 8 человек - в городском секторе или поселке, не имеющих коммунально-бытового благоустройства; до 6 человек - в сельских населенных пунктах (приказ начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию от 13.02.2014 N 146), а также в связи с привлечением с 2014 года к оказанию социальных услуг негосударственного поставщика.

<2> Снижение среднесписочной численности социальных работников в 2015 году по сравнению с 2014 годом связано с предоставлением социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг, а также по причине привлечения в 2015 году к оказанию социальных услуг двух негосударственных поставщиков.

<3> Увеличение среднесписочной численности социальных работников в 2016 году по сравнению с 2015 годом связано с введением внешних совместителей в состав основного персонала, заполнением вакантных должностей в целях соблюдения нагрузки на социальных работников и повышения качества социальных услуг.

С 2013 года в Смоленской области получила развитие приносящая доход деятельность организаций социального обслуживания для их дальнейшего развития и повышения оплаты труда работников.

Всеми КЦСОН предоставляются дополнительные платные услуги по ценам в два - три раза ниже рыночных. Перечень услуг ориентирован на нужды граждан и определяется путем мониторинга востребованности услуг в различных муниципальных образованиях, а также ресурсами КЦСОН. Положения о порядке предоставления дополнительных услуг и их стоимости утверждаются приказами руководителей КЦСОН после согласования с Департаментом.

Среди наиболее востребованных услуг - благоустройство придомовой территории; услуги по чистке и уборке жилых помещений; работы на приусадебном участке; стирка и глажка белья; доставка воды; укладка, колка и распиловка дров; плотницкие и слесарные работы; транспортные услуги.

Количество видов дополнительных услуг, предоставляемых КЦСОН, составило: в 2013 году - 20 услуг; в 2014 году - 35 услуг; в 2015 году - 62 услуги; в 2016 году - 72 услуги (приложение N 5 к "дорожной карте").

Воспользовались дополнительными услугами: в 2013 году - 4,8 тыс. человек; в 2014 году - 14 тыс. человек; в 2015 году - 20,4 тыс. человек; в 2016 году - 24,9 тыс. человек.

Доход от дополнительных услуг составил: в 2013 году - 445,6 тыс. рублей, в 2014 году - 1725,3 тыс. рублей, в 2015 году - 2579,1 тыс. рублей; в 2016 году - 3567,7 тыс. рублей.

Увеличение внебюджетных поступлений позволило создать условия для дальнейшего развития КЦСОН и повышения заработной платы работников данных организаций.

В организациях социального обслуживания семьи и детей предоставляются следующие виды платных услуг: психологическое консультирование и диагностика, консультация логопеда, учителя-дефектолога, организация детских праздников, определение уровня психологической готовности детей к школе, психологическая коррекция нарушений развития несовершеннолетних, нарушений супружеских отношений.

В реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями предоставляются следующие виды платных услуг: реабилитационные медицинские мероприятия с использованием аппарата "Биоптрон", аппаратно-программного комплекса "АКОРД", прибора "Узор 3К", нейро-ортопедического пневмокостюма РПК "Атлант", костюма "Фаэтон", системы скрининга сердца "Кардиовизор-12С"; индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом.

В детском доме-интернате для умственно отсталых детей предоставляются следующие виды платных услуг: предоставление специализированной техники (трактора) для проведения сельскохозяйственных работ, медицинские услуги (стоматология, терапевтическая), определение уровня психологической готовности детей-инвалидов к обучению.

Всего за 2013 - 2016 годы организациями социального обслуживания семьи и детей привлечено 5066571,82 рубля.

Одним из новых направлений деятельности Департамента в 2016 году стала реализация Постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - постановление от 24.05.2014 N 481), вступившего в силу с 1 сентября 2015 года. Распоряжением Администрации Смоленской области от 26.11.2014 N 1615-р/адм создана рабочая группа по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей на территории Смоленской области, руководителем которой является заместитель Губернатора Смоленской области О.В. Лобода. В 2015 году заместителем Губернатора Смоленской области утвержден план по реализации мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области. В данный план внесены только организации, находящиеся в ведении Департамента Смоленской области по образованию и науке. В целях проведения оценки соответствия расположенных на территории Смоленской области организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требованиям постановления от 24.05.2014 N 481 создана экспертная группа, состав которой утвержден распоряжением Администрации Смоленской области от 20.09.2016 N 1510-р/адм. В период с 5 по 27 сентября 2016 года были проведены проверки соответствия деятельности 10 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и СОГБУ "Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", являющихся организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимися в ведении Департамента, требованиям постановления от 24.05.2014 N 481. По итогам проведенных проверок организаций для детей-сирот экспертной группой предложено расширить взаимодействие данных учреждений с волонтерами и волонтерскими объединениями в части организации школы волонтерского движения, включающей в себя обучающие курсы, семинары-практикумы, заседания "круглых столов", где молодые люди, готовые проявить себя в качестве волонтеров, могли бы познакомиться с методами оказания социальной помощи воспитанникам учреждений, а также совершенствовать в процессе практической работы методы выполнения волонтерских обязанностей. Вместе с тем по результатам проверки для каждой организации Департаментом разработаны "дорожные карты", включающие в себя мероприятия по устранению выявленных недостатков, на период до 2018 года, в том числе мероприятия по расширению взаимодействия данных организаций с волонтерами и волонтерскими объединениями в части организации школы волонтерского движения, включающей в себя обучающие курсы, семинары-практикумы, заседания "круглых столов", где молодые люди, готовые проявить себя в качестве волонтеров, могли бы познакомиться с методами оказания социальной помощи воспитанникам учреждений, а также совершенствовать в процессе практической работы методы выполнения волонтерских обязанностей. Также в рамках постановления от 24.05.2014 N 481 в уставы организаций внесены изменения, в соответствии с которыми 11 смоленских областных государственных бюджетных учреждений социального обслуживания семьи и детей получили лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых. Содержание образовательного процесса определяется дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами различной направленности (физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, социально-педагогической, гражданско-патриотической и др.), разработанными педагогическими работниками учреждений. Целью образовательной деятельности является создание условий для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей воспитанников в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании и организации их свободного времени.

По состоянию на 01.01.2015 в СОГБУ "Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" проживали 117 несовершеннолетних, в том числе в возрасте от 4 до 18 лет - 117 человек. Обучению подлежали 55 человек.

В соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации", постановлением от 24.05.2014 N 481 для всех воспитанников СОГБУ "Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" в августе 2015 года были пересмотрены рекомендации Смоленской областной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК). В соответствии с протоколами ПМПК все воспитанники учреждения подлежат обучению и обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития и по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с умственной отсталостью по специальным индивидуальным образовательным программам с учетом индивидуальных возможностей ребенка. В целях реализации постановления от 24.05.2014 N 481 заключены соглашения о временном пребывании в организации для детей-сирот на определенный срок между родителями, иными законными представителями, организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые определяют трехстороннее взаимодействие. С родителями проводится индивидуальная работа. В учреждение принимается ребенок-инвалид в соответствии с критериями (основаниями) определения уважительных причин временного отсутствия возможности исполнения родителями, иными законными представителями своих обязанностей. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переходят во взрослые психоневрологические интернаты только по медицинским показаниям. В целях жизнеустройства детей-сирот, находящихся в учреждении, создаются видеопаспорта воспитанников. В 2016 году 2 воспитанника учреждения переданы под опеку, в отношении 5 детей родители восстановлены в родительских правах, но данные дети находятся в учреждении в связи с множественными нарушениями психофизического развития здоровья.

Ранее существовавшие проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Смоленской области, такие, как недостаточное развитие спектра социальных услуг, особенно в сельской местности, отсутствие предоставления социальных услуг социально ориентированными некоммерческими организациями, неэффективная схема развития и размещения стационарных организаций социального обслуживания, малое количество видов деятельности организаций социального обслуживания, приносящих доход, уровень оплаты труда работников организаций социального обслуживания, дефицит квалифицированных кадров в организациях социального обслуживания, на протяжении 2013 - 2016 годов решались путем реализации комплекса мер, предусмотренных "дорожной картой".

2. Проблемами в сфере социального обслуживания граждан, являются:

2.1. Устаревшая материально-техническая база действующих стационарных организаций социального обслуживания.

По состоянию на 01.01.2017 зданий, требующих реконструкции и капитального ремонта, нет, однако есть здания, требующие текущего ремонта. На балансе организаций социального обслуживания находятся более 350 зданий и сооружений. Периодичность текущего ремонта составляет 3 - 5 лет. В 2016 году в 24 организациях социального обслуживания проведены текущие ремонтные работы кровельного покрытия жилых корпусов и административных зданий, пищеблоков, прачечных, жилых помещений, помещений общего пользования, замена оконных блоков, инженерных сетей, инженерных сооружений и котельного оборудования, гидравлические испытания систем отопления при подготовке зданий к отопительному периоду. В 2017 - 2018 годах планируется продолжить текущие ремонтные работы в организациях социального обслуживания. В 2016 году на эти цели израсходовано 13154,3 тыс. рублей (областной и федеральный бюджеты), в 2017 году планируется выделение из областного бюджета 6873,5 тыс. рублей.

2.2. Недостаточно интенсивное развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг.

В целях реализации государственной политики по обеспечению доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и развитию государственно-частного партнерства в социальной сфере развивается сеть частных организаций, предоставляющих социальные услуги населению. Некоммерческие организации, не являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями, получают субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по социальному обслуживанию на дому граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. В рамках реализации подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" областной государственной программы "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области" на 2014 - 2020 годы исполнение за 2016 год составило 9273,7 тыс. рублей, в 2017 году планируется выделение из областного бюджета денежных средств в размере 11176,2 тыс. рублей, в 2018 году - 11176,2 тыс. рублей, в 2019 году - 11176,2 тыс. рублей.