Количественная и качественная характеристика социальных работников
Год | Среднесписочная численность (чел.) | Вакансии на 1 января отчетного года (штатных единиц) | Количество уволенных за отчетный год (чел.) | Текучесть (%) | Пол | Средний возраст (лет) | Образование | ||||
всего | в том числе в сельской местности | жен. (чел.) | муж. (чел.) | среднее общее (чел.) | среднее профессиональное (чел.) | высшее профессиональное (чел.) | |||||
2013 | 1307 | 823 | 130,2 | 206 | 15,7 | 1284 | 23 | 46,5 | 61 | 1162 | 82 |
2014 | 1233 <1> | 764 | 122,3 | 159 | 12,2 | 1205 | 28 | 47,5 | 62 | 1068 | 103 |
2015 | 1190 <2> | 702 | 121,9 | 125 | 10,5 | 1159 | 31 | 47 | 57 | 1019 | 113 |
2016 | 1223 <3> | 722 | 50,5 | 114 | 9,3 | 1188 | 35 | 46,6 | 59 | 1044 | 120 |
2017 | 1223 | 722 | 50,5 | 114 | 9,3 | 1188 | 35 | 46,6 | 59 | 1044 | 120 |
2018 | 1223 | 722 | 50,5 | 114 | 9,3 | 1188 | 35 | 46,6 | 59 | 1044 | 120 |
________________
<1> Снижение среднесписочной численности социальных работников в 2014 году по сравнению с 2013 годом связано с корректировкой нагрузки на 1 социального работника: до 10 человек, проживающих в городе или поселке, имеющих коммунально-бытовое благоустройство; до 8 человек - в городском секторе или поселке, не имеющих коммунально-бытового благоустройства; до 6 человек - в сельских населенных пунктах (приказ начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию от 13.02.2014 N 146), а также в связи с привлечением с 2014 года к оказанию социальных услуг негосударственного поставщика.
<2> Снижение среднесписочной численности социальных работников в 2015 году по сравнению с 2014 годом связано с предоставлением социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг, а также по причине привлечения в 2015 году к оказанию социальных услуг двух негосударственных поставщиков.
<3> Увеличение среднесписочной численности социальных работников в 2016 году по сравнению с 2015 годом связано с введением внешних совместителей в состав основного персонала, заполнением вакантных должностей в целях соблюдения нагрузки на социальных работников и повышения качества социальных услуг.
С 2013 года в Смоленской области получила развитие приносящая доход деятельность организаций социального обслуживания для их дальнейшего развития и повышения оплаты труда работников.
Всеми КЦСОН предоставляются дополнительные платные услуги по ценам в два - три раза ниже рыночных. Перечень услуг ориентирован на нужды граждан и определяется путем мониторинга востребованности услуг в различных муниципальных образованиях, а также ресурсами КЦСОН. Положения о порядке предоставления дополнительных услуг и их стоимости утверждаются приказами руководителей КЦСОН после согласования с Департаментом.
Среди наиболее востребованных услуг - благоустройство придомовой территории; услуги по чистке и уборке жилых помещений; работы на приусадебном участке; стирка и глажка белья; доставка воды; укладка, колка и распиловка дров; плотницкие и слесарные работы; транспортные услуги.
Количество видов дополнительных услуг, предоставляемых КЦСОН, составило: в 2013 году - 20 услуг; в 2014 году - 35 услуг; в 2015 году - 62 услуги; в 2016 году - 72 услуги (приложение N 5 к "дорожной карте").
Воспользовались дополнительными услугами: в 2013 году - 4,8 тыс. человек; в 2014 году - 14 тыс. человек; в 2015 году - 20,4 тыс. человек; в 2016 году - 24,9 тыс. человек.
Доход от дополнительных услуг составил: в 2013 году - 445,6 тыс. рублей, в 2014 году - 1725,3 тыс. рублей, в 2015 году - 2579,1 тыс. рублей; в 2016 году - 3567,7 тыс. рублей.
Увеличение внебюджетных поступлений позволило создать условия для дальнейшего развития КЦСОН и повышения заработной платы работников данных организаций.
В организациях социального обслуживания семьи и детей предоставляются следующие виды платных услуг: психологическое консультирование и диагностика, консультация логопеда, учителя-дефектолога, организация детских праздников, определение уровня психологической готовности детей к школе, психологическая коррекция нарушений развития несовершеннолетних, нарушений супружеских отношений.
В реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями предоставляются следующие виды платных услуг: реабилитационные медицинские мероприятия с использованием аппарата "Биоптрон", аппаратно-программного комплекса "АКОРД", прибора "Узор 3К", нейро-ортопедического пневмокостюма РПК "Атлант", костюма "Фаэтон", системы скрининга сердца "Кардиовизор-12С"; индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом.
В детском доме-интернате для умственно отсталых детей предоставляются следующие виды платных услуг: предоставление специализированной техники (трактора) для проведения сельскохозяйственных работ, медицинские услуги (стоматология, терапевтическая), определение уровня психологической готовности детей-инвалидов к обучению.
Всего за 2013 - 2016 годы организациями социального обслуживания семьи и детей привлечено 5066571,82 рубля.
Одним из новых направлений деятельности Департамента в 2016 году стала реализация Постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - постановление от 24.05.2014 N 481), вступившего в силу с 1 сентября 2015 года. Распоряжением Администрации Смоленской области от 26.11.2014 N 1615-р/адм создана рабочая группа по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей на территории Смоленской области, руководителем которой является заместитель Губернатора Смоленской области О.В. Лобода. В 2015 году заместителем Губернатора Смоленской области утвержден план по реализации мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области. В данный план внесены только организации, находящиеся в ведении Департамента Смоленской области по образованию и науке. В целях проведения оценки соответствия расположенных на территории Смоленской области организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требованиям постановления от 24.05.2014 N 481 создана экспертная группа, состав которой утвержден распоряжением Администрации Смоленской области от 20.09.2016 N 1510-р/адм. В период с 5 по 27 сентября 2016 года были проведены проверки соответствия деятельности 10 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и СОГБУ "Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", являющихся организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимися в ведении Департамента, требованиям постановления от 24.05.2014 N 481. По итогам проведенных проверок организаций для детей-сирот экспертной группой предложено расширить взаимодействие данных учреждений с волонтерами и волонтерскими объединениями в части организации школы волонтерского движения, включающей в себя обучающие курсы, семинары-практикумы, заседания "круглых столов", где молодые люди, готовые проявить себя в качестве волонтеров, могли бы познакомиться с методами оказания социальной помощи воспитанникам учреждений, а также совершенствовать в процессе практической работы методы выполнения волонтерских обязанностей. Вместе с тем по результатам проверки для каждой организации Департаментом разработаны "дорожные карты", включающие в себя мероприятия по устранению выявленных недостатков, на период до 2018 года, в том числе мероприятия по расширению взаимодействия данных организаций с волонтерами и волонтерскими объединениями в части организации школы волонтерского движения, включающей в себя обучающие курсы, семинары-практикумы, заседания "круглых столов", где молодые люди, готовые проявить себя в качестве волонтеров, могли бы познакомиться с методами оказания социальной помощи воспитанникам учреждений, а также совершенствовать в процессе практической работы методы выполнения волонтерских обязанностей. Также в рамках постановления от 24.05.2014 N 481 в уставы организаций внесены изменения, в соответствии с которыми 11 смоленских областных государственных бюджетных учреждений социального обслуживания семьи и детей получили лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых. Содержание образовательного процесса определяется дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами различной направленности (физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, социально-педагогической, гражданско-патриотической и др.), разработанными педагогическими работниками учреждений. Целью образовательной деятельности является создание условий для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей воспитанников в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании и организации их свободного времени.
По состоянию на 01.01.2015 в СОГБУ "Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" проживали 117 несовершеннолетних, в том числе в возрасте от 4 до 18 лет - 117 человек. Обучению подлежали 55 человек.
В соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации", постановлением от 24.05.2014 N 481 для всех воспитанников СОГБУ "Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" в августе 2015 года были пересмотрены рекомендации Смоленской областной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК). В соответствии с протоколами ПМПК все воспитанники учреждения подлежат обучению и обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития и по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с умственной отсталостью по специальным индивидуальным образовательным программам с учетом индивидуальных возможностей ребенка. В целях реализации постановления от 24.05.2014 N 481 заключены соглашения о временном пребывании в организации для детей-сирот на определенный срок между родителями, иными законными представителями, организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые определяют трехстороннее взаимодействие. С родителями проводится индивидуальная работа. В учреждение принимается ребенок-инвалид в соответствии с критериями (основаниями) определения уважительных причин временного отсутствия возможности исполнения родителями, иными законными представителями своих обязанностей. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переходят во взрослые психоневрологические интернаты только по медицинским показаниям. В целях жизнеустройства детей-сирот, находящихся в учреждении, создаются видеопаспорта воспитанников. В 2016 году 2 воспитанника учреждения переданы под опеку, в отношении 5 детей родители восстановлены в родительских правах, но данные дети находятся в учреждении в связи с множественными нарушениями психофизического развития здоровья.
Ранее существовавшие проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Смоленской области, такие, как недостаточное развитие спектра социальных услуг, особенно в сельской местности, отсутствие предоставления социальных услуг социально ориентированными некоммерческими организациями, неэффективная схема развития и размещения стационарных организаций социального обслуживания, малое количество видов деятельности организаций социального обслуживания, приносящих доход, уровень оплаты труда работников организаций социального обслуживания, дефицит квалифицированных кадров в организациях социального обслуживания, на протяжении 2013 - 2016 годов решались путем реализации комплекса мер, предусмотренных "дорожной картой".
2. Проблемами в сфере социального обслуживания граждан, являются:
2.1. Устаревшая материально-техническая база действующих стационарных организаций социального обслуживания.
По состоянию на 01.01.2017 зданий, требующих реконструкции и капитального ремонта, нет, однако есть здания, требующие текущего ремонта. На балансе организаций социального обслуживания находятся более 350 зданий и сооружений. Периодичность текущего ремонта составляет 3 - 5 лет. В 2016 году в 24 организациях социального обслуживания проведены текущие ремонтные работы кровельного покрытия жилых корпусов и административных зданий, пищеблоков, прачечных, жилых помещений, помещений общего пользования, замена оконных блоков, инженерных сетей, инженерных сооружений и котельного оборудования, гидравлические испытания систем отопления при подготовке зданий к отопительному периоду. В 2017 - 2018 годах планируется продолжить текущие ремонтные работы в организациях социального обслуживания. В 2016 году на эти цели израсходовано 13154,3 тыс. рублей (областной и федеральный бюджеты), в 2017 году планируется выделение из областного бюджета 6873,5 тыс. рублей.
2.2. Недостаточно интенсивное развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг.
В целях реализации государственной политики по обеспечению доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и развитию государственно-частного партнерства в социальной сфере развивается сеть частных организаций, предоставляющих социальные услуги населению. Некоммерческие организации, не являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями, получают субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по социальному обслуживанию на дому граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. В рамках реализации подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" областной государственной программы "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области" на 2014 - 2020 годы исполнение за 2016 год составило 9273,7 тыс. рублей, в 2017 году планируется выделение из областного бюджета денежных средств в размере 11176,2 тыс. рублей, в 2018 году - 11176,2 тыс. рублей, в 2019 году - 11176,2 тыс. рублей.