Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 мая 2014 года N 139-ра


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.02.2013 N 41-РА

____________________________________________________________________
Утратил силу с 21.02.2022 на основании распоряжения администрации Костромской области от 21.02.2022 N 34-ра.
____________________________________________________________________


В целях приведения Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Костромской области" в соответствие с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 721-р:

1. Внести в распоряжение администрации Костромской области от 28 февраля 2013 года N 41-ра "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Костромской области" следующее изменение:

изложить План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Костромской области" (приложение) в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.


Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ





Приложение
к распоряжению
администрации
Костромской области
от 29 мая 2014 года N 139-ра

План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Костромской области"

Глава 1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ" "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ"

1. Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Костромской области" (далее - "Дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.

2. Численность постоянного населения Костромской области на 1 января 2014 года составила 656,4 тыс. человек, в том числе сельского населения - 191,5 тыс. человек (29,2%).

3. Медицинская помощь населению Костромской области оказывается сетью учреждений здравоохранения в амбулаторных, стационарных, стационарозамещающих условиях, а также в условиях скорой медицинской помощи. По состоянию на 1 января 2014 года сеть учреждений здравоохранения Костромской области включает в себя 64 юридических лица, в составе которых 40 учреждений стационарного типа, 58 амбулаторно-поликлинических учреждений (отделений), 18 офисов врачей общей практики, 35 врачебных амбулаторий, 324 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, 74 домовых хозяйств. Развернуто 5 362 койки круглосуточного стационара, 1 063 койки дневного стационара, 135 коек стационара на дому.

4. Из всей структуры здравоохранения Костромской области 38 учреждений оказывают первичную медико-санитарную помощь. Службы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь на амбулаторном этапе, в связи с дефицитом врачебных кадров (участковых врачей, узких специалистов) и изношенной материально-технической базой остаются функционально перегруженными. Это связано с высокой численностью населения, прикрепленного к одному амбулаторному участку, расширением объемов работы специалистов поликлиник.

5. В 36 учреждениях первичного звена открыты кабинеты неотложной помощи, которые на 67% укомплектованы совместителями. В области работают 15 врачей общей практики при потребности в 28 врачах.

6. Географические особенности Костромской области (большая протяженность области с запада на восток - 420 км, низкая плотность населения - 10,9 на кв. км), значительный процент сельского населения (29%) обусловливают необходимость развития выездных форм работы. В 2012 году приобретено 2 мобильных диагностических комплекса. В течение 2013 года прошли обследования более 10 тысяч граждан.

7. В области работают 1 станция скорой медицинской помощи и 25 отделений, входящих в состав больниц. В связи с принятием нового порядка оказания скорой медицинской помощи проведена работа по укомплектованию станций и отделений персоналом, оснащению необходимым оборудованием.

В 2013 году начат процесс разработки проектно-сметной документации на строительство филиалов в двух отдаленных районах областного центра. Окончание строительства запланировано на конец 2014 года.

Сельскому населению помощь в экстренных ситуациях оказывают фельдшеры фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов.

8. В настоящее время требуется дальнейшее активное развитие реабилитационной службы. Отмечается острая нехватка специализированных кадров реабилитационной службы (врачей и инструкторов по лечебной физкультуре, физиотерапевтов, логопедов, нейропсихологов, медицинских психологов, трудотерапевтов, социальных работников и др.).

В государственной программе "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 30.04.2013 N 195-а "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года" (далее - государственная программа "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года"), предусмотрено в 2014 году получение лицензий на реабилитацию государственными медицинскими организациями, привлечение к работе санаторных учреждений.

9. Сеть стационаров круглосуточного пребывания на 30% представлена небольшими больничными учреждениями на 10-15 коек, располагающимися преимущественно в сельской местности. Сокращение коечного фонда данных больниц не планируется в связи с их социальной значимостью в сельских муниципальных образованиях, низкой плотностью населения.

10. В области отсутствуют медицинские учреждения, имеющие лицензию на высокотехнологичную медицинскую помощь. В 2014-2015 годах планируется получение лицензии на сердечно-сосудистую хирургию, травматологию, офтальмологию, нейрохирургию, онкологию, ревматологию.

11. В ходе модернизации здравоохранения в 2011-2012 годах сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи населению Костромской области, основанная на медицинских округах, с концентрацией кадровых и материально-технических ресурсов в медицинских учреждениях 2 уровня (межрайонные многопрофильные больницы) и 3 уровня (специализированные учреждения), разработкой маршрутизации больных по профилям. Преимущественно учреждения 3 и 2 уровня в ходе программы модернизации здравоохранения Костромской области в 2011-2012 году были оснащены современным дорогостоящим оборудованием.

12. Одной из основных проблем в Костромской области является высокая, по сравнению с другими регионами и Российской Федерацией в целом, смертность населения по основным причинам: болезням системы кровообращения, злокачественным новообразованиям, внешним причинам.

13. По итогам 2013 года смертность населения от болезней системы кровообращения составила 928,6 на 100 000 населения, что ниже уровня 2012 года на 5,2% (980,0 на 100 000 населения), но превышает средний показатель по Российской Федерации (в 2013 году - 696,5 на 100 000 населения) и по Центральному федеральному округу (в 2013 году - 765,9 на 100 000 населения).

В январе 2014 года на базе ОГБУЗ "Костромская областная клиническая больница" открыт региональный сосудистый центр.

В рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года" в 2014 году запланировано открытие трех первичных сосудистых центров, продолжение внедрения тромболизисной терапии на догоспитальном этапе в окружных больницах.

14. Коэффициент смертности населения от новообразований в 2013 году составил 238,4 на 100 000 населения, что выше уровня 2012 года на 0,9% (236,3 на 100 000 населения) и превышает средний показатель по Российской Федерации (в 2013 году - 201,5 на 100 000 населения) и по Центральному федеральному округу (в 2013 году - 222,5 на 100 000 населения). Одной из проблем организации онкологической службы региона является недостаточное укомплектование врачами-онкологами первичного звена. Укомплектованы врачами-онкологами 9 первичных онкологических кабинетов при потребности в укомплектации 12 кабинетов.

В 2014 году в ОГБУЗ "Костромской онкологический диспансер" открыто отделение лучевой терапии, оснащенное современным оборудованием.

15. Среди внешних причин смертности, значительно влияющих на демографическую ситуацию в Костромской области, необходимо выделить показатель смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, который по итогам 2013 года составил 13,2 случая на 100 000 населения, что ниже уровня 2012 года на 18% (16,1 случая на 100 000 населения), а также ниже среднего показателя по Российской Федерации (14,0 случая на 100 000 населения), но выше среднего показателя по Центральному федеральному округу (12,0 случая на 100 тыс. населения).

16. Костромская область в 2013 году была включена в реализацию мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автомобильных дорогах, проходящих по территории Костромской области, что позволит повысить качество медицинской помощи пострадавшим от дорожно-транспортных происшествий. В рамках данного мероприятия планируется в 2014 году завершить оснащение травматологических центров.

17. С целью реализации "Дорожной карты" планируется провести мероприятия по следующим направлениям:

1) привлечение в отрасль здравоохранения Костромской области врачебных кадров;

2) совершенствование материальной базы медицинских учреждений: проведение ремонтных работ, приобретение современного оборудования в соответствии с табелями оснащения, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, за счет всех источников финансирования;

3) совершенствование трехуровневой системы организации медицинской помощи с конкретизацией маршрутов направления больных по различным профилям;

4) совершенствование медицинской помощи больным, страдающим заболеваниями, являющимися основными причинами смертности населения: открытие первичных сосудистых центров, оснащение травмоцентров, получение лицензии на высокотехнологичные виды помощи, совершенствование системы выявления онкологических заболеваний на ранних этапах;

5) развитие системы первичной медико-санитарной помощи, включающей строительство и ремонт фельдшерско-акушерских пунктов, совершенствование выездных форм работы, в первую очередь в сельскую местность, единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи, системы диспансеризации населения и развитие патронажной службы, укрепление взаимодействия со стационарами, скорой медицинской помощью;

6) повышение доступности специализированной медицинской помощи на межмуниципальном и региональном уровнях путем внедрения новых технологий и четкой маршрутизации потоков больных;

7) развитие профилактического направления в отрасли, включающего реализацию программы профилактики, проведение диспансеризации населения;

8) развитие реабилитации, санаторно-курортного лечения, в том числе в рамках действующих целевых программ.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ, РОЖЕНИЦАМ, РОДИЛЬНИЦАМ И НОВОРОЖДЕННЫМ ДЕТЯМ

18. С 2009 года в Костромской области создана многоуровневая система оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и родильницам.

19. Работа службы родовспоможения Костромской области организована в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 октября 2012 года N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", приказами департамента здравоохранения Костромской области от 29 июня 2010 года N 280 "О порядке оказания акушерско-гинекологической помощи в учреждениях здравоохранения Костромской области", от 22 декабря 2011 года N 664 "О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения Костромской области от 29 июня 2010 года N 280".

20. С целью обеспечения квалифицированной акушерской и неонатологической помощью беременных женщин, рожениц, родильниц и новорожденных детей в соответствии со степенью риска материнской и перинатальной смертности в акушерском стационаре низкой, средней или высокой степени риска разработаны листы маршрутизации женщин в случае возникновения осложнений в период беременности, а также показания для госпитализации в родовспомогательное учреждение соответствующей группы.

21. Служба родовспоможения в Костромской области представлена 11 медицинскими учреждениями: 1 акушерским стационаром в составе ОГБУЗ "Костромская областная клиническая больница", 1 самостоятельным родильным домом в г. Костроме и 9 акушерскими отделениями в составе многопрофильных медицинских учреждений области общей мощностью на 345 коек. Число коек патологии беременности составляет 173 (48,3%) от общего числа коек акушерского профиля. Обеспеченность койками для беременных, рожениц на 10 000 населения - 2,8, патологии беременности - 2,6.

22. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 октября 2012 года N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" все акушерские стационары области разделены на 3 группы в зависимости от степени риска материнской и перинатальной смертности у каждой конкретной женщины.

23. К учреждениям первой группы относятся 9 акушерских отделений, входящих в состав:

1) окружных больниц: Галичской, Мантуровской, Шарьинской им. Каверина В.Ф.;

2) городских больниц: Волгореченской, Буйской;

3) центральных районных больниц: Нерехтской;

4) районных больниц: Вохомской, Нейской, Островской.

24. К учреждениям второй группы относятся 2 родовспомогательных учреждения:

1) ОГБУЗ "Родильный дом г. Костромы";

2) акушерский стационар ОГБУЗ "Костромская областная клиническая больница".

25. Оптимизация коечного фонда учреждений родовспоможения первой группы в 2010-2011 годах осуществлялась за счет закрытия маломощных родильных отделений, не отвечающих требованиям СанПиНа, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 октября 2012 года N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", стандарта оснащения родильных отделений (Павинская районная больница, Кологривская районная больница, Макарьевская районная больница, Чухломская районная больница).

В 11 районах Костромской области (Костромском, Красносельском, Сусанинском, Солигаличском, Антроповском, Парфеньевском, Судиславском, Кадыйском, Межевском, Пыщугском, Октябрьском) акушерских отделений нет.

26. Акушерские стационары третьей группы (высокой степени риска) в регионе отсутствуют.

Госпитализация беременных высокого риска материнской и перинатальной смертности на лечение и родоразрешение проводится в ФГБУ "Центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И.Кулакова" Минздравсоцразвития России, ФГБУ "Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н.Городкова" Минздравсоцразвития России, ФГБУ "Центр крови, сердца и эндокринологии им В.А.Алмазова" Минздравсоцразвития России, ОГБУ Ярославской области "Областной перинатальный центр" и осуществляется за счет средств федерального бюджета и на бюджетной основе по направлению департамента здравоохранения Костромской области.

27. Костромская область - один из немногих регионов России, где до настоящего времени отсутствует перинатальный центр. Акушерский стационар ОГБУЗ "Костромская областная клиническая больница" частично выполняет функцию перинатального центра, а ОГБУЗ "Родильный дом г. Костромы" на сегодняшний день по своим техническим характеристикам не соответствует требованиям СанПиНа 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность":

1) отсутствуют площади для развертывания отделений выхаживания недоношенных детей и патологии новорожденных, реанимации и интенсивной терапии для выхаживания новорожденных с тяжелой патологией, низкой и экстремально низкой массой тела, отделения катамнестического наблюдения и восстановительного лечения детей раннего возраста;

2) отсутствует региональный консультативный акушерский центр, что также не позволяет снизить уровень перинатальной и материнской смерти.

28. Таким образом, необходимыми мероприятиями являются строительство нового современного родильного дома в г. Костроме и пристройки к акушерскому стационару ОГБУЗ "Костромская областная клиническая больница", что позволит обеспечить оказание специализированной медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам и новорожденным детям в соответствии с Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N 921н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "неонатология", от 12 октября 2012 года N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" и частичное выполнение требований, которые предъявляются к учреждениям третьей группы:

1) наличие условий для оказания медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни матери и ребенка;

2) в случае рождения маложизнеспособного ребенка возможность оказания экстренной помощи без промедления на месте;

3) наличие выездной анестезиолого-реанимационной акушерской бригады и консультативно-реанимационного неонатального центра для оказания неотложной помощи женщинам и новорожденным на всей территории Костромской области;

4) дальнейшее выхаживание новорожденных, родившихся недоношенными или с тяжелой патологией, при участии матери и не требующее транспортировки в другое медицинское учреждение.

Вышеперечисленные мероприятия позволят иметь на территории Костромской области трехуровневую систему оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным детям, что, в свою очередь, позволит снизить уровень материнской и младенческой смертности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»