Анализ деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений показал, что в системе выявления заболеваний населения региона имеются недоработки - в регионе на фоне низкой общей заболеваемости населения в ходе дополнительной диспансеризации выявляемость была ниже, чем по России в целом. Это свидетельствует о недостаточном качестве работы первичного звена здравоохранения, необходимости развития профилактического направления в области и своевременного выявления факторов риска развития заболеваний.
За последние 5 лет в Костромской области в рамках действующих долгосрочных целевых программ и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения первичная медико-санитарная помощь получила планомерное и эффективное развитие.
За 2006-2010 годы в Костромскую область из федерального бюджета в рамках проекта поступило - 1528930 тыс. рублей, в том числе на:
(в ред. постановления администрации Костромской области от 29.12.2011 N 556-а)
- укрепление диагностической службы учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь поставлено - 328 единиц диагностического оборудования на сумму - 220 030 тыс. рублей;
- укрепление материально-технической базы учреждений скорой медицинской помощи и отделений скорой медицинской помощи учреждений здравоохранения поставлено - 96 автомобилей скорой медицинской помощи на сумму - 54 820 тыс. рублей;
- осуществление денежных выплат медицинскому персоналу первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов, скорой медицинской помощи - 530 900 тыс. рублей;
- усиление профилактической направленности здравоохранения - 171 900 тыс. рублей (проведение диспансеризации);
- проведение профилактических мероприятий ВИЧ-инфицированных, больных туберкулезом, проведения вакцинации в область поставлено медикаментов, антиретровирусных препаратов, тест-систем, вакцины на сумму - 197 100 тыс. рублей;
- реализацию программы "Родовый сертификат" - 339 100 тыс. рублей;
- проведение аудиологического и неонатального скрининга новорожденных и детей первого года жизни поступило расходных материалов и оборудования на сумму - 12 100 тыс. рублей;
- оснащение центров здоровья медицинским оборудованием - 2 980 тыс. рублей.
В результате реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения:
1) заболеваемость острым вирусным гепатитом В снизилась с 5,1 на 100 тыс. населения в 2006 году до 1,9 на 100 тыс. населения в 2010 году;
2) заболеваемость краснухой снизилась с 65,4 на 100 тыс. населения в 2006 году до 0,4 на 100 тыс. населения в 2010 году;
3) в результате проведения иммунизации населения не регистрируется заболеваемость корью и полиомиелитом;
4) увеличился охват профилактическими прививками и достиг рекомендуемых критериев 95-98%;
5) за период с 2006 по 2010 год на 8,4% увеличился охват населения флюорографическими обследованиями на туберкулез;
6) за период с 2006 по 2010 год в 1,9 раза увеличилось количество больных, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь в федеральных клиниках;
7) отмечается рост рождаемости с 7 071 человека в 2005 году до 8 055 человек в 2010 году;
8) проведение неонатального и аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни позволило на ранних стадиях выявлять заболевания и своевременно начинать лечение;
9) снизилась доля курящих среди населения на 1%;
10) с открытием центров здоровья увеличилась информированность населения по вопросам охраны, укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
11) в результате проведения дополнительной диспансеризации улучшилась выявляемость заболеваний на ранних стадиях.
Для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи на территории области сформирована трехуровневая система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи.
Третий уровень представлен городскими поликлиниками, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, включая: участковую терапевтическую службу, врачей специалистов, кабинет неотложной помощи, кабинет онколога, первичный кабинет нарколога, кабинет (отделение) профилактики, имеющим в составе смотровой кабинет, флюорографию, рентгенографию, электрографию, школы здоровья, дневные стационары, лабораторную диагностику и Центры здоровья. Перечень специалистов будет определяться по необходимости в соответствии со структурой и уровнем заболеваемости.
Второй уровень представлен поликлиниками межрайонных центров, оказывающими квалифицированную специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи.
Первый уровень консультативно-диагностическая специализированная помощь, которая организована в областных консультативно-диагностических центрах. В центрах проводятся консультации и диагностические исследования по направлению из амбулаторно-поликлинических учреждений. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные учреждения несут организационно-методическую функцию.
Реализация данной модели амбулаторной службы позволяет осуществлять этапность оказания помощи, соблюдать принципы территориальности и профилактической направленности, а также позволяет компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи.