РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 декабря 2013 года N 273-ра
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
В целях улучшения инвестиционного климата Костромской области, достижения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения:
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Костромской области на период до 2025 года (далее - Стратегия).
2. Управлению инвестиционной и промышленной политики администрации Костромской области совместно с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Костромской области в трехмесячный срок разработать план действий (дорожную карту) по реализации положений Стратегии.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Костромской области разработать планы развития муниципальных образований с учетом положений Стратегии.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной инвестиционной и промышленной политики.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Инвестиционная стратегия Костромской области на период до 2025 года
1. Инвестиционная Стратегия Костромской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) представляет собой документ, определяющий долгосрочные задачи и ожидаемые результаты деятельности органов государственной власти Костромской области совместно с бизнес-сообществом по созданию благоприятного инвестиционного климата в Костромской области.
2. Стратегия разработана в соответствии с требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением Наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 года, и основывается на положениях следующих ключевых стратегических документов Российской Федерации и Костромской области:
3) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
3. Стратегия подготовлена с учетом поставленных Президентом Российской Федерации приоритетов социально-экономического и инвестиционного развития Российской Федерации.
4. Инвестиционная стратегия Костромской области реализуется во взаимосвязи с программами долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
5. Основными тенденциями развития экономики Российской Федерации до 2030 года определены:
1) адаптация к изменению динамики мировой экономики и спроса на углеводороды;
2) зависимость платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;
3) исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики;
4) необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);
5) сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
6) усиление конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках, при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля.
6. Ключевыми факторами, влияющими на сценарии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, являются:
1) степень развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в науке, образовании, высоких технологиях и других сферах;
2) интенсивность инновационного обновления обрабатывающих производств и повышение производительности труда;
3) модернизация транспортной и энергетической инфраструктур;
4) развитие институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективность государственных институтов;
5) доверие в обществе и социальная справедливость, включая вопросы легитимности собственности;
6) интенсивность повышения качества человеческого капитала и формирование среднего класса;
7) интеграция евразийского экономического пространства.
7. С учетом тенденций развития экономики Российской Федерации до 2030 года, факторов, влияющих на социально-экономическое развитие Российской Федерации, прогнозируется достижение следующих значений отдельных показателей:
доля инновационного сектора в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП) - 20,1%;
государственные капитальные вложения (по бюджетной системе) к ВВП - 3,9%;
доля России в мировом ВВП - 3,7%.
8. Основной целью Стратегии является определение направлений инвестиционной политики Костромской области на период до 2025 года для обеспечения динамичного развития экономики на долгосрочную перспективу и повышения благосостояния жителей Костромской области.
9. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) обеспечение инвесторов доступной инфраструктурой для размещения производственных и иных объектов;
2) упрощение прохождения согласительных и разрешительных процедур при реализации инвестиционных проектов;
3) создание эффективных механизмов профессиональной подготовки и переподготовки кадров по специальностям, соответствующим потребностям инвесторов;
4) организация эффективной системы государственной поддержки инвестиционных проектов;
5) выравнивание инвестиционной привлекательности муниципальных образований Костромской области;
6) формирование и продвижение имиджа (бренда) Костромской области как открытого региона, благоприятного для осуществления инвестиционной деятельности;
7) повышение конкурентоспособности действующих предприятий;
8) увеличение доли инновационной продукции в валовом региональном продукте, развитие высокотехнологичных отраслей экономики;
9) обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, рационального природопользования и равного доступа к природным ресурсам;
10) создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения Костромской области на потребительские товары, услуги общественного питания и бытовые услуги по доступным ценам при обеспечении качества и безопасности их приобретения и потребления.
10. Стратегическими ориентирами инвестиционного развития Костромской области в целом являются:
1) развитие инвестиционной инфраструктуры;
2) развитие государственного участия в реализации крупных инвестиционных проектов;
3) развитие производственной инфраструктуры;
4) совершенствование региональной инвестиционной политики, направленной на привлечение и сохранение инвестиций;
5) устранение институциональных барьеров для размещения инвестиций в отраслях и сферах регионального хозяйства Костромской области.
11. Успешная реализация цели и задач Стратегии тесно связана с развитием инвестиционной деятельности предприятий всех видов экономической деятельности.
Учитывая отраслевую специализацию Костромской области и имеющийся ресурсный потенциал, приоритетами инвестиционного развития региона в разрезе видов деятельности являются направления, приведенные в таблице 1.
Приоритеты инвестиционного развития Костромской области
Сфера развития | Направления развития |
Обрабатывающие производства | технологическое обновление производственных мощностей на основе внедрения передовых зарубежных и российских технологий; развитие промышленных округов; создание условий для системного перехода промышленности в режим инновационного развития, диверсификация промышленного комплекса; развитие коммерциализации на производстве и внедрение результатов научно-технических разработок; внедрение энергосберегающих и малоотходных ресурсосберегающих технологий; внедрение технологий, снижающих влияние промышленных предприятий на загрязнение атмосферы, подземных и поверхностных вод, почв, недр, озонового слоя. |
Лесопромышленный комплекс | организация новых производств, нацеленных на комплексную, безотходную переработку лесосырья, в первую очередь низкосортной древесины, и выпуск готовой продукции высокого технологического передела; содействие техническому перевооружению предприятий ЛПК, в том числе посредством расширения доступности лизинговых операций и кредитных ресурсов, стимулирования развития деревообрабатывающих и бумажных производств; разработка комплекса мер по стимулированию ресурсо- и энергосбережения в деревообрабатывающих производствах; оптимизация контрольных процедур со стороны власти по пресечению нелегального оборота древесины и незаконных производств. |
Агропромышленный комплекс | укрепление племенной базы животноводства; увеличение производства продукции животноводства в условиях постепенного импортозамещения с учетом использования зарубежного опыта; замещение импорта овощной продукции за счет развития и строительства тепличных хозяйств; расширение применения высокоинтенсивных ресурсосберегающих технологий в растениеводстве, повышение почвенного плодородия за счет внедрения передовых зарубежных и отечественных технологий; стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развитие кредитной кооперации, а также производств по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянско-фермерскими и личными подсобными хозяйствами. |
Строительный комплекс | формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией; обеспечение земельных участков сетями инженерной и транспортной инфраструктуры в целях дальнейшего развития как комплексной жилой застройки, так и индивидуального малоэтажного строительства; развитие индивидуального жилищного строительства и комплексной жилищной застройки; разработка новых и совершенствование действующих институтов жилищного рынка, обеспечивающих повышение доступности жилья: жилищной ипотеки, земельной ипотеки, развитие рынка ипотечных ценных бумаг; развитие промышленной базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов с применением новых технологий. |
Освоение природно-ресурсного потенциала | интеграция товаропроизводителей местной строительной продукции в крупнейший рынок Центрального федерального округа и прилегающих округов с использованием транспортной инфраструктуры, особенно внутренних водных путей; технологическое перевооружение перерабатывающих производств с целью замещения ввозимых на территорию области строительных материалов за счет использования местных общераспространенных строительных материалов; организация и проведение геолого-разведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы области по участкам, приближенным к перспективным инвестиционным площадкам Костромской области на принципах последующей компенсации бюджетных затрат через открытые аукционы на право пользования недрами при осуществлении добычи ископаемых; создание крупных современных производств, специализирующихся на добыче и переработке общераспространенных полезных ископаемых, для удовлетворения общих строительных потребностей региона, снижения себестоимости готовой продукции и расширения ее ассортимента; освоение запасов нетрадиционных для Костромской области полезных ископаемых (горючие сланцы, фосфориты, карбонатные породы для цементного производства, минеральные пигменты и др.), организация производств для их переработки. |
Жилищно-коммунальное хозяйство | модернизация жилищно-коммунальной сферы и обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения; создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию аварийного и ветхого жилья; привлечение субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства; содействие самоорганизации населения в сфере жилищных отношений, в том числе в организации товариществ собственников жилья; внедрение ресурсосберегающих технологий; повышение уровня благоустройства городских и сельских поселений. |
Транспортный комплекс | создание условий для повышения экологичности и качества транспортных услуг, снижения доли подвижного состава общественного транспорта со сверхнормативными сроками эксплуатации; развитие системы персонифицированного учета поездок льготных пассажиров; использование инновационных технологий строительства и содержания транспортной инфраструктуры; применение навигационного обеспечения на рынке транспортных услуг (автомобильный и городской электрический транспорт общего пользования); развитие логистической инфраструктуры речной транспортной системы. |
Образование | расширение использования современных зарубежных и российских образовательных технологий; развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров для всех уровней системы образования, включая стимулирование притока в сферу образования молодых кадров, в т.ч. в виде организации обучения за рубежом; существенное увеличение объема и качества исследований и разработок в системе образования с привлечением зарубежных специалистов; создание взаимосвязанной инвестиционно-инновационной сети кластерных структур на территории области с позиционированием конкретной роли вузовской науки в каждом кластере; формирование образовательных программ учебных заведений Костромской области высшего и среднего звена под конкретный инвестиционный проект с учетом перспективной потребности в кадрах. |
Сфера инновационных разработок - внедрения технологий | создание экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания; создание энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии; производство наноматериалов, композитных материалов и изделий из них, топлива и энергии из органического сырья; переработка и утилизация техногенных образований и отходов; создание и обработка полимеров и эластомеров. |
12. В равной степени значимым для каждого из вышеуказанных отраслевых приоритетов инвестиционного развития Костромской области является кадровое обеспечение, соответствующее потребностям инвестора.
13. Развитие экономики региона оценивается с помощью различных показателей. Наиболее важным из них является объем валового регионального продукта (ВРП), характеризующий достигнутый уровень производства товаров и услуг по основным отраслям экономики.
14. По объему ВРП Костромская область начиная с 2006 года занимает последнее место среди регионов ЦФО (в 2000 году - 13 место). Незначителен вклад Костромской области в объем ВРП по ЦФО (0,7%) и Российской Федерации в целом (0,25%).
15. За период 2000-2012 годов ВРП Костромской области вырос в сопоставимых ценах на 17,3% и составил в 2012 году 124 млрд. рублей (или 102,5% в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года).
16. С 2000 года темпы экономического развития области стали отставать от многих субъектов Центрального федерального округа и Российской Федерации.
17. В 2011 году показатель ВРП на душу населения составил 168 тыс. рублей, что в 2,5 раза ниже среднего показателя в разрезе регионов Центрального федерального округа и в 1,9 раза ниже, чем в среднем по стране. По этому показателю регион занимает 15 место в ЦФО и 57 место в Российской Федерации.
18. Основной отраслью экономики Костромской области является промышленность, которая в 2012 году сформировала свыше 33% ВРП, что соразмерно значениям аналогичных показателей в Ивановской (31,3%), Ярославской (32,5%), Рязанской (35,7%) и Владимирской (36,5%) областях.