Показатели состояния молочного скотоводства в крае
┌═══┬════════════════════┬═════════┬════════┬════════┬════════┬═══════════‰
│ N │ Наименование │ Единица │2008 год│2009 год│2010 год│ 2010 год │
│п/п│ показателя │измерения│ │ │ │к 2008 году│
│ │ │ │ │ │ │(процентов)│
├═══┼════════════════════┼═════════┼════════┼════════┼════════┼═══════════┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │
└═══┴════════════════════┴═════════┴════════┴════════┴════════┴═══════════…
1. Поголовье молочных голова 164349 155710 154416 94,0
коров в хозяйствах
всех категорий края
2. Удой молока на кг 4377 4888 5076 115,2
корову в год в
сельскохозяйственных
организациях края
3. Валовое производство тыс. тонн 611,1 624,0 632,9 103,5
молока в хозяйствах
всех категорий края
4. Производство молока кг 244 249 253 102,2
на душу населения
5. Покупка племенного голова 724 2614 1871 258,4
молодняка крупного
рогатого скота
молочных пород
6. Выход телят на 100 голова 78 79 80 102
коров
7. Удельный вес процент 2,3 3,5 4,1 -
племенных коров в
общей численности
коров молочных пород
в хозяйствах всех
категорий края
8. Рентабельность процент 0,3 7,6 14 -
производства молока
при государственной
поддержки
9. Рентабельность процент -0,9 -3,0 5,7 -
производства молока
без учета
государственной
поддержки
Таким образом, до полного обеспечения населения края молоком и молочными продуктами за счет собственного производства необходимо ежегодно производить дополнительно на каждого жителя 107 кг молока.
Основными причинами медленного развития молочного скотоводства в крае являются:
низкие темпы структурно-технологической модернизации в молочном скотоводстве и обновления основных производственных фондов;
низкий уровень производства высококачественных кормов по причине высокого износа кормозаготовительной техники;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей края к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
низкий уровень селекционно-племенной работы в крае;
низкий уровень воспроизводства стада крупного рогатого скота в крае;
низкая обеспеченность в финансовых и инвестиционных ресурсах сельскохозяйственных товаропроизводителей края;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Анализ состояния молочного скотоводства в крае показывает, что строительство, реконструкция и модернизация современных молочных комплексов (ферм) с комплектованием их высокопродуктивным поголовьем коров несут в себе затраты, которые не под силу большинству сельскохозяйственных товаропроизводителей края. Данные мероприятия могут осуществлять только крупные холдинговые и инвестиционные компании, которые в основном и реализуют инвестиционные проекты по строительству, реконструкции, модернизации молочных комплексов (ферм) на территории Российской Федерации и которых в крае недостаточно для решения задач ускоренного развития молочного скотоводства.
Строительство, реконструкция и модернизация молочных комплексов (ферм) остаются недоступными для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей края из-за высокой стоимости строительных работ и невозможности обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам.
В среднем по краю предполагается за период реализации Программы довести удой молока от одной коровы до 5350 кг. Вновь создаваемые молочные комплексы (фермы) должны получать удой от одной коровы не менее 7500 - 8000 кг. Поэтому значительного улучшения потребует генетический потенциал разводимого в крае скота молочных пород.
В реализации мероприятий Программы примут участие сельскохозяйственные товаропроизводители Ставропольского края, занимающиеся производством молока.
(абзац введен приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 26.08.2013 N 387)
Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства в крае на 2011 - 2013 годы могут помешать риски, связанные с климатическими условиями и сложившиеся под воздействием негативных факторов, а также имеющиеся в аграрном секторе социально-экономические проблемы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов настоящей Программы, относятся:
внешние риски, включающие в себя:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет собственных или заемных средств;
неблагоприятную рыночную конъюнктуру с поставками товаров и оказанием услуг для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному увеличению цен на молоко и трудностям с его реализацией;
внутренние риски, включающие в себя:
организационные риски, несвоевременную подготовку кадров в области молочного скотоводства;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита).
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
Реализация мероприятий Программы связана с целями и задачами территориального планирования развития Ставропольского края. Схема территориального планирования Ставропольского края разработана в 2011 году и утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 05 апреля 2011 года N 116-п "Об утверждении схемы территориального планирования Ставропольского края".
(абзац введен приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 26.08.2013 N 387)