ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 мая 2014 года N 96-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

(в редакции Распоряжения Правительства Ивановской области от 25.12.2015 N 304-рп)

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р, в целях принятия мер по повышению эффективности управления государственными финансами Ивановской области:

1. Утвердить Программу повышения эффективности управления государственными финансами Ивановской области на период до 2018 года (прилагается).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности управления муниципальными финансами.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Ивановской области - директора Департамента финансов Ивановской области Яковлеву Л.В.

(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 25.12.2015 N 304-рп)

Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ






Приложение
к распоряжению
Правительства
Ивановской области
от 07.05.2014 N 96-рп

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА  

(в редакции Распоряжения Правительства Ивановской области от 25.12.2015 N 304-рп)

Программа повышения эффективности управления государственными финансами Ивановской области на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах и определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области в указанной сфере.


Общая характеристика сферы реализации Программы повышения эффективности управления государственными финансами Ивановской области, описание основных проблем в указанной сфере

В последние годы финансовая ситуация в бюджетном секторе Ивановской области заметно осложнилась - существенно увеличился государственный долг, ежегодно областной бюджет принимается и исполняется со значительным дефицитом, возросла долговая нагрузка на местные бюджеты.

Переломным моментом, определившим текущие тенденции в сфере государственных и муниципальных финансов Ивановской области, стал мировой финансово-экономический кризис 2008 - 2009 годов. Вследствие распространения кризисных явлений в российской экономике в 2009 году существенно снизились объемы налоговых поступлений в областной бюджет. Наряду с этим в 2009 - 2011 годах реализовывались меры по нивелированию последствий финансового кризиса, требовавшие выделения дополнительных бюджетных ассигнований (в части финансирования дополнительных программ занятости, социальной защиты, сдерживания роста тарифов для населения и т.п.).

Как следствие, дефицит областного бюджета в эти годы был близок к предельным значениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

К 2012 году экономика Ивановской области по большей части восстановилась от последствий кризиса, однако к этому времени уже был накоплен значительный объем государственного долга, заметно возросли расходы на его обслуживание.

В 2012 - 2013 годах возникли новые факторы финансового давления на областной бюджет, ключевым из которых было финансовое обеспечение поэтапного повышения заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Следствием реализации указанных мер стало сохранение дефицита областного бюджета на высоком уровне и дальнейший рост государственного долга Ивановской области.

Выполнение вышеперечисленных указов Президента Российской Федерации потребует еще большего увеличения расходов в ближайшие годы.

В последние 5 лет в Ивановской области были предприняты значительные усилия, направленные на модернизацию государственных и муниципальных финансов. В 2007 - 2010 годах реализовывалась Программа реформирования региональных финансов Ивановской области, в 2011 - 2012 годах - Программа Правительства Ивановской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2012 годы.

Наиболее важными и значимыми результатами реализации перечисленных программных документов стали:

переход к формированию областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (трехлетнему бюджету), который расширил горизонт планирования, повысил гибкость осуществления бюджетных расходов, прогнозирования доходов и способствовал принятию взвешенных финансовых решений на трехлетнюю перспективу;

внедрение в практику составления и исполнения областного бюджета долгосрочных и ведомственных целевых программ, государственных заданий, которые увязали расходы областного бюджета с количественными показателями результатов деятельности, позволили принимать решения о расходах, в том числе исходя из плановых результатов их осуществления. На начало 2013 года в рамках целевых программ формировалось более 60% расходов областного бюджета. С 2014 года перешли к составлению областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области;

составление областного бюджета на основе выделения действующих и принимаемых обязательств, обеспечивающее безусловное исполнение в полном объеме ранее принятых (установленных) обязательств. Внедрен механизм конкурсного распределения принимаемых обязательств, обеспечивающий выделение ресурсов на наиболее актуальные и результативные направления;

повышение объективности межбюджетного регулирования и предсказуемости объемов дотаций для бюджетов муниципальных образований - установлены прозрачные механизмы определения общего объема дотаций для местных бюджетов, их распределения между муниципальными образованиями. Установлены правила, не допускающие снижения объема дотаций для отдельных местных бюджетов. Как следствие, существенно расширились возможности органов местного самоуправления по прогнозированию поступлений и эффективному использованию бюджетных средств;

создание системы мониторинга и оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета;

реструктуризация сектора государственных учреждений - появились "новые" бюджетные и автономные учреждения, имеющие расширенную финансово-хозяйственную самостоятельность, - на начало 2013 года их доля составила 64,5% от общего числа областных государственных учреждений. Деятельность бюджетных и автономных учреждений осуществляется на основе государственных заданий, предъявляющих требования к объему и качеству оказываемых учреждениями услуг, выполняемых работ. С 2011 года объемы финансового обеспечения государственных заданий определяются с применением нормативного финансирования.

Изменения количества областных государственных учреждений Ивановской области за 2011 - 2013 годы характеризуются следующими данными:

На 01.01.2011

На 01.01.2012

На 01.01.2013

На 01.01.2014

Всего учреждений:

253

247

294

289

в том числе:

- казенные

88

88

86

- бюджетные

137

200

197

- автономные

5

8

6

6


В связи с передачей с 01.01.2012 полномочий по оказанию медицинской помощи населению с муниципального уровня на уровень субъекта и передачей на финансирование из областного бюджета учреждений среднего профессионального образования, ранее финансируемых из федерального бюджета, число областных государственных учреждений увеличилось на 55 учреждений. В течение 2012 - 2013 годов активно проводилась работа по оптимизации сети областных государственных учреждений. В результате число областных государственных учреждений в сфере образования сократилось на 7 учреждений, в сфере здравоохранения - на 4 учреждения, в сфере социального обслуживания - на 3 учреждения.

По состоянию на 01.01.2014 в структуре сети областных государственных учреждений Ивановской области преобладающую долю составляют бюджетные учреждения (68,2%). Доля областных государственных автономных учреждений Ивановской области составляет 2,1%, доля областных государственных казенных учреждений Ивановской области - 29,7% от общего количества областных государственных учреждений.

В рамках реализации данного мероприятия подготовлены нормативные правовые акты Ивановской области, определяющие:

порядок установления (корректировки) и применения нормативов затрат на оказание государственных услуг Ивановской области;

порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий главными распорядителями средств областного бюджета, в ведении которых находятся государственные казенные учреждения Ивановской области, и исполнительными органами государственной власти Ивановской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя государственных бюджетных и государственных автономных учреждений Ивановской области;

порядок определения объема и условий предоставления из областного бюджета государственным бюджетным и государственным автономным учреждениям Ивановской области субсидий на иные цели;

порядок осуществления государственным бюджетным (автономным) учреждением Ивановской области полномочий исполнительного органа государственной власти Ивановской области по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления и другие.

В результате проделанной работы начиная с 2012 года осуществлен переход к финансовому обеспечению областных государственных бюджетных и областных государственных автономных учреждений Ивановской области путем предоставления субсидий на оказание государственных услуг Ивановской области исходя из утвержденных нормативов затрат и государственных заданий.

На протяжении последних лет в Ивановской области осуществляется планомерный процесс реформирования государственных финансов в сфере долговой политики:

разработаны и приняты методики:

- определения долговой нагрузки на областной бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию в среднесрочном периоде долговых обязательств,

- определения максимально возможного привлечения долговых обязательств,

- оценки платежеспособности областного бюджета;

проведены работы по оптимизации расходов на обслуживание долговых обязательств;

в 2013 году в рамках реализации ведомственной целевой программы по управлению государственным долгом производилось:

- досрочное погашение долговых обязательств,

- привлечение кредитов на условиях, позволяющих снизить стоимость заемных средств,

- своевременное исполнение обязательств по обслуживанию государственного долга,

- контролирование предельного объема расходов на обслуживание государственного долга.

В результате сложилась экономия средств на обслуживание долговых обязательств в сумме более 135 млн. руб. от первоначально запланированных расходов.

По состоянию на 01.01.2014 объем государственного долга составил 10350,0 млн. руб., что больше на 39% по сравнению с показателем на 01.01.2013.

Ивановская область имеет более жесткие бюджетные ограничения по сравнению с субъектами Российской Федерации, входящими в Центральный федеральный округ, - относительно невысокий уровень собственных доходов консолидированного бюджета Ивановской области приводит к необходимости более эффективного управления доходами областного бюджета. По уровню налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета на душу населения в 2013 году Ивановская область занимала 17 место среди субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа.

В сфере управления доходами областного бюджета достигнуты определенные позитивные изменения:

осуществляется оценка эффективности предоставления налоговых льгот и принимаются меры к сокращению неэффективных налоговых льгот;

установлены условия предоставления налоговых льгот, предусматривающие отсутствие у налогоплательщиков недоимки по налоговым платежам;

осуществляется мониторинг дебиторской задолженности областного бюджета;

осуществляется мониторинг уплаты налогов крупнейшими налогоплательщиками Ивановской области.

В настоящее время сформированы основы современной системы управления государственными финансами на базе информационно-технологической инфраструктуры Департамента финансов Ивановской области, главных распорядителей бюджетных средств и финансовых органов муниципальных образований Ивановской области, обеспечивающей полный охват бюджетных процессов сектора государственного управления (кроме внебюджетных операций и операций государственных внебюджетных фондов).

Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности.

В целях удовлетворения указанных требований, а также повышения качества управления государственными финансами в 2011 - 2013 годах:

выполнены работы по оптимизации, развитию и модернизации информационных систем с целью совершенствования управления бюджетными процессами, расширению информационного взаимодействия между участниками бюджетного процесса, повышению оперативности сбора, обработки, консолидации и анализа информации;

обеспечена интеграция информационных процессов составления, исполнения областного бюджета, бюджетного учета и подготовки финансовой и регламентированной отчетности за счет внедрения новых информационных и коммуникационных технологий, внедрена технология СМАРТ, обеспечивающая удаленную работу пользователей (главных распорядителей областного бюджета) в программных комплексах;

внедрен электронный юридически значимый документооборот с применением электронной подписи в информационных системах по сбору и консолидации бюджетной отчетности, планированию и исполнению областного бюджета, его подсистемах составления и ведения сводной бюджетной росписи, кассового плана, реестра расходных обязательств, плана доходов (временные циклы работы с финансовыми документами (ввод, согласование и утверждение) сократились на 20%, программные комплексы позволяют осуществлять полный контроль за движением документов и исполнительской дисциплиной);

проведена регистрация и успешно проводится работа в единой информационной аналитической системе сбора и свода отчетности (ЕИАС), являющейся подсистемой "Электронного бюджета", одной из первых введенной в эксплуатацию Министерством финансов Российской Федерации;

регулярно в сети Интернет размещается информация об основных аспектах общественных финансов - планировании и исполнении бюджета, кредиторской задолженности и государственном долге, бюджетных инвестициях и т.д. В 2013 году на официальном сайте Департамента финансов Ивановской области в доступной для граждан форме был размещен аналитический материал по проекту бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов ("Бюджет для граждан").

В 2008 - 2012 годах была осуществлена модернизация методов планирования бюджетных ассигнований, внедрен электронный документооборот между финансовым органом и главными распорядителями бюджетных средств, органами местного самоуправления, повысилась нормативная регламентация расходов, возросли качество и эффективность администрирования расходов бюджета.

(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 25.12.2015 N 304-рп)

В целях обеспечения сбалансированности областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ивановской области Правительством Ивановской области в 2014 году утвержден план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Ивановской области на 2014 - 2016 годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»