Недействующий

О Порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Астраханской области (с изменениями на 15 августа 2024 года)



3. Социально-психологические услуги


3.1. Социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений

Описание социальной услуги, в том числе ее объем

Социально-психологическое консультирование представляет собой специально организованное взаимодействие между психологом и получателем социальных услуг, нуждающимся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции.

Социально-психологическое консультирование должно осуществляться на основе полученной от получателя социальных услуг информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем, помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы для решения проблем.

Социально-психологическое консультирование включает в себя:

- выявление значимых для получателя социальных услуг проблем социально-психологического содержания - в области межличностных взаимоотношений, общения, поведения в семье, в группе (учебной, трудовой), в обществе, при разрешении различных конфликтных ситуаций, проблем личностного роста, социализации и других;

- обсуждение с получателем социальных услуг выявленных проблем с целью раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов для их последующего решения;

- оказание первичной психологической помощи в решении выявленных социально-психологических проблем, восстановлении адекватных социальных отношений и формировании позитивной установки на социально-психологическую реабилитацию;

- предварительное определение типа (вида) необходимой в дальнейшем услуги по социально-психологической реабилитации, уточнение ее содержания в каждом конкретном случае. Социально-психологическая диагностика заключается в выявлении психологических особенностей получателя социальных услуг, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, возможности его социальной адаптации с использованием психодиагностических методов и анализе полученных данных в целях социально-психологической реабилитации.

Психологическая диагностика получателя социальных услуг включает в себя оценку:

- состояния высших психических функций и динамики психической деятельности, лежащих в основе формирования социального интеллекта и социально-психологической компетентности получателя социальных услуг;

- состояния эмоционально-волевой сферы (неустойчивость, ригидность, пластичность, возбудимость, уровень тревожности), отражающего субъективную реакцию получателя социальных услуг на воздействия социального окружения в виде описания выявленных нарушений и степени их выраженности;

- особенностей личностных качеств получателя социальных услуг (включая ценностные ориентации, мотивационную сферу, самооценку, уровень притязаний), отражающих совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, и определяющих способ взаимодействия получателя социальных услуг с социумом;

- психологического компонента реабилитационного потенциала, реабилитационных возможностей получателя социальных услуг в области социальной реабилитации;

- социально-психологического аспекта реабилитационного прогноза. Социально-психологическая диагностика включает в себя следующие этапы:

а) анализ документации получателя социальных услуг;

б) конкретизацию целей и задач психодиагностики и планирование ее программы;

в) собеседование;

г) проведение психологической реабилитационно-экспертной диагностики;

д) обработку и анализ психодиагностических данных;

е) подготовку заключения по результатам психодиагностики;

ж) разработку психологической составляющей индивидуальной программы реабилитации получателя социальных услуг с конкретизацией содержания и направленности услуг по социально-психологической реабилитации.

1 услуга в месяц

Сроки предоставления социальной услуги

В период действия заключенного договора о предоставлении социальных услуг

Подушевой норматив финансирования социальной услуги

Рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2014 N 1285, и утверждается министерством

Показатели качества и оценка результатов предоставления социальной услуги

Предоставление социальной услуги в сроки и объеме, установленные договором о предоставлении социальных услуг, отсутствие жалоб получателя социальных услуг

Условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности

Предоставление социальной услуги специалистом, имеющим психологическое образование (психолог, педагог-психолог).

Наличие у специалиста, предоставляющего социальную услугу, библиотечного фонда по проблемам внутрисемейных, детско-родительских, межличностных, супружеских отношений.

Наличие у специалиста, предоставляющего социальную услугу, информационного банка данных о службах, организациях, оказывающих психологическую помощь населению (на бумажных/электронных носителях)


3.2. Оказание психологической помощи и поддержки, проведение психокоррекционной работы

Описание социальной услуги, в том числе ее объем

Психологическая помощь и поддержка представляют собой систему психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности получателя социальных услуг, деформированной болезнью, травмой, и решающих задачи по изменению отношений как к социальному окружению, так и к своей собственной личности. Психологическая помощь и поддержка направлена на формирование у получателя социальных услуг позитивного состояния, поддержание активного образа жизни и может ограничиваться консультативным этапом.

В качестве методов используются беседа, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса и другие методы, способствующие повышению компетентности получателя социальных услуг в формировании гармоничных межличностных отношений, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.

Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении получателя социальных услуг с целью:

- восстановления оптимального функционирования психологических механизмов, обеспечивающих полноценное включение получателя социальных услуг в разнообразные сферы социальных отношений и жизнедеятельности, формирование социально-психологической компетентности в соответствии с возрастной нормой и требованиями социальной среды;

- профилактики нежелательных негативных тенденций в личностном развитии получателя социальных услуг, социализации на всех уровнях социума.

Психологическая коррекция преимущественно ориентирована на сохраненные, но недостаточные для успешной социальной жизнедеятельности психические функции.

Психологическая коррекция реализуется в виде занятий, обеспечивающих создание необходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, связанных с социальной адаптацией получателя социальных услуг. Форма проведения - различные по тематике и сложности сюжета ролевые игры, выполнение тестовых заданий с обратной связью и другие.

1 услуга в неделю

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 16.08.2016 N 289-П)

Сроки предоставления социальной услуги

В период действия заключенного договора о предоставлении социальных услуг

Подушевой норматив финансирования социальной услуги

Рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2014 N 1285, и утверждается министерством

Показатели качества и оценка результатов предоставления социальной услуги

Предоставление социальной услуги в сроки и объеме, установленные договором о предоставлении социальных услуг, отсутствие жалоб получателя социальных услуг

Условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности

Предоставление социальной услуги при психокоррекционной работе осуществляется специалистом, имеющим психологическое образование (психолог, педагог-психолог).

Наличие у специалиста, предоставляющего социальную услугу, библиотечного фонда по решению психологических проблем.

Наличие у специалиста, предоставляющего социальную услугу, информационного банка данных о службах, учреждениях, оказывающих психологическую помощь населению (на бумажных/электронных носителях).

Наличие у специалиста, предоставляющего социальную услугу, соответствующего инструментария и владение им для предоставления социальной услуги

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 16.08.2016 N 289-П)


3.3. Социально-психологический патронаж

Описание социальной услуги, в том числе ее объем

Социально-психологический патронаж заключается в систематическом наблюдении за получателем социальных услуг для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловленных проблемами адаптации получателя социальных услуг в семье, на производстве, в социуме в целом, и оказания при необходимости психологической помощи:

- по коррекции и стабилизации внутрисемейных отношений (психологического климата в семье);

- по коррекции межличностных отношений в рабочей группе, трудовом коллективе, коррекции отношений субординации;

- по организации обучения членов семьи методам психологического взаимодействия с получателем социальных услуг;

- семье в целом как ближайшему социальному окружению получателя социальных услуг.

Социально-психологический патронаж направлен прежде всего на формирование у получателя социальных услуг адекватных моделей социального поведения.

1 услуга в месяц

Сроки предоставления социальной услуги

В период действия заключенного договора о предоставлении социальных услуг

Подушевой норматив финансирования социальной услуги

Рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2014 N 1285, и утверждается министерством

Показатели качества и оценка результатов предоставления социальной услуги

Предоставление социальной услуги в сроки и объеме, установленные договором о предоставлении социальных услуг, отсутствие жалоб получателя социальных услуг

Условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности

Предоставление социальной услуги специалистом, имеющим психологическое образование (психолог, педагог-психолог).

Наличие у специалиста, предоставляющего социальную услугу, соответствующего инструментария и владение им для предоставления социальной услуги.

Владение специалистом, предоставляющим социальную услугу, технологиями проведения социально-психологического патронажа получателя социальных услуг, своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, внутриличностного или межличностного конфликта и других ситуаций, способствующих усугублению трудной жизненной ситуации получателя социальных услуг; технологиями снятия социально-психологического напряжения


3.4. Оказание консультационной психологической помощи анонимно, в том числе с использованием телефона доверия

Описание социальной услуги, в том числе ее объем

Безотлагательная (экстренная) психологическая помощь в кризисной ситуации, в том числе по телефону:

- оценка психического и физического состояния получателя социальных услуг в кризисной ситуации;

- восстановление психического равновесия;

- психологическая помощь в мобилизации физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния;

- расширение диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления трудностей.

По мере обращения

Сроки предоставления социальной услуги

В период действия заключенного договора о предоставлении социальных услуг

Подушевой норматив финансирования социальной услуги

Рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2014 N 1285, и утверждается министерством

Показатели качества и оценка результатов предоставления социальной услуги

Предоставление социальной услуги в сроки и объеме, установленные договором о предоставлении социальных услуг, отсутствие жалоб получателя социальных услуг

Условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности

Предоставление социальной услуги в помещении, оснащенном современными техническими средствами и оборудованием, располагающем многоканальной телефонной связью, обладающем повышенной защищенностью от посторонних источников шума, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям и требованиям охраны труда.

Организация работы телефона доверия в рабочее время.

Соблюдение принципа анонимности и конфиденциальности обращений, прав получателя социальных услуг при условии отсутствия угрозы жизни и здоровья.

Предоставление социальной услуги специалистом, имеющим психологическое образование (психолог, педагог-психолог).

Владение специалистом, предоставляющим социальную услугу, технологиями заочного общения с получателем социальных услуг, первичного снятия остроты влияния психотравмирующей ситуации, снижения психологического дискомфорта и уровня агрессии получателя социальных услуг, поддержания и укрепления психического здоровья, уверенности в собственных силах для преодоления трудной жизненной ситуации в соответствии с возрастными особенностями и проблемами получателей социальных услуг