В условиях перехода к "программному" бюджету происходит изменение функций и задач органов государственного финансового контроля Ростовской области. При организации их деятельности акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками на контроль за результатами, которые приносит их использование.
Бюджетным кодексом Российской Федерации с 4 августа 2013 г. определена сфера государственного (муниципального) финансового контроля, введены понятия "внешнего" и "внутреннего" государственного (муниципального) финансового контроля. К полномочиям органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля отнесена экспертиза государственных (муниципальных) программ, органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля - контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ.
В Ростовской области приняты необходимые нормативные правовые акты по вопросам осуществления государственного финансового контроля. Внешний государственный финансовый контроль в части экспертизы государственных программ Ростовской области осуществляет Контрольно-счетная палата Ростовской области. Внутренний государственный финансовый контроль в части контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Ростовской области, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий, осуществляет министерство финансов Ростовской области.
(в ред. постановления Правительства Ростовской области от 20.07.2016 N 520)
Переход к "программному" бюджету требует усиления контроля за разработкой и выполнением государственных программ Ростовской области, поскольку такой контроль должен происходить не только на стадии обсуждения проекта областного закона об областном бюджете, но и на всем "жизненном цикле" государственных программ Ростовской области - при их разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке эффективности.
В процессе реализации государственных программ Ростовской области Контрольно-счетная палата Ростовской области обладает широкими полномочиями по анализу формирования и выполнения государственных программ Ростовской области на всем их "жизненном цикле". При их формировании Контрольно-счетная палата Ростовской области проводит экспертизу проектов государственных программ Ростовской области, а в ходе их реализации осуществляет аудит эффективности, в том числе направленный на определение результативности государственных программ Ростовской области и обоснованности объемов бюджетных средств, использованных на выполнение программных мероприятий.
Аудит эффективности предполагает анализ достижения запланированных результатов и разработку рекомендаций по устранению системных причин, которые препятствуют их достижению. Аудит эффективности призван дать оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти Ростовской области и органов местного самоуправления с точки зрения результативности выполнения мероприятий государственных программ Ростовской области, а также достижения конечных целей и задач государственных программ Ростовской области в социальной, экономической или иных сферах деятельности общества.
министерство финансов Ростовской области в рамках закрепленных полномочий осуществляет применение мер ответственности в случаях представления заведомо неполной или недостоверной отчетности.
(в ред. постановления Правительства Ростовской области от 20.07.2016 N 520)
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Контрольно-счетная палата Ростовской области осуществляет аудит в сфере закупок, министерство финансов Ростовской области осуществляет контроль в сфере закупок для государственных нужд.
(в ред. постановления Правительства Ростовской области от 20.07.2016 N 520)
В целом данные меры должны способствовать созданию полноценной работоспособной системы мониторинга государственных программ Ростовской области.
Такая организация контроля за реализацией государственных программ Ростовской области позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке государственных программ Ростовской области, оперативном принятии иных управленческих решений, а также получить объективную оценку результатов реализации и эффективности государственных программ Ростовской области.
Для реализации новых подходов в целом к деятельности органов, осуществляющих внутренний государственный финансовый контроль, основанных на принципах сбалансированности контрольной деятельности, в условиях расширения функционала данных органов необходимо:
руководствоваться единой федеральной методикой осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
внедрить риск-ориентированное планирование контрольной деятельности с определением приоритетности предметов и объектов контроля, направлений использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений, осуществлением взаимоувязки планов контрольной деятельности органов государственного финансового контроля;
провести анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и подготовить предложения по совершенствованию осуществления ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.