Требуемые земельные ресурсы для обеспечения Стратегии - 2025 (тыс. га)
N п/п | Категории землепользователей | Общая площадь 2007 | % | Общая площадь расчетная 2025 | Требуемая доп. площадь 2025 | В т.ч. за счет земель запаса | В т.ч. до 2012 |
1. | Земли с/х назначения, в т.ч.: | 2077,5 | 12,6 | 2900 | +822,5 | ||
1.1. | сельскохозяйственные угодья в целом по краю | 1651,1 | 10,0 | 2800.0 | 1149 | 435 | 108 |
2. | Земли поселений, в т.ч.: | 243,1 | 1,5 | 303,75 | +60,6 | 30 | 7,5 |
2.1. | городских поселений | 151 | |||||
2.2. | сельских поселений | 92,1 | |||||
3. | Земли промышленности и т.д.: | 382,4 | 2,3 | 573 | +190,6 | 100 | 25 |
3.1. | промышленные предприятия | 20 | 40 | ||||
3.2. | автомобильный транспорт | 16,6 | 30 | ||||
3.3. | железнодорожный транспорт | 13 | 26 | ||||
3.6. | земли обороны | 318,5 | |||||
3.7. | земли иного спец. назначения | 5,6 | |||||
4. | Земли ООПТ | 842,8 | 5,1 | 1542 | +699 | 630 | 200 |
5. | Земли лесного фонда | 11828,1 | 71,8 | 10632,5 | -1195,6 | ||
6. | Земли водного фонда | 323,2 | 2 | 323,2 | 0 | ||
7. | Земли запаса | 770,1 | 4,7 | 192,5 | -577,6 | ||
8. | Итого земель в адм. гр. | 16467,3 | 100 | 16467,3 | |||
Итого требуется дополнительно земель запаса к 2025 г. | 1195 | 347 |
Примечания:
1. NN и данные площадей даны в соответствии с формой 22 Государственного земельного учета.
2. Требуемая площадь сельхозугодий определена из норматива 1,3 га сельхозугодий для обеспечения в условиях Приморского края потребности в малотранспортабельной сельскохозяйственной продукции и кормопроизводства: 2,16 млн чел x 1,3 га = 2800 тыс. га.
3. Земли промышленности. Исходя из заявления в Стратегии 2025, что доля новых секторов в структуре ВРП Приморья составит 58 процентов, мы принимаем, что площадь земель промышленности возрастет в 2 раза.
4. Земли поселений 243 + 25% = 303,75; земли промышленности 382 + 50% = 573.
5. Согласно письму Администрации Приморского края от 02.10.2008 N 11-20/6136 "О согласовании строительства ЛЭП-35 пгт Пластун - п. Терней" планируется расширение территории ФГУ "Сихотэ-Алинский заповедник" на 4,7 тыс. га. Согласно Постановлению Губернатора Приморского края от 15.10.1998 N 511 (п. 7.1.2) запланировано расширение существующих ООПТ - территории заповедников (Уссурийского на 17,6 тыс. га, Лазовского на 1,2 тыс. га, Сихотэ-Алинского на 75,0 тыс. га); создание ТТП в бассейне р. Бикин (407,8 тыс. га), создание национального парка - "Земля Леопарда" (200 тыс. га).
6. Земли запаса при интенсивном варианте развития должны быть вовлечены в хозяйственный оборот на 75 процентов.
Укрупненные расчеты показывают, что для обеспечения Стратегии - 2025 потребуется 1195 тыс. га земель лесного фонда. Если эта площадь не будет компенсирована передачей в лесной фонд лесных земель других землепользователей, которые в настоящее время числятся под "кустарниковой растительностью", то площадь земель лесного фонда Приморского края уменьшится до 10632 тыс. га и составит 64,5 процента площади края.
Опыт предыдущих программ, стратегий, постановлений по развитию РДВ показывает, что в большинстве случаев они реализуются только частично. Поэтому учитывая, что временные рамки данного Лесного плана ограничены 2018 годом, экспертно принимаем, что до 2018 года будет реализовано не более 25 процентов проектов Стратегии 2025. Соответственно, потенциально возможные уменьшения площади земель лесного фонда до 2018 года не более 347 тыс. га. 108 тыс. га требуемого освоения под сельскохозяйственное использование может быть "закрыто" не покрытыми лесами землями в составе земель запаса, которые в настоящее время по данным ГосЗемУчета составляют 1,3 процента (157,9 тыс. га) в структуре лесного фонда Приморского края.
Вопрос нового сельскохозяйственного освоения с использованием земельных ресурсов лесного фонда противоречивый. Если его рассчитывать, базируясь на Стратегии 2025 (рост населения и производства) и требуемых ресурсах для решения задачи продовольственной безопасности, то без привлечения земель запаса не обойтись. Исходя же из кризиса в сельскохозяйственном производстве края, "потере" более половины посевных площадей с конца 80-х годов, то до 2018 года перед Приморским краем стоит непростая задача - возвращение к рубежам сельскохозяйственного землепользования начала 90-х годов.
С точки зрения территориальной организации экономики и природопользования Приморского края проекты Стратегии - 2025 затрагивают, в первую очередь, юг Приморского края и территории, тяготеющие к транспортным коридорам.
Использование лесных земель при проведении работ по подготовке встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году
Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества (АТЭС, Asia-Pacific Economic Cooperation Forum) - международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).
В сентябре 2007 года на очередном Саммите АТЭС в Австралии лидеры стран-участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества официально поддержали предложение нашей страны провести очередную встречу в верхах в 2012 году в России. Соответствующее решение зафиксировано в итоговой Сиднейской декларации.
В 2009 году был принят Федеральный закон (N 93-ФЗ от 8 мая 2009 года) "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Особенности использования лесов для размещения необходимых для проведения саммита объектов определяются ст. 11 этого Закона. Для размещения необходимых для проведения саммита объектов допускается использование лесов, за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, и особо защитных участков лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации соответствующих объектов. Для размещения необходимых для проведения саммита объектов в лесах, за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, и особо защитных участков лесов, допускается осуществление рубок лесных насаждений без ограничений, предусмотренных лесным законодательством. Статьей 25 также внесено изменение в Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (N 201-ФЗ от 4 декабря 2006 года).
Для строительства объектов Саммита АТЭС-2012 по состоянию на 01.09.2010 заключено 24 договора аренды и безвозмездного срочного пользования на территории Владивостокского лесничества. Общая площадь предоставленных участков составляет 412,028 га. Основные пользователи лесных участков - ФГУ ДСД "Владивосток", КППК "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края", ОАО "ФСК ЕЭС".
Использование лесных земель при создании игорной зоны "Приморье"
Распоряжением Правительства РФ N 1213-р от 20 августа 2009 года на территории Артемовского городского округа Приморского края определены границы территории площадью 6197311 кв. м, на которой планируется размещение игорной зоны "Приморье", частично расположенной на лесных землях Лазурного участкового лесничества Владивостокского лесничества. На лесные земли приходится лесной участок площадью 356,6 га. Этот участок необходимо перевести в земли промышленности и иного специального назначения с правом вырубки насаждений под зданиями и сооружениями.
Таким образом, учитывая особенности стратегии социально-экономического развития Приморского края, следует отметить, что лесопромышленный комплекс края не имеет резервов экстенсивного развития. Перспективы интенсификации развития ЛПК и повышения доходности использования лесных ресурсов связаны исключительно с модернизацией и интенсификацией переработки древесины и развитием других (недревесных) видов использования лесов.