Действующий

О ПРОГРАММЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2011 - 2013 ГОДЫ (с изменениями на: 06.09.2013)


Таблица 2

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

(лет)

 Мужчины и женщины                            

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

 67,8  

 68,40  

 68,71  

 69,06  

 69,24  

 69,52  

 69,77  

 69,96  


Система здравоохранения в Республике Мордовия в минувшее пятилетие в целом выполнила возложенные на нее задачи и, сохранив государственный характер, объем и качество бесплатной медицинской помощи, обеспечила тем самым реализацию конституционного права населения республики на охрану здоровья. Этому способствовала реализация Концепции развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Мордовия на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 26 февраля 2006 года N 135-Р.

Изменение демографических, культурных и социально-экономических условий требует адекватного преобразования лечебно-профилактических учреждений в современные оздоровительные комплексы.

В Послании Главы Республики Мордовия Н.И.Меркушкина Государственному Собранию (г. Саранск, 27 ноября 2009 г.) определена первостепенная задача по обеспечению доступности и качества медицинской помощи, развитию профилактики заболеваний. Решение этой задачи предполагает существенную модернизацию здравоохранения.

Современная идеология охраны здоровья, конкретные задачи, обозначенные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Послании Главы Республики Мордовия Государственному Собранию, реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения требуют принятия новой программы развития отрасли здравоохранения и адаптации ее к современным условиям.

Настоящая Программа определяет цель государственной политики в области здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности и качества медицинской помощи путем создания материально-технических, правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, соответствующих уровню потребности населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане.

В Программу включены направления по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, в том числе при реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, развитию информационных технологий, внедрению стандартов оказания медицинской помощи.

Целесообразность использования программного метода при решении проблем, связанных с улучшением состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности и качества медицинской помощи, снижением заболеваемости, инвалидности и смертности населения, увеличением продолжительности и улучшением качества жизни больных, подтверждается результатами реализации действующей с 2006 года Концепции развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Мордовия на период до 2010 года.

Необходимость комплексного решения проблем обусловлена рядом следующих объективных причин:

сложностью и многообразием задач, стоящих перед здравоохранением республики, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

потребностью в координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций.

К настоящему моменту в республике сложилась экономическая специализация индустриально-аграрного типа. К базовым секторам экономики региона, задающим эту специализацию, относятся агропромышленный комплекс, электротехника (включая светотехнику), транспортное машиностроение (вагоностроение), индустрия строительных материалов. Именно базовые сектора находятся в процессе технологической модернизации и обновления основных фондов: степень износа основных фондов в сельском хозяйстве составляет 29,3% (по данному показателю в Приволжском федеральном округе Республика Мордовия уступает только Республике Татарстан, где степень износа основных фондов в сельском хозяйстве составляет 28,2%), в обрабатывающих производствах - 39,4% (по данному показателю регион лидирует в Приволжском федеральном округе); именно в данных секторах происходит формирование холдинговых структур ("Талина", "Мордовцемент"), совершающих производственную экспансию в другие регионы. На долю базовых секторов приходится основная доля получаемых в региональный бюджет налогов. Среди 20 крупнейших налогоплательщиков Республики Мордовия 46,9% (по объему выплаченных налогов и сборов в республиканский бюджет Республики Мордовия) приходится на предприятия пищевой промышленности, 29,2% - на промышленность строительных материалов, 7,7% - на предприятия приборостроения, 6,1% - на предприятия связи, 5,6% - машиностроение, 2,3% - электроэнергетику, 0,1% - сельское хозяйство.

Основными направлениями реализации демографической политики согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З, являются:

1. Реализация мероприятий, направленных на стимулирование рождаемости:

предоставление льготных условий ипотечного кредитования для молодых семей;

развитие системы поддержки неполных семей с детьми, многодетных семей, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

содействие занятости женщин, имеющих детей (развитие гибких форм занятости, системы переобучения и т.д.).

2. Приобщение разных возрастных групп к здоровому образу жизни.

3. Развитие массового спорта и профессионального спорта: использование городского пространства Республики Мордовия для проведения крупных российских и международных соревнований по различным видам спорта, привлечение в регион высококвалифицированных тренеров и спортсменов, использование спортивных объектов для чемпионатов России, строительство спортивных сооружений.

4. Популяризация здорового образа жизни (проведение информационных акций, направленных на предотвращение распространения социальных болезней, стимулирование предприятий и организаций региона к внедрению технологий health-менеджмента и т.д.).

5. Внедрение мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя и т.д.

6. Развитие институтов поддержки и планирования семьи, пропаганда ценностей семьи.

7. Реализация специальных программ для населения старших возрастов (развитие геронтологической помощи).

8. Реализация комплекса мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения и предотвращение дорожно-транспортных происшествий, в том числе в рамках реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (улучшение качества автомобильных дорог, реализация проектов социальной рекламы, проведение информационных кампаний, направленных на ознакомление с правилами дорожного движения, повышение оперативности оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.).

9. Создание условий для притока квалифицированных специалистов и экономически активного населения в регион.