Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 23.09.2013)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденная Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", ставит основной целью развития республики повышение конкурентоспособности территории за счет инновационного сектора экономики и повышения качества жизни населения. На совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г. Президент России отметил, что "нужно окончательно расчистить основу для развития профессионального образования и встроить профессионально-техническое образование в развитие тех процессов, которые идут в нашей стране, прежде всего в процесс модернизации. Причем ключевым ориентиром должно стать высокое качество подготовки во всех звеньях: и в начальном, и в среднем, и в высшем профессиональном образовании".

Система профессионального образования республики стремится аккумулировать в себе самые современные знания и технологии, чтобы стать базой для развития инновационной деятельности республики. При этом развитие профессионального образования должно идти сразу в нескольких приоритетных направлениях: доступность качественного образования населению республики, непрерывность профессионального образования на протяжении всей жизни человека, соответствие содержания и качества профессионального образования требованиям республиканского рынка труда, развитие всей системы профессионального образования во взаимодействии с работодателями и научным сообществом.

Республика Мордовия к настоящему времени располагает сетью учреждений профессионального образования разного типа, вида и уровня подготовки специалистов.

Сегодня система начального профессионального образования Республики Мордовия включает 10 учреждений, в том числе 3 лицея и 7 училищ, в которых обучается 2315 человек по 33 профессиям. В 2010 году выпуск составил 1996 человек.

Основными тенденциями в развитии учреждений НПО в настоящее время являются их укрупнение путем присоединения малочисленных профессиональных училищ к более крупным, перевод части перспективных учреждений НПО в статус техникумов.

В республике функционирует 28 учреждений СПО, в том числе 10 колледжей и 18 техникумов, из них 9 учреждений являются федеральными. В общей сложности в учреждениях СПО обучается 12556 студентов, ведется подготовка по 57 специальностям, в том числе по 24 специальностям повышенного уровня. В 2010 году выпуск всех учреждений СПО составил 3867 специалистов.

В настоящее время происходит процесс постепенного вытеснения специалистов среднего звена специалистами с высшим образованием.

Республика Мордовия относится к числу субъектов Российской Федерации, на территории которых достаточно развита сеть учреждений ВПО. Подготовку специалистов высшей квалификации осуществляют Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева" (с филиалами в городах Рузаевка и Ковылкино), Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева", Саранский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации", Средне-Волжский (г. Саранск) филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации", Саранский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный университет путей сообщения" в г. Рузаевка, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский гуманитарный институт". В данных учебных заведениях обучается 41362 студента. Прием в высшие учебные заведения, расположенные на территории республики, в 2010 году составил более 4 тысяч человек, выпуск около 9 тысяч человек.

Прием в учреждения НПО/СПО/ВПО имеет тенденцию к уменьшению.

В период реализации Республиканской целевой программы развития образования в Республике Мордовия на 2007 - 2010 годы в системе профессионального образования произошли следующие позитивные изменения:

началась оптимизация сети учреждений НПО путем укрупнения образовательных учреждений, ликвидации малочисленных и перевода в статус техникумов наиболее перспективных;

произошли перемены в развитии партнерских отношений с работодателями. Большинство учреждений профессионального образования ведут подготовку специалистов по запросам предприятий. Началось внедрение принципиально новой формы интеграции учреждений образования, науки и работодателей - образовательно-производственных комплексов (далее - ОПК);

приобретен опыт участия в конкурсном отборе учреждений НПО/СПО, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта "Образование". За период 2007 - 2009 годов победителями конкурса стали четыре учреждения профессионального образования - Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 21", Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Саранский государственный промышленно-экономический колледж", Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ссуз) "Саранский строительный техникум", Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Кемлянский аграрный колледж". Это позволило закупить необходимое современное оборудование и технику, оснастить учебные центры и лаборатории, модернизировать учебный процесс путем внедрения современных информационных технологий, заключить долгосрочные договоры с социальными партнерами;

налажен контроль за трудоустройством выпускников. Ведется ежемесячный мониторинг ситуации с трудоустройством, образовательные учреждения активно взаимодействуют в этом вопросе со службами занятости населения, что привело к снижению числа нетрудоустроенных выпускников учреждений НПО/СПО с 5% в 2006 году до 2,8% в 2010 году.

В настоящее время система профессионального образования динамично развивается, при этом требуется решить ряд проблем по модернизации и повышению качества профессиональной подготовки.

Сложным для решения вопросом в развитии профессионального образования на протяжении последних нескольких лет остается динамика численности обучающихся в учреждениях профессионального образования (таблица 1).