Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)" (с изменениями на: 26.12.2016)


 I. Общее описание


1. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)".

"Дорожная карта" является документом, отражающим план стратегического развития сферы социального обслуживания населения Республики Мордовия на период с 2013 по 2018 годы.

Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить достижение основной цели, выраженной в обеспечении доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления населению Республики Мордовия услуг в сфере социального обслуживания.

Достижению данной цели будет способствовать модернизация системы социального обслуживания населения Республики Мордовия, основанная на совершенствовании региональной законодательной и нормативной правовой базы, предусматривающей:

предоставление социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной потребности;

возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, благотворителей и добровольцев;

внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг и осуществление эффективного контроля за их предоставлением;

реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных организаций социального обслуживания населения Республики Мордовия;

сокращение очередности на стационарное социальное обслуживание в психоневрологические интернаты, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.

В Республике Мордовия функционирует и планомерно развивается сеть учреждений социального обслуживания граждан. Основными приоритетными направлениями государственной политики в сфере социального обслуживания с 2013 года являются:

совершенствование предоставления гражданам государственных услуг в сфере социального обслуживания населения, исходя из требований к качеству и доступности;

совершенствование системы социального обслуживания граждан, в первую очередь граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности;

повышение престижа профессии социальных работников, привлечение в сферу социального обслуживания молодых кадров.

Численность населения Республики Мордовия на 1 января 2013 г. составляла 818566 человек, из них пенсионеров 250539 человек, на 1 января 2016 г. - 807453 человек, из них пенсионеров 254315 человек.

По состоянию на 1 января 2013 г. система социального обслуживания населения Республики Мордовия состояла из 55 учреждений социального обслуживания населения, в том числе: 4 психоневрологических интернатов, 18 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 2 детских домов-интернатов, 4 реабилитационных центров для несовершеннолетних, 1 социального приюта для детей и подростков, 1 дома ночного пребывания, 1 комплексного центра социального обслуживания, 23 государственных казенных учреждения социальной защиты населения и 1 территориального фонда социальной поддержки населения, предоставляющего срочные социальные услуги.

Расходы на содержание государственных учреждений социального обслуживания населения Республики Мордовия в 2013 - 2018 годах представлены в таблице, в тыс. рублей:

Наименование расходов

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Расходы на содержание государственных учреждений

952285,1

1044959,6

1050277,0

1181361,5

1302194,0

1398945,5

Объем средств на оплату труда с начислениями

625604,6

730845,3

727381,2

844881,0

919658,6

993251,3

Средства республиканского бюджета, в том числе:

827132,2

894672,1

869690,4

984601,5

1104567,4

1199813,8

объем средств на оплату труда с начислениями

619448,4

726556,4

724349,5

842277,0

916645,6

990164,3

Внебюджетные средства, в том числе:

125152,9

150287,5

180586,6

196760,0

197626,6

199131,7

объем средств на оплату труда с начислениями

6156,2

4288,9

3031,7

2604,0

3013,0

3087,0


Динамика численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг представлена в таблице:

п/п

Наименование показателей

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1.

Общая численность получателей социальных услуг, в том числе по формам социального обслуживания:

150233

117860

17808

20331

в стационарной форме социального обслуживания

2694

2732

2736

2746

в полустационарной форме социального обслуживания

2283

2057

472

794

в форме социального обслуживания на дому

4965

5407

6220

8384

срочных социальных услуг

140291

107664

8380

8407

2.

Количество предоставленных услуг, в том числе по формам социального обслуживания:

4777695

4869269

7834034

8128592

в стационарной форме социального обслуживания

3275863

3364599

4558702

4731187

в полустационарной форме социального обслуживания

72994

83877

305266

318682

в форме социального обслуживания на дому

1286591

1312848

2961216

3069850

срочные социальные услуги

142247

107945

8850

8873

3.

Среднесписочная численность социальных работников

924

868

774

772


Анализ динамики численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг показал, что наблюдается снижение общей численности получателей срочных социальных услуг и в полустационарной форме и роста с 2015 года количества оказанных социальных услуг.

Это обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), в соответствии с которым введены индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах, а также основания, по которым гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании. Таким образом, с 1 января 2015 г. при предоставлении социальных услуг применяется принцип индивидуальной потребности, конкретизирован перечень срочных социальных услуг, а также изменен алгоритм расчета численности получателей срочных социальных услуг и полустационарной форме (до вступления в силу Федерального закона N 442-ФЗ получатель социальной услуги в течение отчетного периода неоднократно учитывался при расчете общего количества граждан, получивших услугу).

До вступления в силу Федерального закона N 442-ФЗ предоставление социальных услуг на дому на территории Республики Мордовия осуществлялось в соответствии с постановлениями Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2004 года N 479 "О Порядке социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации", от 14 апреля 2014 года N 139 "Об оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении социального обслуживания на дому".

Социальное обслуживание на дому предоставлялось гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

Среди перечня социальных услуг, регулярно оказываемых гражданам во всех формах социального обслуживания, востребованными являлись социально-бытовые, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги.