1. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)".
"Дорожная карта" является документом, отражающим план стратегического развития сферы социального обслуживания населения Республики Мордовия на период с 2013 по 2018 годы.
Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить достижение основной цели, выраженной в обеспечении доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления населению Республики Мордовия услуг в сфере социального обслуживания.
Достижению данной цели будет способствовать модернизация системы социального обслуживания населения Республики Мордовия, основанная на совершенствовании региональной законодательной и нормативной правовой базы, предусматривающей:
предоставление социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной потребности;
возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, благотворителей и добровольцев;
внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг и осуществление эффективного контроля за их предоставлением;
реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных организаций социального обслуживания населения Республики Мордовия;
сокращение очередности на стационарное социальное обслуживание в психоневрологические интернаты, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.
В Республике Мордовия функционирует и планомерно развивается сеть учреждений социального обслуживания граждан. Основными приоритетными направлениями государственной политики в сфере социального обслуживания с 2013 года являются:
совершенствование предоставления гражданам государственных услуг в сфере социального обслуживания населения, исходя из требований к качеству и доступности;
совершенствование системы социального обслуживания граждан, в первую очередь граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности;
повышение престижа профессии социальных работников, привлечение в сферу социального обслуживания молодых кадров.
Численность населения Республики Мордовия на 1 января 2013 г. составляла 818566 человек, из них пенсионеров 250539 человек, на 1 января 2016 г. - 807453 человек, из них пенсионеров 254315 человек.
По состоянию на 1 января 2013 г. система социального обслуживания населения Республики Мордовия состояла из 55 учреждений социального обслуживания населения, в том числе: 4 психоневрологических интернатов, 18 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 2 детских домов-интернатов, 4 реабилитационных центров для несовершеннолетних, 1 социального приюта для детей и подростков, 1 дома ночного пребывания, 1 комплексного центра социального обслуживания, 23 государственных казенных учреждения социальной защиты населения и 1 территориального фонда социальной поддержки населения, предоставляющего срочные социальные услуги.
Расходы на содержание государственных учреждений социального обслуживания населения Республики Мордовия в 2013 - 2018 годах представлены в таблице, в тыс. рублей:
Наименование расходов | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Расходы на содержание государственных учреждений | 952285,1 | 1044959,6 | 1050277,0 | 1181361,5 | 1302194,0 | 1398945,5 |
Объем средств на оплату труда с начислениями | 625604,6 | 730845,3 | 727381,2 | 844881,0 | 919658,6 | 993251,3 |
Средства республиканского бюджета, в том числе: | 827132,2 | 894672,1 | 869690,4 | 984601,5 | 1104567,4 | 1199813,8 |
объем средств на оплату труда с начислениями | 619448,4 | 726556,4 | 724349,5 | 842277,0 | 916645,6 | 990164,3 |
Внебюджетные средства, в том числе: | 125152,9 | 150287,5 | 180586,6 | 196760,0 | 197626,6 | 199131,7 |
объем средств на оплату труда с начислениями | 6156,2 | 4288,9 | 3031,7 | 2604,0 | 3013,0 | 3087,0 |
Динамика численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг представлена в таблице:
п/п | Наименование показателей | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год |
1. | Общая численность получателей социальных услуг, в том числе по формам социального обслуживания: | 150233 | 117860 | 17808 | 20331 |
в стационарной форме социального обслуживания | 2694 | 2732 | 2736 | 2746 | |
в полустационарной форме социального обслуживания | 2283 | 2057 | 472 | 794 | |
в форме социального обслуживания на дому | 4965 | 5407 | 6220 | 8384 | |
срочных социальных услуг | 140291 | 107664 | 8380 | 8407 | |
2. | Количество предоставленных услуг, в том числе по формам социального обслуживания: | 4777695 | 4869269 | 7834034 | 8128592 |
в стационарной форме социального обслуживания | 3275863 | 3364599 | 4558702 | 4731187 | |
в полустационарной форме социального обслуживания | 72994 | 83877 | 305266 | 318682 | |
в форме социального обслуживания на дому | 1286591 | 1312848 | 2961216 | 3069850 | |
срочные социальные услуги | 142247 | 107945 | 8850 | 8873 | |
3. | Среднесписочная численность социальных работников | 924 | 868 | 774 | 772 |
Анализ динамики численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг показал, что наблюдается снижение общей численности получателей срочных социальных услуг и в полустационарной форме и роста с 2015 года количества оказанных социальных услуг.
Это обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), в соответствии с которым введены индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах, а также основания, по которым гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании. Таким образом, с 1 января 2015 г. при предоставлении социальных услуг применяется принцип индивидуальной потребности, конкретизирован перечень срочных социальных услуг, а также изменен алгоритм расчета численности получателей срочных социальных услуг и полустационарной форме (до вступления в силу Федерального закона N 442-ФЗ получатель социальной услуги в течение отчетного периода неоднократно учитывался при расчете общего количества граждан, получивших услугу).
До вступления в силу Федерального закона N 442-ФЗ предоставление социальных услуг на дому на территории Республики Мордовия осуществлялось в соответствии с постановлениями Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2004 года N 479 "О Порядке социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации", от 14 апреля 2014 года N 139 "Об оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении социального обслуживания на дому".
Социальное обслуживание на дому предоставлялось гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.
Среди перечня социальных услуг, регулярно оказываемых гражданам во всех формах социального обслуживания, востребованными являлись социально-бытовые, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги.