2.1. Спецшкола создается учредителем (учредителями) в установленном порядке и регистрируется в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами местного самоуправления.
2.2. Учредителями могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
2.3. При создании межрегиональной спецшколы допускается совместное учредительство.
2.4. Отношения между учредителем (учредителями) и спецшколой определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия).
2.5. Спецшкола проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом РФ "Об образовании".
2.6. Права юридического лица в части ведения установленной финансово-хозяйственной деятельности возникают у спецшколы с момента ее регистрации, а права на образовательную деятельность и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) с момента выдачи ей соответствующей лицензии (решения).
Спецшкола как юридическое лицо имеет Устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
Спецшкола в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) вправе образовывать объединения в форме ассоциаций и союзов.
2.7. Спецшкола при наличии соответствующих условий может быть с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек (как правило, создаются отдельные спецшколы для мальчиков и для девочек).
2.8. Спецшкола закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода.
2.9. В спецшколе закрытого типа создается режимная (вспомогательная) служба, обеспечивающая специальные условия содержания воспитанников (прилагаются), число работников режимной (вспомогательной) службы устанавливается в зависимости от вида спецшколы, количества охраняемых объектов на его территории, планировки помещений, размеров территории.
Спецшкола закрытого типа может быть только государственной.
2.10. Порядок содержания, обучения и воспитания детей и подростков в спецшколе закрытого типа устанавливается с учетом их индивидуальности, возраста, пола, а также психологического и физического состояния и должен обеспечивать:
создание условий для психокоррекционной работы на основе индивидуальной социально-психологической диагностики;
организацию оптимального распорядка дня, включающего в себя систему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятие общественно полезной деятельностью, личное время воспитанников;
безопасные условия проживания, максимальную защищенность воспитанников от негативного влияния;
социально-правовую помощь.
2.11. Спецшкола создается при наличии не менее 25 воспитанников.
Наполняемость класса (группы) устанавливается в количестве не более 10 человек. На каждую группу предусматривается не менее 2 воспитателей, 2 мастеров производственного обучения, 2 учителей трудового обучения.
В штате спецшколы предусматриваются должности учителя-логопеда, дефектолога (из расчета по 1 штатной единице на каждые 15-20 воспитанников с нарушениями речи), педагога - психолога, социального педагога (из расчета по 1 штатной единице на каждые 25 воспитанников), психотерапевта (2 штатные единицы).
Бытовые условия спецшколы (планировка, отделка помещений и т.д.) должны способствовать реабилитационному процессу, создавать условия для снятия у воспитанников эмоционального напряжения и агрессии.
Спецшкола должна иметь:
комплекс жилых и учебных зданий для воспитанников;
помещения для педагогического, административного и обслуживающего персонала, подсобное хозяйство, пищеблок, клуб, спортгородок, учебно-опытный участок, учебно-производственные мастерские и другие помещения, необходимые спецшколе для достижения цели;
материальную базу для проведения лечебных и специальных коррекционных занятий, в том числе медицинские кабинеты (стоматологический, процедурный, физиопроцедурный, психиатра, помещений для занятий психотерапией, комнату психологической разгрузки и другие);
спальные помещения, рассчитанные на 1-3 человек, санитарные узлы с отдельными кабинетами в соответствии с установленными нормами;
транспортные средства (автобус, легковая и грузовая автомашины).
Спецшкола открывается в населенном пункте с благоприятными климатическими и экологическими условиями, имеющем транспортную и телефонную связь.