Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2025 ГОДА И О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) (с изменениями на: 24.12.2012)

Введение


Стратегия <1> развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) рассматривается в контексте мировых тенденций развития туризма, а также в рамках стратегических направлений развития этой отрасли в Российской Федерации. Процессы, происходящие в мировой и отечественной практике туристической деятельности, будут оказывать существенное влияние на характер развития отрасли на территории республики. Именно они формируют общественное представление о туризме как таковом, стремление человека к познанию окружающего мира, приоритеты человеческих ценностей на современном этапе развития общества.

     ________________

<1> Стратегия развития туристической индустрии в Республике Саха (Якутия) разработана во исполнение поручения Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова, Протокола совещания при Президенте Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2008 года N 296, п. 3.6.8.

Разработчик Концепции - ООО "Центр инвестиционных исследований".

Стратегия развития туристской индустрии исходит из перспектив социально-экономического развития, определенных Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия), прогнозируемого роста численности населения и его благосостояния. В результате реализации Схемы республика уверенно выйдет на траекторию устойчивого развития, валовый региональный продукт вырастет в 2,8 раза по отношению к 2005 году, реальные доходы населения - в 3,6 раза <2>.

     ________________

<2> Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, одобрена Правительством Российской Федерации (протокол N 5 от 07.02.2007)

Важным фактором развития индустрии туризма во всем мире является уровень государственной поддержки этой отрасли национальной экономики. Она связана как непосредственно с государственными вложениями в создание материальной базы и инфраструктуры туризма, объектов туристического интереса, системы подготовки кадров, с организацией межотраслевого взаимодействия, так и с созданием средствами государственного регулирования благоприятных условий для становления и успешного развития отрасли, продвижения туристического имиджа региона средствами некоммерческой рекламы.

В федеральном законе о туризме понятие "туристская индустрия" определено как совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников <3>. Таким образом, под туристской индустрией в целях данного документа понимается взаимоувязанная система предприятий и предпринимателей, предоставляющих туристам все необходимые для потребления в процессе туризма и достаточные для осуществления собственно процесса туризма туристические услуги, работы и товары.

     ________________

<3> Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ

В Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) туризму придается значение одной из структурообразующих отраслей хозяйства республики. Оптимизм во взглядах на успешное развитие туризма в Республике Саха (Якутия) имеет вполне реальные основания и предпосылки:

1. Северный вектор туристских интересов с каждым годом становится в мире все более привлекательным. Хотя на этом направлении уже имеются признанные туристические центры в Западной Европе и в странах Северной Америки, но даже среди них Якутия выделяется сохранностью первозданной природной среды.

2. Для значительной части населения мира в странах, где туристическая активность все более набирает силу: Китай, Япония, Республика Корея и другие страны АТР, северо-восток России территориально более доступен, чем северные территории Европы и Америки.

3. Богатая история человеческой цивилизации, уникальность территории как среды обитания и полноценной жизни человека в предельно экстремальных природно-климатических условиях.

4. За последние годы республика значительно продвинулась в решении проблем инфраструктурного комплекса, который будет использоваться в обеспечение туристской деятельности: магистрального наземного и воздушного транспорта, сети аэропортов и дорожного строительства, развития гостиничного комплекса, средств связи и телекоммуникаций. В ближайшие годы эти направления будут развиваться более интенсивно.

5. Создана сеть предприятий и фирм, занятых туристской деятельностью, которые приобрели опыт туристской деятельности. В 2008 году создана Национальная туристическая компания "Якутия", призванная выполнять функции компании-лидера на рынке туристских услуг в республике и в развитии въездного и внутреннего туризма.

Вместе с тем современный уровень туризма, состояние материальной базы сопутствующих и инфраструктурных отраслей, сферы услуг, призванных обеспечить поступательное развитие туристской деятельности, не соответствуют мировому уровню и требованиям как индустрии туризма. Стратегия строится с учетом того факта, что многие элементы, составляющие туристскую индустрию, придется создавать впервые. Безусловно, следует учитывать и то, что развивать туризм придется в конкурентной среде ближних и отдаленных регионов России, других северных районов, которые делают акцент именно на северную тематику.

Созданные в стране механизмы государственной поддержки становления и развития туризма предусматривают то, что существенная помощь из федерального бюджета может быть оказана региональным проектам, имеющим значительный общегосударственный приоритет и обеспеченным надежным экономическим обоснованием. При этом расчет на участие федеральных бюджетных вложений и механизмов федеральной поддержки туристской индустрии возможен только при активном участии субъекта Федерации в принятии организационных мер и финансировании проектов.

Предназначение Стратегии состоит в том, что она:

является основой для выработки государственной политики, определяет основные направления развития туристской деятельности на территории Республики Саха (Якутия) до 2025 года, формирует единое видение содержания и перспектив развития туристской индустрии органами государственной власти, бизнесом и обществом;

создает принципиальную основу для разработки целевых программ в области создания материальной базы туризма, согласованного развития сопутствующих отраслей и производств;

рассматривается как база создания механизмов государственного управления и регулирования в данной отрасли, скоординированного формирования планов работы Правительства и законотворческой деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).